- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 8
Пикник на обочине. Почему в Украине цены на бензин и автогаз снова бьют рекорды, а дизель почти не дорожает
Украинский рынок автомобильного топлива снова штормит. По данным мониторинговой системы Psychea Fuel, за последнюю неделю бензин А-95 подорожал на отечественных заправках в среднем на 0,9%, до 29,05 гривны за литр. А-92 прибавил 0,8% (до 27,44 гривны за литр). На некоторых АЗС бензиновые ценники подскочили сразу на 60 -70 копеек. Но все рекорды побил автогаз – за неделю он прибавил в цене 3,1%, а за месяц – 21%, и продается уже почти по 13 гривен за литр.
При этом дизельное топливо в этот раз выбилось из общего тренда. В рознице цены на него за последнюю неделю прибавили чисто символические 0,1% (до 28,59 гривны за литр). На опте же этот вид топлива и вовсе подешевел на 0,4% (до 23,26 гривен за литр). То есть, в ближайшие дни можно рассчитывать на снижение цен на дизель и на заправках, тогда как бензин и газ, по мнению экспертов, продолжат дорожать.
И это не единственная топливная "странность". По всем прикидкам, цены на бензин и автогаз должны были просесть, ведь гривна в последнее время заметно укрепилась. Но, как видим, этого не произошло.
"Страна" разбиралась, почему дорожают бензин и автогаз и при этом дешевеет дизель, и что будет с ценниками дальше.
Нефть и шашлыки
Украинские заправщики начали массово переписывать ценники на бензин из-за повышения оптовых котировок. По данным консалтинговой компании "А-95", за первые три дня апреля бензин в опте подорожал сразу на 1 гривну за литр (а это 4% от цены). Так, 3 апреля бензин марки А-92 вырос в цене на 1,05 гривну за литр (до 23,85 гривны), А-95 – на 95 копеек (до 24,9 гривны). Теперь же эта наценка докатилась до розницы. И, судя по всему, ценники на заправках будут расти и дальше – по меньшей мере, еще на 30 копеек за литр.
Эксперты поясняют: оптовые цены штормит из-за подорожания нефти. В конце марта – начале апреля баррель вырос в цене сразу на 3 доллара. С начала года подорожание нефти составило порядка 30%.
И нефтяная лихорадка нарастает. На торгах в понедельник, 8 апреля нефть марки Brent с поставками на июнь прибавила в цене еще 0,45% – и составила 77, 66 долларов за баррель, – сообщает Еnkorr. Это самая высокая цена с ноября прошлого года. Подорожание поясняется мировым снижением предложения "черного золота". Страны ОПЕК продолжают сокращать добычу, плюс – санкции США против Ирана и Венесуэлы (последняя может сократить поставки на 500 тысяч баррелей в сутки) плюс активизация военных действий в Ливии. По прогнозам аналитиков, "рынок готов к цене 75 долларов за баррель и выше", чем, скорее всего, не преминут воспользоваться как сами добытчики, так и спекулянты.
Впрочем, понятно, что нынешняя зависимость цен на бензин и нефть – чисто психологическая. ведь нефтепродукты, которые сейчас реализуются на АЗС, были произведены из нефти по совсем другой цене.
В то же время руководитель специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев говорит, что на самом деле розничные цены на наших АЗС могли бы вырасти еще больше, если бы не укрепление гривны. "Получается, что действовали две встречные тенденции. Оптовые партии нефтепродуктов на границе дорожали на 6-10%, а гривна укреплялась, что минимизировало влияние на розницу", – пояснил он.
Впрочем, к мировым трендам добавились и внутренние. Спрос на бензин в марте и начале апреля заметно вырос – хорошая погода позволяет украинцам массово выезжать на пикники. В то же время предложение бензина на рынке, наоборот, сократилось. В частности, по словам Рябцева, уменьшились поставки с мозырьского НПЗ (Беларусь).
По данным компании "А-95", за первый квартал этого года импорт бензина из Беларуси упал на 24,4% (до 133,1 тысячи тонн), а его доля на нашем рынке сократилась с 75% до 61,5%.
При этом растут поставки бензина из Литвы и Польши – за первый квартал они увеличились на 46,6% (до 83 тысячи тонн).
