- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
WP: Украина скоро пойдет в контрнаступление, но ожидания должны быть сдержанными
В отличие от многих телесериалов, у настоящих военных сражениях часто нет четких финалов. Долгая история войн насчитывает немногие случаи, которые окончательно решили конец более широкого противостояния. Именно поэтому мы знаем названия этой относительно небольшой группы битв: Йорктаун, Ватерлоо, Гастингс.
Это полезный исторический контекст для рассмотрения долгожданного контрнаступления Украины против хорошо укрепленных российских войск, которое может начаться в ближайшие дни или недели. Все отчасти будет зависеть от того, сколько времени понадобится для высыхания полей после проливных дождей.
«Как бы это ни разочаровало союзников Украины, ее шансы на решающую, не говоря уже о скорой победе, оцениваются большинством аналитиков как незначительные. Запад должен быть готово продолжать поддерживать Украину, даже если результаты контрнаступления будут мизерными», – пишет в редакционной статье Washington Post.
Издание напоминает, что большинство аналитиков ожидали скорую победу России, когда Владимир Путин начал свое разрушительное вторжение почти 15 месяцев назад. Они ошибались. Украинские Вооруженные силы – высокомотивированные, с хорошим командованием, технически обеспеченные, воюющие за свои дома, семьи и саму национальную идентичность, о чем следует помнить – шокировали мир своим успехом. Несмотря на численное преимущество врага, они сдержали гораздо более мощные силы захватчика, намеревавшегося захватить всю страну. В прошлом году за несколько месяцев летом и осенью украинские военные оттеснили российские силы с более 10 тысяч квадратных миль территории, захваченной в первые недели войны.
Следует также напомнить, что значительная часть украинских успехов состоялась до того, как США и их союзники по НАТО предоставили огромное количество оружия и боеприпасов, а также начали тренировать украинских солдат.
Будущее столкновение станет мерилом не только решительности и мастерства Украины, которые она уже неоднократно демонстрировала, но и эффективного использования некоторого современного оружия Запада.
К сожалению, упор в этой оценке следует сделать на слове «некоторое». Потому что, хотя поток западного вооружения в Украине был поразительным, он также был слишком медленным и едва соответствовал поставленной задаче. А задача состоит в том, чтобы заставить отступить одну из пяти самых больших армий мира.
Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Украины генерал Валерий Залужный заявил в декабре, что его армии нужны 300 основных боевых танков. Хотя некоторые аналитики считают, что эта оценка Залужного консервативна. Украинская армия получила около 230 танков. Президент Украины Владимир Зеленский и его правительство обратились с просьбой предоставить ракеты большой дальности, в частности систему американского производства, известную как ATACMS. Президент Джо Байден отказал в предоставлении этих ракет. Так же, как и истребителей F-16, которые украинцы тоже очень хотят. А возможности Запада производить и снабжать артиллерийскими боеприпасами, которые обеспечили фундамент для украинских военных в течение большей части войны, слишком ограничены.
«Это не значит, что наступление Украины обречено. Это значит, что Вашингтон и его европейские союзники не подкрепили свою полнокровную риторическую поддержку Украины безостановочными поставками оружия, которое, по мнению Киева и многих военных экспертов, необходимо украинским солдатам. Украина получила огромную помощь от Запада. Неотъемлемой частью будущих боевых действий будет то, как все могло бы произойти иначе или лучше, если бы Запад прислал больше», – пишет издание.
Несмотря на впечатляющие успехи Украины на поле боя, силы Путина до сих пор удерживают в оккупации около 18% украинской территории, включая Крым, который Москва захватила в 2014 году, а затем незаконно аннексировала. Будущее контрнаступление Киева направлено на возвращение как можно большей части этой территории. Учитывая присущие России преимущества, особенно численность ее войск и неограниченную промышленную мобилизацию в поддержку войны, Украина должна получить кредит доверия за отвоевание любой территории. К сожалению, она может не получить этот кредит.
«Путин, вероятно, правильно рассчитал, что время – его союзник, и что расположение Запада к Киеву рано или поздно будет подорвано «усталостью от Украины», которую усилят расходы европейских и американских налогоплательщиков. Украинские лидеры соглашаются с такой оценкой, поэтому вполне осознают, что они рискуют проиграть не только на поле боя, но и в параллельной борьбе за управление ожиданиями. Обретение значительных территориальных достижений не только поднимет моральный дух украинских войск и граждан, но и может стать необходимым условием для сохранения потока оружия со стороны Запада», – пишет Washington Post.
"Я считаю, что чем больше побед мы одержим на поле боя, тем больше люди будут верить в нас, а это значит, что мы получим больше помощи", – сказал Зеленский в интервью американскому изданию на прошлой неделе.
Washington Post соглашается, что это точная оценка. В то же время верно и то, что любые препятствия, неудачи, развороты и разочарования, которые может испытать Украина – а они непременно будут – не должны привести к появлению преждевременных выводов о том, что ее контрнаступление потерпело неудачу.
«На самом деле, Украина с помощью Запада уже одержала огромную стратегическую победу, противостоя необоснованной, кровавой агрессии Путина и разоблачив российскую армию как плохо обученную, плохо мотивированную, недисциплинированную и неумело управляемую силу, которой она является на самом деле», – говорится в статье.
Кремль пытался расчленить и стереть с лица земли суверенное государство. Ему это не удалось. Но борьба за дальнейшее отступление российских войск продолжается. Борьба Украины – это борьба свободного мира за основополагающее право любой страны выбирать свою судьбу в семье демократических, плюралистических и толерантных народов. Запад не должен колебаться до или после наступления Украины, независимо от того, продвинется ли линия фронта на километры или только на дюймы.