- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 5
Какие еще льготы украинцы получат наличкой и можно ли на этом сэкономить
На весну пришелся настоящий бум социальных выплат. Это 2 400 гривен для некоторых категорий пенсионеров, 1 700 гривен за каждого третьего и последующего ребенка, 1 500 гривен монетизированный субсидии. На этом все не закончится: наличными начнут получать выплаты и миллионы льготников.
Как будет работать новшество для льготников, какая монетизация "зависла в воздухе", и почему правительство так активно взялось за социальную тему – в материале NEWSONE.
Наличные для льготников
Сегодня льготы на оплату услуг ЖКХ получают 3,5 миллиона домохозяйств. Речь идет не о субсидиях, а именно о налоговой скидке от 25% до 100%. С 2015 года установили сумму, которая ограничивает право на получение такой скидки. Сейчас это 2 690 гривен на человека. Тем, кто получает больше этой суммы, Минсоцполитики рекомендовало оформить субсидию. Во многих случаях такой выбор оказывается выгоднее.
Среди льготников от суммы доходов не зависят только участники боевых действий, ветераны войны, чернобыльцы, инвалиды армии, ветераны военной службы и МВД. А инвалиды войны за коммунальные услуги вообще не платят.
Закон о жилищно-коммунальных услугах предусматривает добавление к системе монетизации субсидий еще и льготы. Ветеранам и инвалидам боев, инвалидам армии и чернобыльцам оформят выплаты наличкой.
Первый этап внедрят уже после отопительного периода. С 1 мая всех льготников автоматически переведут на безналичную форму расчетов в "Ощадбанке".
Выплаты можно получить наличкой и самостоятельно распорядиться деньгами. На счет поступят деньги на оплату коммунальных услуг, которые можно будет без проблем снять. При этом в платежках укажут полную сумму к оплате.
Но если человек не захочет воспользоваться такой схемой, то можно и дальше получать скидку на коммуналку. Например, пенсионеров, которые не мобильны, было бы неправильно отправлять в отделение банка, где им пришлось бы стоять в очередях с платежками.
Желающим в платежке просто укажут сумму к оплате с учетом льготы. А если уже удалось что-то сэкономить, то деньги переведут на счет в "Ощадбанке", и их можно будет использовать на свои нужды.
По ходу назначения выплат будут меняться и правила самой монетизации. В Минсоцполитики говорят, что от этого денег не станут выплачивать меньше ли больше. Просто поменяется сама система вычисления.
Все дело в том, что поставщики услуг учитывают процент скидки. При внедрении новшеств поменяется вся система начисления платежей. В Минсоцполитики планируют разработать схему, по которой люди будут обращаться в органы социальной защиты. Там для них уточнят тарифы в конкретном доме, и, учитывая информацию о составе семьи и о заработке, рассчитают льготу.
В идеале сэкономленные деньги должны были бы пойти на энергомодернизацию жилищ: замену окон, дверей, утепление стен. Это было первоначальным замыслом. Также монетизация должна мотивировать потребителей экономить энергоресурсы, чтобы оставшиеся средства использовать по своему усмотрению.
Правда, экономия остается под жирным знаком вопроса. Больше всего смогут сэкономить те, у кого индивидуальное отопление и стоят счетчики. Всем же, у кого отопление централизованное, сэкономить будет достаточно сложно.
Также есть риск, что некоторые захотят оставить себе все. Поэтому тех, кто получает наличку, будут контролировать. После первой же просрочки, если она случится, человека автоматически переведут на безналичную форму расчета. Но долги даже за один месяц могут привести к росту задолженности по коммуналке, которая уже сейчас составляет 62 миллиарда гривен.
"Я не знаю, оплатит ли человек коммунальные услуги, готовы ли граждане к получению наличных средств для расчета. Монетизация может резко завершится, если вместо коммуналки человек заплатит за еду", – говорил директор департамента Минсоцполитики Виталий Музыченко.
Монетизация проезда
Обычно льготники, которые живут в городах, много пользуются бесплатным проездом. При этом те, кто проживает в селах, не имеют возможности воспользоваться своей скидкой. В правительстве решили вместо бесплатного проезда заплатить обеим категориям, чтобы все могли ощутить на себе помощь государства. Соответствующее постановление № 197 приняли еще год назад. Внедрение остается на совести местной власти.
Воспользоваться монетизацией смогут пенсионеры по возрасту, чернобыльцы первой и второй категории, участники боевых действий, родители погибших военных, инвалиды войны, дети из многодетных семей. Также это касается ветеранов МВД, Нацполиции и других силовых ведомств. Но все в руках органов местной власти: если он захотят, то смогут сами добавлять другие категории граждан.
Пенсионеры будут получать средства каждого 20-го числа месяца по месту получения соответствующих выплат. А тем, кто не получает пенсии, придется открыть счет в "Ощадбанке". АТОшникам для получения денег придется подать заявление.
Правительство решило установить так называемый социальный минимум, платить меньше которого местные власти не смогут. Этот минимум составит 30 поездок в месяц. А вот больше назначать можно.
Каждый город по-своему вычислял объём этой компенсации. В основном рассчитывали сумму, исходя из стоимости пяти поездок в трамвае, троллейбусе и автобусе, еще семи поездок в метро и восьми поездок в пригородном транспорте. Правда, именно из-за этой формулы монетизация льгот на проезд, была заблокирована в суде: истец ее оспорил саму сумму. Кабинет министров еще может обжаловать решение суда в апелляции.
Самую маленькую сумму установили в Черкассах – на уровне 60 гривен. В остальных областях она колеблется от 90 до 135 гривен. Во Львове, Стрые и Мариуполе решили, что пока будут ездить по-старому. А в столице размер компенсации предлагают установить на уровне 240 гривен в месяц.
