- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 2
Бой с "тенью". Как на бюджете и карманах украинцев отразится амнистия капиталов от Зе
После масштабной приватизации в девяностых деньги выводились в офшоры, а теневой сектор экономики рос. За года независимости наша страна потеряла, по разным оценкам, около 200 миллиардов долларов.
Недавно Даниил Гетманцев, эксперт в Зе-команде по вопросам налогообложения, рассказал о новом законопроекте, который призван это исправить. У Зеленского разработали "ограниченное предложение”, согласно которому можно не отвечать перед законом за теневые заработки. Источник – NEWSONE.
Достаточно только отдать некоторый процент из их суммы. Таким образом, человек может задекларировать все свое имущество и капитал, и не важно, каким образом он их получил.
Как отразятся грядущие изменения на кошельках украинцев, и не будет ли налоговая амнистия использована в интересах коррупционеров?
Как заработает налоговая амнистия украинского разлива
“У кого-то деньги лежат под матрасом, кто-то хранит их за границей. Мы хотим вернуть деньги в экономику. Чтобы люди захотели инвестировать свои средства в свою страну”, – говорит Гетманцев.
Согласно законопроекту, с теневых доходов взымается специальный налог. Базовая ставка – 9%, льготная – 5%, если вы добровольно рассказали о финансах. По словам Гетманцева, ставки еще пока обсуждают. Также надо будет рассказать об имуществе, с которого не платили налоги. Легализация не обязательна, но чревата последствиями, когда будет внедрен жесткий налоговый контроль.
Закон определит срок, в течение которого можно будет задекларировать любую сумму. Эксперты предполагают, что в Украине это будет полгода.
Деньги достаточно будет задекларировать и положить в банк. Возможно, условием для легализации будет приобретение облигаций внутреннего государственного займа – пока это еще не прописано. Если такая схема будет внедрена, появится и шанс заработать, учитывая то, под какие большие проценты государство продает облигации.
Также предусмотрели два этапа внедрения декларирования. Оно станет обязательным для бизнеса в следующем году, а с 2022 года – для всех. Ранее мы уже детально объясняли,
как оно будет работать. Планируют внедрить и посемейное декларирование: налогов надо будет платить меньше, если в домохозяйстве есть нетрудоспособные, дети.
На самом деле в 2015 году страна уже пыталась внедрить нечто подобное, но тогда это не сработало. Гетманцев считает, что вся проблема в том, что это касалось только юрлиц. Он также подчеркивает, что были допущены юридические ошибки. Кроме того, тогда было недоверие к власти.
Сейчас же Гетманцев надеется, что система сработает на волне популярности Зеленского. Именно поэтому в команде не хотят затягивания процесса, и для бизнеса изменения грядут уже в следующем году.
“Я бы советовал не спешить принимать такие законы. У людей мало опыта, так что документы могут оказаться неработающими и спорными”, – говорит NEWSONE.ua экономист Александр Савченко.
Финансовый аналитик Алексей Кущ тоже считает, что стоило бы повременить. Он считает, что для налоговой амнистии надо вводить переходной период на 2-3 года, и только затем – жесткий механизм контроля. Но спешка, по его словам, – далеко не единственный недостаток в предлагаемой Гетманцевым схеме.
Как фискальные новшества обернутся для украинцев
Первый и самый простой вопрос к базовым ставкам: не будут ли те, кто годами честно платил налоги, ущемлены? И второй фактор: какие гарантии, что законодательство вновь не изменится? Украинцы должны точно знать, что декларирование сейчас принесет им те плюсы, которых в будущем не будет. К примеру, возьмем филиппинские программы налоговой амнистии. Они не только не достигли результатов, но еще и заставляли плательщиков, наоборот, оказываться от налогов. Люди ждали, что может возникнуть еще одна налоговая амнистия.
По сути, государство усилит свой налоговый контроль. У налоговой и сейчас есть большая база данных, но она вырастет еще больше. Тут также важна конфиденциальность, ведь в России налоговая амнистия провалилась из-за опасений о гласности.
Кроме того, не до конца понятно, как амнистия работает с недвижимостью.
"Если человек декларирует дом, он указывает ту стоимость, которую посчитает нужной, но заплатит не 5, а 9%”, – говорил Гетманцев.
Формулировка о “нужной сумме” довольно расплывчата. Эксперты считают, что оценкой будут заниматься аудиторы, а это вызовет новые проблемы.
