- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
FT: Большая война вернулась, названы пять уроков вторжения России в Украину
Зима была в разгаре, когда Москва высадила несколько сотен десантников на главном аэродроме соседней страны, приказав им захватить столицу, убить президента и установить марионеточный режим. Когда танки приближались к границе, Кремль ожидал, что эта соседняя страна скоро рухнет. Таков был план Москвы для вторжения армии СССР в Афганистан в 1979 году.
Через четыре десятилетия после этого Владимир Путин использовал этот же рецепт чрезмерной самоуверенности для полномасштабного вторжения в Украину. Он тоже рассчитывал быстро захватить Киев, после чего вся страна должна была бы капитулировать, пишет Financial Times.
«Есть удручающая прямая параллель между тем, как группа престарелых мужчин в Кремле приняла плохое решение о вторжении в Афганистан, и тем, как другая группа престарелых мужчин в Кремле решила вторгнуться в Украину», – сказал эксперт по вопросам России и историк Марк Галеотти.
«В обоих случаях военные считали, что вторжение – это плохая идея, но их отвергли», – добавил он.
Вторжение в Афганистан стоило жизни 15 тысяч советских солдат. Оно превратилось в 10-летнюю трясину, которая закончилась только после вывода войск. В Украине, где уже 100 тысяч российских военных были убиты или ранены за 10 месяцев войны, Кремль упорно продолжает неправильно трактовать национальные настроения. И это еще ужаснее. Российская армия не смогла захватить Киев. А украинские войска вытеснили ее с половины территорий, которые им удалось оккупировать. Но Москва, кажется, остается непреклонной. Украина постоянно предостерегает, что Россия планирует новую атаку на украинскую столицу, хотя ее способность вести большое наступление была утрачена.
Какие еще уроки можно извлечь из войны в Украине и как она будет развиваться в 2023 году? Один из ключевых выводов, на который указывают военные чиновники и аналитики, является то, что «большая война вернулась». И она требует, чтобы у стран были промышленные возможности и огромные запасы оружия, чтобы поддерживать бои высокой интенсивности.
Украина была обеспечена оружием из того, что министр обороны Великобритании Джеймс Гиппи назвал «стратегической глубиной» западных союзников, отправивших украинской армии помощью на более 40 миллиардов долларов. США также отправят системы ПВО Patriot в рамках нового пакета в 1,85 миллиарда долларов. До сих пор Запад, опасаясь эскалации конфликта, которая бы привела к прямому противостоянию между НАТО и Россией, отказывается передавать современные танки, самолеты и дальнобойные ракеты, о которых просил Киев.
«Ключевой вопрос на 2023 год – это сколько военной поддержки Запад еще передаст Украине и какой она будет», – сказала эксперт по вопросам России Королевского колледжа Лондона Домицилла Саграмосо.
Третий урок для Москвы. И он говорит, что качество важнее, чем количество. Хорошая логистика, высокий уровень подготовки войск и адекватное техническое обеспечение «ничего не стоят, если разведка и командование неадекватны», – сказал бывший бригадир британской армии и эксперт Института стратегических исследований Бен Барри. Он подчеркнул, что российская армия продолжает демонстрировать «низкую мораль и слабые стандарты тактик объединенных сил и командования на поле битвы».
Пытаясь исправить ситуацию, в октябре Путин назначил генерала Сергея Суровикина командиром российских сил в Украине. Будучи ветераном войны в Сирии, он «наверное, самый компетентный командир, которого Россия назначали до сих пор», – считает военный эксперт аналитического центра Rand Corp Дара Массикот. Суровикин укрепил российские фронты примерно 300 тысячами мобилизованных солдат. Он также провел успешное отступление из Херсона, где российским войскам угрожал плен. Эти более сильные оборонительные позиции сократили шансы того, что украинское зимнее контрнаступление будет успешным и сможет перерезать сухопутный коридор между Крымом и Россией. Хотя западные военные аналитики считают, что такой прорыв все еще возможен.
«У украинских сил есть собственные проблемы. Они понесли большие потери, многие не имеют должной подготовки. А некоторые подразделения страдают от чрезвычайной усталости. Кроме того, им нужно больше оружия и боеприпасов», – сказал неназванный западный советник в сфере обороны.
«Но их моральный дух и решительность несравнимо выше, чем у их оппонентов», – добавил он, подчеркнув, что украинские военные гораздо эффективнее мобилизованных россиян.
Четвертый урок – это важность гражданского общества для поддержания военных усилий. Украинские разработчики программного обеспечения создали приложения, которые помогли военным наносить удары по российским позициям. Шеф-повара готовят для украинских солдат на фронте, а добровольцы продолжают собирать средства на покупку военного снаряжения.
«В значительной степени украинский успех на поле битвы зависит от разнообразного и уверенного гражданского общества, способного поддерживать солдат», – сказал историк Йельского университета Тимоти Снайдер.
В октябре опрос Gallup установил, что 70% украинцев хотят продолжения боев до победы. А более 90% убеждены, что победа – это возобновление контроля над всеми территориями, которые оккупировала с 2014 года Россия, включая Крым. В то же время российская поддержка войны сократилась вдвое за период с июня по ноябрь. Лишь 27% россиян хотят, чтобы война продолжалась, о чем свидетельствуют данные внутреннего опроса, проведенного Кремлем и опубликованного изданием Meduza.
Пятый и, наверное, самый важный урок войны – это то, что она ведется на разных фронтах и не только танками, ракетами и пушками. Путин постоянно пытается уничтожить украинскую энергетическую инфраструктуру, чтобы сломать украинское желание бороться и спровоцировать новую волну беженцев в Европе. Он угрожает еще больше сократить поставки газа в разгар зимы. И хотя Украина снова экспортирует зерно благодаря соглашению, которое ООН и Турция помогли заключить, российский военный флот все еще контролирует Черное море, угрожая украинским экспортным путям.
«Сигнал Путина, кажется, говорит, что обстрелы продолжатся и он может делать это так долго, как ему захочется. Эта политическая стратегия разработана для создания дистанции между Украиной и Западом. Течение войны зависит не только от военной техники», – объяснил Галеотти.
Даже если обе стороны, устав от боев, согласятся на перемирие в следующем году, путинская агрессия против Украины все равно может продолжиться, но другими средствами.
«Характер современной войны меняется, но меняется и природа мира. Это то, о чем Западу следует подумать», – добавил Галеотти.