- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 4
С нового года к предпринимателям Славянска начнут приходить с проверками
Мораторий на проверки малого и среднего бизнеса (МСБ), который впервые ввели в августе 2014 года, а затем неоднократно продлевали, истекает через две недели. И, похоже, на этот раз власти лонгировать поблажки не намерены. По крайней мере такой нормы нет в тексте закона о госбюджете на 2019 год, принятого парламентом и подписанного Президентом. А ведь именно таким образом правительство продлевало мораторий на проверки последние пару лет.
И хотя бизнес все еще надеется на продление моратория, эксперты рекомендуют не делать ставку на благосклонность властей в преддверии выборов. И советуют 110 тысячам предприятий тщательно подготовиться к приходу незваных гостей. Источник – UBR.
Взвесят риски
С 1 января возрождается традиция плановых проверок, которая в своей концепции (до ввода моратория) подразумевала массовые проверки бизнеса с периодичностью в зависимости от степени рисковости предприятия. Последняя редакция оценки риска субъекта хозяйствования, изложенная в постановлении Кабмина 937 от 31 октября 2018 года, подразумевает такую цикличность:
Высокая, не чаще 1 раза в два года.
Средняя, не чаще 1 раза в три года.
Незначительная, не чаще 1 раза в 5 лет.
Впрочем, несмотря на то, что мораторий пока еще действует, вот уже как год его «функциональность» весьма условна. Поскольку в феврале нынешнего года правительство вывело из-под его действия 18 контролирующих органов, в том числе для налоговиков и «трудовиков», позволив им планово проверять всех без исключения.
«Полноценный мораторий был в 2015 году, сейчас же его фактически не существует. Да, пока еще есть определенные ограничения, но и эта иллюзия отменяется с 1 января. Проверки начнут проводиться согласно утвержденным критериям, которые принимаются каждым контролирующим органом, готовящим плановые мероприятия», – констатирует глава Союза защиты предпринимателей Сергей Доротич.
Как следует из статистики за 2018 год, лидерами по проверкам стали ГСЧС (43 тыс.), Госпотребслужба (22 тыс.), Гоструда (17 тыс.). С Нового года к ним присоединятся МЭРТ, МВД, Минобразования и другие ревизоры. Всего свыше 30 контролирующих органов уже обнародовали планы проверок на 2019 год.
Хотя премьер-министр обещает, что по сути для бизнеса ничего не изменится, и засилья проверяющих ожидать не следует, перемены все же будут. Сама идея моратория подразумевала концептуальное изменение отношения государства к бизнесу. Идеологически последний должен был перестать быть «кормушкой» и перейти в статус партнера. Хотя с каждым годом мораторий «усекался» под благовидными предлогами, концепция подразумевала запуск механизма контроля над самими проверяющими, что заставляло последних держать себя в руках.
Кого бояться
Среди наиболее «опасных» проверяющих органов эксперты называют ГФС и Гоструда. Сфера «интересов» этих ведомств не ограничивается каким-то отдельным сектором, а охватывает абсолютно весь бизнес. Согласно критериям рисковости, при наличии в стране около миллиона субъектов предпринимательства ежегодно проверками можно охватывать до 200-300 тысяч предприятий. При этом Гоструда уполномочена накладывать неподъемные штрафы в сотни тысяч гривен, а фискалы могут блокировать счета — для малого и среднего бизнеса это сродни катастрофе.
Ситуацию усугубляет тот факт, что с 2019 года отчисления по штрафам пойдут местным бюджетам – такое изменение депутаты приняли в бюджетном пакете. С точки зрения наполнения казны, власти поступили весьма мудро: на местах лучше видно, у кого и что искать. А вот бизнесу это ноу-хау не сулит ничего хорошего.
«Чем ниже передаются полномочия, тем выше заинтересованность проверяющих органов что-то «найти». Например, мэру, который планирует идти на следующие выборы, не хватает средств провести асфальтную дорожку, и что он делает? Он дает проверяющим на местах, которые формально зависят от главного и территориального управлений, прямую директиву искать деньги. И они рыщут, собирая их как в местный бюджет, так и себе в карман. Децентрализация создала в регионах вакханалию, воцарились настоящие удельные князья, которые воспринимают регионы как свои вотчины», – рассказывает Сергей Доротич.
К кому придут
Впрочем, паниковать и прятать голову в песок не стоит. Охватить проверками абсолютно всех предпринимателей ревизоры физически не смогут. На это у них просто не хватит кадрового ресурса. Поэтому проверяющие будут идти к тому, у кого можно что-то найти, то есть к крупному и преуспевающему среднему бизнесу. При этом ГФС, например, уже в значительной степени перешла на профилактические проверки, например, при регистрации налоговых накладных.
«Налоговики проверяют тех, у кого есть что проверить, то есть фирмы с деньгами, Если это сегмент малого бизнеса, у которого меньше 100 тыс. грн. оборота в месяц, сколько можно с него взять штрафов? Его просто нет смысла проверять, это неэффективное использование ресурсов фискальной службы. Акцент сделают на крупных налогоплательщиков, у которых есть какие-то льготные операции, где есть смысл что-то «копать», – рассказала UBR.ua налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса, генеральный директор компании Е.С.Консалтинг Александра Томашевская.