“Как оценивать такую недвижимость? Кто-то лоббирует работу оценщиков юридических, аудиторских компаний, которым будут идти огромные доходы. Те же компании будут лоббировать принятие таких критериев, чтобы фактически все можно было считать спорным активом. Некоторая собственность приобреталась 28 лет назад, налоговое декларирование же работает с 2000 года. Будет очень трудно доказать реальность полученных доходов за первые 9 лет независимости. Тогда даже депозиты не облагались налогом, а для многих это был основной источник доходов. Так что возникает много проблем. Надо принимать нечто максимально простое и выгодное всем, чтобы это не предполагало участия ни юристов, ни аудиторов, ни оценщиков”, – говорит Александр Савченко.
Действительно, пока до конца не понятно, что делать, если имущество десятки лет назад продавалось за символическую сумму. Ведь оценочная стоимость должна быть приближена к рыночной. Кроме того, возможно, что у человека нет подтверждения того, за какие деньги и когда он приобрел имущество – он просто не хранил документы. Если вопрос не решить, возмущение народа может быть серьезным.
Эксперты подчеркивают, что эта система может вообще не заработать касательно приобретенной ранее собственности. Ведь в с стране есть ограничение – 3 года исковой давности по неуплаченным налогам. Любое имущество, которое есть у человека, по украинскому законодательству является законным. Кроме того, есть презумпция невиновности.
Выведем ли капиталы из тени
Глава Государственной налоговой службы Сергей Верланова говорит, что главная цель – не заработать деньги, а вывести капиталы из тени. Алексей Кущ убежден, что эта цель достигнута не будет. Сколько не амнистируй, настоящие причины вывода денег в тень не исправлены.
“Как говорится, что бы ни делали в России, получается автомат Калашникова. А в Украине, что бы ни инициировали, направлено на удовлетворение политических групп влияния в стране. Опасность такой “концепции реформирования” в том, что так любая реформа дискредитируется. У нас уже успели дискредитировать пенсионную и медицинскую реформу, сейчас на подходе земельная, и можно почти со 100% точностью говорить о дискредитации амнистии капиталов”, – говорит NEWSONE.uа Алексей Кущ.
По его словам, для детенизации надо убрать первопричину ее разрастания. У нас это высокий уровень фискальной нагрузки, монополизация. Теневая экономика же выполняет роль буфера, помогающего выжить малому и среднему бизнесу.
“Нужно устранить первопричины, убрать железобетонную фискальную плиту, которая давит на предпринимателей так сильно, что через нее не может пробиться даже маленький зеленый росточек частного бизнеса. Затем уже заниматься детенизацией и легализацией. Тень – как сорняк: чтобы от него избавиться, его надо выкорчевать. А по схеме Гетманцева, его надо будет стричь каждый год, постоянно проводя легализацию. Первопричины сохранятся, а значит, бизнес все равно продолжит находиться в тени”, – говорит Кущ.
Не будет ли бизнес ждать налоговое давление? Гетманцев заявил, что нет. Для этого Минфин хотят сделать инстанцией для административного обжалования, своеобразным квазиарбитром.
Интересно, что тут видим непоследовательность в заявлениях Гетманцева. Он в своей же статье на “Зеркало недели” несколько лет назад писал, что вмешательство власти как посредника было бы плохой идеей.
“Однако мы не можем разделить оптимизм тех, кто считает, что Минфин выступит арбитром в споре плательщика налога с фискальной службой, встав на сторону налогоплательщика: ведь цели Минфина совпадают с целями ДФС. К тому же... они постепенно сливаются в одну систему”, – писал он.
"Это то же самое, что арбитром в футбольном матче был бы тренер одной из команд. Это никак не может быть Минфин, и такие заявления сами по себе смешные. Я когда-то предлагал механизм независимого тритейского суда по спорам между налоговой и бизнесом. Это было бы и не государственное регулирование, и не частная контора”, – говорит Кущ.
Амнистия для коррупционеров
Еще один спорный аспект в налоговой амнистии: не воспользуются ли этим коррупционеры? Будет ли честно, если госслужащий или депутат, который получил свои доходы в результате незаконных действий, будет задешево прощен?
“Предлагается легализация коррупционных капиталов. Ею воспользуются чиновники, у которых нет естественного бизнеса: есть только активы, дома в Праге, на Кипре. Может у кого-то – персональный остров, коллекции картин, антиквариата. Всем этим ежегодно все труднее пользоваться. Поэтому они хотят легализоваться”, – говорит Алексей Кущ.