При этом люди с инвалидностью будут получат в два раза больше. А если инвалид проходит реабилитацию и находится на обучении, он получит в четыре раза больше. Также выплаты на 20% вырастут для тех, кто пользуется междугородними маршрутами.
Выгодно ли для пассажиров
Больше всего плюсов для тех, кому практически не нужно пользоваться общественным транспортом. А тем, кто систематически ездит по городу, придется из собственного кармана докладывать от половины до 70% стоимости проезда. Например, 240 гривен в Киеве – это 30 разовых поездок в коммунальном транспорте. Денег хватит ровно на одну поездку в день и не хватит даже на проездной.
В рамках эксперимента по 135 гривен на проезд начали выдавать в Моршине. Там граждане пользуются услугами междугородних перевозчиков. Дорога, например, в Стрый, будет стоить 17 грн. Практика показала, что выделенных денег украинцам не хватает.
Таким образом, монетизация предлагается в недостаточном объеме. Можно првести параллель с выплатами денег на питание чернобыльцам. Сейчас компенсация на питание – 401 гривна, но эксперты подсчитывают, что на еду необходимо минимум 1500 гривен.
естные органы власти могут вовсе не внедрять монетизацию льгот на проезд или увеличить ее – их никто не ограничивает. Некоторые власти жалуются, что в их бюджетах недостаточно денег на монетизацию, хотя благодаря децентрализации эти бюджеты выросли в полтора раза с 2016 года.
Возможно, стоило бы начать с обеспечение учета предоставленных льгот. Транспорт можно было бы оборудовать специальными устройствами, которые бы фиксировали количество поездок льготных категорий граждан. И уже затем было бы логично компенсировать поездки, которыми бы воспользовались льготники.
Эксперты считают, что эффективным методом контроля мог бы стать электронный билет, который бы учитывал социальное положение пассажира, время проезда, вид транспорта. А если бы деньги выдавал на руки, некоторые все равно могли бы продолжать ездить "зайцем".
Экономист Алексей Кущ рассказал NEWSONE, что монетизация проезда необходима.
"Монетизацию нужно было начинать именно с этого. В России это лет 10 назад привело к массовым социальным волнениям. Но она необходима, потому что суммы небольшие, а эффект колоссальный.
Коммунальная транспортная мафия контролирует финансовые потоки и кровно заинтересована в сохранении действующей системы. Она получает дотацию как компенсацию перевозок льготных пассажиров, но никто не рассчитывает, сколько человек реально перевезли. Формулы есть, но есть и пространство для злоупотребления. Через непрозрачные закупки, так называемые "инвестиционные программы", мафия перераспределят в свою пользу миллиарды", – говорит он.
Эксперт убежден: создать качественный общественный транспорт не так и сложно. Просто нужно, чтобы люди платили на общих основания, ведь тогда есть четкая система учета перевезенных пассажиров. Они могу решать, что им нужно: бессмысленно ездить, или посидеть дома и сэкономить деньги.
"У нас общественный транспорт ходит плохо, его недостаточно. Если маршрутки заменить вместительными автобусами, то это позволит разгрузить дороги. Но для закупки транспорта нужен четкий бизнес-план. Монетизация позволит за 2-3 года сделать киевский транспорт таким, как в Варшаве",- добавил Кущ.
Большой кусок хлеба и тонкий слой масла
Экономист добавляет, что, в отличии от монетизации проезда, где есть четкая корреляция, остальное монетизировать нельзя.
"Монетизация хороша, когда она – завершающее звено реформирования социального направления, когда создана эффективная социальная модель помощи, есть четкое понимание, сколько людей нуждаются в помощи и как они ее получают. Но система неэффективна. Льготы должны выявлять самые незащищённые слои и предоставлять им поддержку, чтобы уровень жизни поднимался до минимального значения. Нужно сокращать площадь бутерброда, чтобы слой масла был больше. А пока у нас толстый кусок хлеба, и масла не получает никто", – говорит он.
Многие эксперты считают, что от системы льгот надо постепенно уходить, и внедрять денежные выплаты, которые не были бы связаны с лечением, бесплатными путевками, оплатой ЖКХ.
"Сократить примерно 90% льгот и дотаций и заменить минимальным официальным доходом. Определить незащищённые слои и дать льготы и дотации на закупку базовых товаров. Это та выплата, которая будет включать все существующие льготы.
Например, есть ребенок войны, которому не хватает дохода, но он не афганец. Он попросту выпадает из текущей системы помощи. Нужно отказываться от системы группирования по кластерам. Важно обеспечивать население, отталкиваясь от уровня базового дохода".
Если индексация пенсий была запланирована еще в 2017 году, то различные доплаты выпали именно на время избирательной кампании. Из казны на них потратили более 12 миллиардов гривен.
"Это удобный инструмент "политической монетизации". Чтобы "купить" несколько миллионов человек, нужно потратить миллиарды, ввезти их в Украину, донести до каждого человека (а тут уже нужен огромный штат). Да и еще так, чтобы половину денег не украли. Здесь же – универсальный механизм за счет бюджета. Логистика идеальная – оплата происходит по платежным картам или через отделение "Укрпочты". Стопроцентное адресное попадание. После выборов выплаты можно отменять, объясняя это усовершенствованием, а потом внедрять заново, оправдав это тем, что усовершенствование произошло", – добавляет Кущ.
Все указывает на то, что монетизация субсидий и льгот – это предвыборный шаг, который не позволит украинцам существенно сэкономить. А вот монетизация проезда должна уравнять в правах тех, кто постоянно использует транспорт и у кого нет такой возможности. Возможно, это ударит по карману некоторых граждан, но в целом эффективно повлияет на транспортную систему.