Поэтому малым предприятиям можно пока расслабиться, проверки у них неактуальны. Правда, лишь при условии выполнения базовых правил. Эксперты настоятельно рекомендуют избегать нарушений, которые могут привлечь внимание ревизоров к любому виду бизнеса.
Задержки в уплате налогов
Сведение госбюджета — первейшая на сегодняшний день задача для государства, поэтому налоги нужно платить в срок и правильно. Особое значение проверяющие органы уделяют сборам ЕСВ, который наполняет Пенсионный фонд. Согласно данным ГФС, проблем здесь нет, но под надзором могут оказаться те субъекты хозяйствования (в основном ФЛП в глубинке), которые теоретически могут выплачивать зарплату (вознаграждение) на руки наемному работнику или даже продукцией предприятия, игнорируя отчисления в госбюджет. За что полагается штраф 125 190 грн.
Неофициальное трудоустройство
Распространенное правонарушение — наличие на торговой точке нетрудоустроенных сотрудников. Весь 2018 год инспекция по охране труда «свирепствовала» и, очевидно, будет следовать этой практике дальше.
«Клиенты рассказывают, что во Львове на рынках трудоустроили всех тех сотрудников, которых не оформляли с обретения Украиной независимости. Это говорит о серьезности проблем, которая может принести проверка», – делится наблюдениями Александра Томашевская.
Поэтому тем предпринимателям, особенно в глубинке, кто привык относиться к этому вопросу легкомысленно, следует привести дела в порядок. «Цена вопроса» слишком высока и может уложить на лопатки средней руки предприятие.
Недопуск проверки
Недопуск проверки на предприятие — тяжелое правонарушение, за это полагается «драконовский» штраф 372 тыс. грн. Однако если предприниматель точно знает, что у него не все в порядке, и штраф, например, за нетрудоустроенных сотрудников будет больше этой суммы (если таковых более трех), то имеет смысл проверку не допустить. Во-первых, это экономия, во-вторых, с хорошими юристами есть шанс отбиться от штрафа потом в суде.
Оформление сотрудников как ФЛП
Часто предприятия оформляют наемных рабочих как ФЛП. И именно таких ФЛП разыскивают «трудовые инспекции», причем штрафуют как предприятие, так и сам ФЛП. Эксперты рекомендуют тщательнее вычитывать договор предприятия с ФЛП, чтобы он не был аналогичен трудовому договору по найму рабочей силы на этом же предприятии.
«Нельзя допускать дублирования рабочего графика, социальных преференций и разного рода льгот и гарантий. Если подобные совпадения найдут в договоре с ФЛП, то проверяющие придут к выводу, что договор фактически подменяет официальную занятость», – рекомендует Сергей Доротич.
На эти же нюансы указывает и Александра Томашевская.
«Если работник-ФЛП придерживается трудового распорядка: приходит в 9.00, уходит в 18.00, у него есть босс, которому он отчитывается и подчиняется, то он по факту наемный сотрудник в части этих правоотношений. Это трактуется контролерами как нарушение, приравненное к неоформленному сотруднику. И то, что он платил налоги как ФЛП, проверяющих не волнует. Если человек ходит как на работу, то он должен быть оформлен как наемный сотрудник. А чтобы не было вопросов, он должен работать как подрядчик», – объясняет эксперт.
Кассовая дисциплина
Оформление банками карточек предприятий на хозяйственные нужды вызвало настоящий бум среди директоров, которые стали рассчитываться ими при закупках на личные цели. Подобное нарушение однозначно вызовет интерес контролеров. Потому все закупки по хозяйственной карточке должны быть подкреплены чеками и иметь логическое обоснование, что приобретения необходимы именно для предприятия.
Дисциплину необходимо соблюдать и при работе с кассовыми аппаратами, если они есть. Например, продолжать исправно вести книгу КУРО до тех пор, пока надлежащим образом не будет оформлена работа без нее.
Контролеров можно контролировать
Ну а если к вам все же нагрянули ревизоры, не стоит забывать о своих правах. Прежде всего, следует помнить, что проверяющих можно и нужно контролировать самому. Закон разрешает записывать их действия на видео. Едва ли эта мера защитит компанию от найденных нарушений, если они есть, но совершенно точно сдержит «гостей» от необдуманных шагов. К тому же, видеозапись в будущем можно использовать в качестве доказательства нарушения процедур самими ревизорами.
Не надо бояться судиться
Не следует бояться обращаться в суд. Даже в том случае, если проверка обнаружила фиктивного ФЛП-работника и оштрафовала предприятие за это, есть большие шансы отбиться в суде.
«В таких случаях нужно идти к юристам и писать протест, искать несоответствия в осуществлении проверки и доказывать реальность ФЛП. Если налоги уплачены, а хозяйственная деятельность ведется и подкреплена договорами, шансы всегда есть. Суд на все это смотрит уже в юридической плоскости — не по догадкам инспектора, а по документам. И принимает решение в пользу предпринимателя», – советует председатель Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Руслан Соболь.