Напомним, что журналисты выяснили: бывший председатель Государственной фискальной службы Роман Насиров не указал вторую квартиру в Лондоне, а депутат от “Радикальной партии" Сергей Рыбалка – квартиру в центре Парижа за почти 1,4 миллиона евро.
Гетманцев подчеркивает, что налоговая амнистия предполагает освобождение от ответственности только касательно уклонения от уплаты налогов и фиктивного предпринимательства. Коррупционером же займутся правоохранительные органы. Но Кущ не разделяет его оптимизма.
“А как отличить коррупционный доллар от некоррупционного? Американцы могут: у них есть система “Эшелон”, которая позволяет мониторить финансовые потоки по всему миру. Они знают, сколько и кто накрал денег, но вряд ли этой информацией поделятся в Киеве. Слова Гетманцева только красиво звучат. Есть чиновник, который принимает коррупционное решение. У него зарегистрирована компания на островах. За поставку покрышек или гладиолусов якобы приходят огромные суммы. И все это можно отмыть за 5%”, – говорит он.
Эксперт подчеркивает, что после амнистии роль коррупционеров в обществе несоизмеримо возрастет. Они смогут легально пользоваться всеми своими деньгами.
Также в происходящем можно увидеть риск того, что на фоне отмены ответственности за незаконное обогащение деньги будут отмывать через родственников или знакомых. Антикоррупционные же органы будут бессильны. Об этом риске говорил и Александр Данилюк.
Деньги в бюджет и МВФ
Сможем ли мы при внедрении этой системы хотя бы частично наполнить свой бюджет? Поклонники системы говорят, что в страну можно вернуть около 100 миллиардов долларов. А Александр Савченко вновь напоминает о тратах на юристов и аудиторов.
“Налоговая амнистия не сработала ни в одной стране. Будет много вреда, несколько миллиардов гривен убытков для бюджета от того, что люди не будут заниматься делом, а только будут защищаться, считать свои доходы. Это минус для ВВП. Юристы ничего не производят и только вынут оборотные средства у компаний”, – говорит он.
В Италии налоговая амнистия была проведена на волне смены режима, но она предусматривала очень большие налоговые скидки и в итоге в бюджет поступило совсем немного налогов. В Аргентине серьезных результатов тоже не было. Об этом говорилось и в отчетах МВФ. Поэтому кредитор и выступает против налоговых амнистий.
Напомним, что Украина обязалась не проводить налоговые амнистии Меморандумом о сотрудничестве. Так что подобными решениями мы не только можем не пополнить казну, но и рискуем потерять поддержку кредитора.
В этом разрезе интересен законопроект о присоединении Украины к международной системе BEPS, который тоже анонсировал Гетманцев. Этот документ предполагает обмен налоговой информацией между странами. Алексей Кущ называет происходящее “заманухой для МВФ”: сначала проведут налоговую амнистию и столкнутся с возмущением фонда, а потом – введут стандарты BEPS, чтобы погасить это возмущение.
“Человек только вышел из больницы, а его хотят заставить сдать стандарт гражданской обороны. Стандарты BEPS хороши для стран, которые провели основные структурные реформы, решили проблемы с коррупцией, детенизацией. Им нужно заменить валютный, налоговый контроль, запустить механизм движения капитала, который приносил бы стране. Украина к таким мерам вообще не готова. Они могут только нанести ей вред и даже заблокировать экономический рост”, – говорит он.
Интересно, что амнистией капиталов недовольны не только в МВФ, но и в самой команде. Возможно, мнение журналиста Александра Дубинского уже поменялось, но несколько лет назад он писал в своей соцсети:
“Цинизм схемы в том, что владельцы оффшорных счетов и компаний, лондонских и парижских квартир, – ни копейки платить не будут. Потому что тупо не задекларируют это имущество... Короче говоря, давно пора послать этих "реформаторов".
Дубинский с другими будущими нардепами, например, блогером Максимом Бужанским, систематически выступают против инициатив своей новой партии, но пока, учитывая монобольшинство “Слуги народа” в Верховной Раде, вряд ли это критически отразится на шансах законопроекта.
Налоговая амнистия на данном этапе вряд ли заставит бизнес выйти из тени, и также едва ли принесет достаточно денег в бюджет. Простые граждане не будут достаточно замотивированы легализировать свои доходы, в отличии от коррупционеров, для которых новая система может оказаться еще одним послаблением.