- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 6
Тюрьма за нарушение границы. Что теперь грозит за посещение Донбасса и Крыма в обход Украины
В четверг, 18 октября, Верховная Рада Украины во втором чтении и в целом приняла проект закона об ужесточении ответственности за незаконное пересечение государственной границы. Уголовный кодекс будет дополнен новой статьей 332-2, которая предусматривает наказание до трех лет лишения свободы.
"Страна" разбиралась, о чем говорится в новом законе.
Что поменяли в УК
Принятым законом устанавливается уголовная ответственность за пересечение государственной границы Украины любым способом вне пунктов пропуска, например, в Крым или на неподконтрольную часть Донбасса через Россию. Либо же в пунктах пропуска через госграницу Украины без соответствующих документов или с документами, содержащими недостоверные сведения. При этом в законопроекте не уточняется, какие именно недостоверные сведения имеются в виду. И как россиянин вообще может без документов пересечь границу в пунктах пропуска.
Ужесточения наказания за незаконное пересечение касается:
лиц, прибывающих в Украину с целью причинения вреда интересам государства;
лиц, которым запрещен въезд на территорию Украины;
представителей подразделений вооруженных сил или других силовых ведомств государства-агрессора
Такие действия будут караться лишением свободы на срок до трех лет.
Кроме того, за повторное совершение таких действий или совершение их группой лиц предусматривается ответственность в форме лишения свободы на срок от трех до пяти лет, а совершение таких действий в сочетании с насилием или применением оружия – на срок от пяти до восьми лет .
Действие статьи не распространяется на случаи возвращения в Украину без установленных документов граждан Украины, которые стали жертвами преступлений, связанных с торговлей людьми, а также на случаи прибытия в Украину иностранцев или лиц без гражданства с намерением получить убежище или быть признанными в Украине беженцами или лицами, нуждающимися в дополнительной защите. Если они обратились с заявлением о предоставлении убежища.
Закон вступает в силу на следующий день после опубликования.
Замечания к законопроекту
Перед вторым чтением Главное юридическое управление парламента обнародовало замечания к законопроекту. Там отметили, что использование формулировки "причинение вреда интересам государства" для определения объективной стороны состава преступления является недопустимым, поскольку имеет достаточно общий характер и требует конкретизации.
А также, что санкция предлагаемой статьи предусматривает безальтернативное наказание, что не соответствует конституционному принципу справедливости.
Управление рекомендовало принять во внимание эти замечания перед повторным голосованием.
Что изменили после первого чтения
В законопроекте после первого чтения смягчили ужесточении въезда для россиян. Если в первом варианте говорилось о том, что уголовная ответственность в виде лишения свободы до 3 лет предусматривается для всех владельцев российского паспорта – если они пересекают украинскую границу вне пунктов пропуска (речь шла о лицах, имеющих гражданство государства-агрессора), то ко второму чтению речь шла только о российских силовиках, лицах, которым запрещен въезд и лицах, которые могут причинить вред Украине.
Для сравнения изначально пункт звучал следующим образом: "Пересечение государственной границы Украины лицом, имеющим гражданство (подданство) государства-агрессора, или другим лицом в интересах государства-агрессора, противоречащие национальным интересам Украины, любым способом вне пунктов пропуска через государственную границу Украины или в пунктах пропуска через государственную границу Украины без соответствующих документов или документами, содержащими недостоверные сведения".
Затем его отредактировали, убрав пункт, что наказание касается вообще лиц с гражданством России: "Пересечение государственной границы Украины с целью причинения вреда интересам государства или лицом, которому запрещен въезд на территорию Украины, или представителями подразделений вооруженных сил или других силовых ведомств государства-агрессора в любой способ вне пунктов пропуска через государственную границу Украины или в пунктах пропуска через государственную границу Украины без соответствующих документов или документами, содержащими недостоверные сведения".
Что ждет граждан других стран и Украины
Пункт касается как неконтролируемого участка границы, так и официальных КПП. Применение закона будет акцентировано именно на подконтрольных участках границы. Речь в законопроекте идет о гражданах каких угодно стран (включая Украину), которые пересекают границы, действуя "в интересах, противоречащих национальным интересам Украины".
Расплывчатое юридическое понятие "лицо, которое действует в интересах страны-агрессора" вообще дает украинским властям широкое поле для деятельности для задержаний на границе и последующих посадок. Жертвой этой нормы может, например, стать любой иностранный журналист, который, к примеру, сотрудничает с российским телевидением или когда-либо высказывался против политики Киева на Донбассе, что может подпадать под действие закона. И теперь его могут не просто депортировать, но и посадить.
Пока же гражданам Украины, въезжающим в Украину с неподконтрольных территорий через Россию, либо в Украину из Крыма, куда они прибыли из России, грозит административная ответственность – штрафы. А иностранцам может грозить депортация.
Украинцев привлекают по статье 204, часть 1 – "Незаконное пересечение государственной границы" – и пропускают на территорию Украины. Если речь идет об иностранце, то в силу вступает статья 204 пункт 2 и статья 13 закона Украины "О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства". Они привлекаются к административной ответственности – и им запрещается въезд на территорию Украины на 3 года.
Страховка от Саакашвили
При этом, в нововведениях, предлагаемых БПП, читается и политический подтекст. Кроме ужесточения пограничного режима для россиян, они дают возможность посадить в тюрьму любого политэмигранта, который попробует прорвать границу – как это сделал почти год назад Михаил Саакашвили. Правда, нужно еще доказать "действия в интересах страны-агрессора" и "российский след". Но, например, в случае с тем же Михо, зацепки уже есть – в виде уголовного дела "по получению денег из Москвы" на финансирование акций протеста в Украине.