Изменение структуры импорта связано с переориентацией нескольких крупных поставщиков на литовский и польский бензин. Так, по данным "А-95", ОККО в первом квартале этого года нарастила импорт из Европы почти втрое и, примерно, вдвое сократила закупки белорусского бензина. "Амик" увеличил импорт из Литвы впятеро, при этом сократив поставки белорусского бензина почти в десять раз.
Но при этом снизился и общий баланс рынка – на 6,2% или 18 тысяч тонн за два месяца этого года (до 274 тысяч тонн). Что позволяет продавцам повышать цены.
"Можно ожидать, что к концу апреля бензин подорожает еще на 20-30 копеек за литр", – прогнозирует Рябцев. И это при условии стабильного валютного курса. Ведь каждая дополнительная гривна в курсе доллара – это плюс 60 копеек к цене бензина.
К лету – газ по 17
Ажиотаж на рынке автогаза тоже связан с повышенным спросом, – пояснил "Стране" независимый трейдер Михаил Шубан. По его словам, весной традиционно растет потребление газа: зимой владельцы авто с ГБО ездят преимущественно на бензине, а с потеплением вновь переходят на более дешевое топливо. По его словам, в марте – апреле спрос на газ вырос в 1,5 раза, что и позволило продавцам повысить цены. "Растут заводские цены, опт и розница – зарабатывают все", – пояснил Шубан.
Представитель компании "А-95" Артем Куюн пояснил: в Украине сложился "ситуативный дефицит" автогаза, поэтому в ближайшее время цена подскочит до 13,7-14 гривен за литр.
"Запасов все меньше, при этом цена на газ еще не достигла психологической отметки – 60% от стоимости бензина. Так что расти есть куда", – говорит исполнительный директор UPK Group Александр Киримов.
По словам Михаила Шубана, рост цен в этом сегменте немного сдерживает валютная стабильность и изменение структуры поставок.
Если в прошлом году большая часть газа шла к нам из Беларуси, и по факту, это был реверс российского ресурса с наценкой местных посредников, то сейчас 52% топлива поставляется напрямую из РФ. На втором месте – импорт из Беларуси (21%), на третьем – из Казахстана (20%). При этом эксперт прогнозирует – к лету стоит готовится к газу по 16-17 гривен, и это если доллар не будет расти. В обратном случае автогаз может подорожать еще сильнее – до 18 гривен и выше.
Почему не дорожает дизель
Впрочем, удивляет даже не столько то, почему вдруг на фоне укрепляющейся гривны дорожают бензин и газ, сколько то, что не растут цены на дизель. По данным Psychea Fuel, дизельное топливо с 1 по 7 апреля подорожало в рознице всего на 0,1%, то есть, чисто символически. При этом в опте цена даже упала на 0,4%. Так что вскоре можно ждать скидок и на заправках.
Все это в корне меняет ситуацию на авторынке. В прошлом году, когда цены на бензин обвалились больше чем на 3 гривны за литр, был нарушен традиционный ценовой баланс. Едва ли не впервые за последние годы бензин сравнялся в цене с дизелем. А это резко снизило привлекательность дизельных авто – они более дорогие и не такие резвые, но всегда выигрывали за счет экономичности.
Но, после обвала бензиновых цен, который совпал с увеличением импорта в Украину подержанных дизельных авто из Европы, цены на машины с дизельными двигателями просели на 7-10%.
Теперь у продавцов дизельных автомобилей появился шанс отыграться.
"Дело в том, что за наш дизельный рынок сейчас сражаются поставщики из России и Беларуси. Россияне демпингуют, заставляя снижать цены и белоруссов. В итоге потребители получают скидки", – пояснил "Стране" Александр Киримов.
Впрочем, он не исключает, что в ближайшее время дизель на отечественных заправках также подорожает из-за увеличения сезонного спроса со стороны аграриев. "Посевная кампания идет на юге – в Николаевской, Одесской, Херсонской областях. Постепенно включаются и другие регионы, так что в апреле дизельное топливо подорожает на 70 копеек – до 1,5 гривен на литре", – прогнозирует Киримов. Но летом цены снова могут пойти вниз.