- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 4
Новый сбор для ФЛП и удар по конкурентам Коломойского. Как власть будет менять налоговую политику
Президент и депутаты от "Слуги народа" зарегистрировали в Раде более 20 налоговых законопроектов, 12 из которых определены как неотложные. Учитывая, что эти инициативы поданы наибольшей фракцией, есть высокие шансы, что именно они будут влиять на украинскую экономику.
Некоторые законопроекты налоговик из Зе-команды Даниил Гетманцев разместил на своей странице в Facebook и пригласил украинцев предлагать к ним правки. Также у Зеленского анонсировали изменения для ФЛП.
Какие налоговые новшества ждут бизнес и простых украинцев? Разбирался NEWSONE.
Ужесточения для бизнеса
Наибольший ажиотаж – вокруг законопроектов №1210 и 1209. Объем законопроектного материала огромен – он превышает 500 страниц. Документы были зарегистрированы 30 августа, но тексты стали доступны лишь на днях. Эти инициативы усложняют жизнь бизнеса, но широкого обсуждения с его представителями не было.
Среди прочего, они устанавливают штраф за несвоевременную регистрацию налоговой накладной в 3400 гривен. Также имплементируется система BEPS – внедряются стандарты против размывания налогооблагаемой базы. Система BEPS призвана бороться с тем, что крупные группы через экспорт сырья выводят деньги в офшорные юрисдикции в Нидерландах, Ирландии, Шотландии, на Кипре.
В законопроекте также присутствует норма о том, что не только суды, но и налоговая сможет определять виновность налогоплательщиков. Она особо критикуется бизнесом. Эксперты считают, что теперь налоговая будет заниматься рэкетом, будет требовать от предприятий любые сведения в любой момент и в любом объеме. Также их возмущает, что нормы нового закона вступают в силу со следующего дня после его принятия.
"Законопроект 1210 – 584 страницы закручивания гаек, ещё большего усложнения налогового кодекса, отмена льгот, расширение налоговых баз. Новый шедевр от Гетманцева. Плюс штраф 3400 гривен за каждую налоговую без НДС или со ставкой 0, невовремя зарегистрированную", – говорит экономист Даниил Монин, один из соавторов альтернативной версии налоговой реформы.
Финансовый аналитик Алексей Кущ же не является противником этого закона.
"Законопроект растаскивают на цитаты аудиторы и юристы. Любые изменения законодательства обязательно будут вызывать сопротивления профессионального сообщества, потому что оно привыкло к определённым схемам работы. Начинается "микроломка", – говорит он NEWSONE.ua.
Эксперт подчеркивает, что нас ждет фискализация, затем – усиление администрирования и налоговая реформа, которую власть перенесла на весну следующего года. Кущ убежден: пока Украина не научится собирать налоги, все фискальные реформы обречены на неудачу.
"Каким бы ни был налог: 20%, 30%, 5%, – неважно. Государство может и 1% не собрать, так что нужно умелое администрирование", – говорит он.
Новые налоги Коломойского на руду
Законопроектом 1210 предлагают также изменить базу налогообложения по руде и увеличить ренту.
Эта инициатива была зарегистрирована в парламенте практически сразу после резонансного интервью олигарха Игоря Коломойского о том, что необходимо увеличить налог для отрасли, принадлежащей его конкурентам. В экспертной среде сразу заговорили о том, что Коломойский, имея влияние на Владимира Зеленского, якобы таким образом уничтожает бизнес Рината Ахметова. Поэтому к изучению законопроекта и связей с олигархами планируют привлечь НАБУ.
Критики законопроекта говорят: если его примут, рентные платежи горнообогатительных комбинатов увеличатся более чем в 4 раза.
"Правок почти две сотни страниц. Но главное в том, что если они будут приняты, то рост налоговых платежей для предприятий отдельных отраслей, например для горно-обогатительных комбинатов родного Зеленскому Кривого Рога, составит около 400%", – пишет политолог Владимир Воля.
По их мнению, нагрузка на горнодобывающие предприятия может усилиться настолько, что многие предприятия закроются. Изменится и себестоимость продукции, и наши компании потеряют рынки ЕС и Китая. Это, в свою очередь, должно привести к сокращению количества рабочих мест на 10-15 тысяч Также эксперты говорят о том, что канадская компания Black Iron, которая заявила о своем намерении инвестировать в Шимановский проект, после этого не останется на украинском рынке.
Экономисты подсчитали, что имплементация законопроекта 1210 может привести к потере не менее 11 миллиардов гривен бюджетных денег, к сокращению производств и потере международных рынков. А в Международном центре перспективных исследований говорят, что в год потери составят 2,4 миллиарда гривен.
Директор института прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко считает происходящее большой ошибкой и попыткой лоббирования интересов отдельных лиц. А вот финансовый аналитик Алексей Кущ не настолько критичен.
"Зрада" разгоняется по сети, но решение правильное. Более того, ренту повысили мало – нужно было намного больше. Украина в год получает 40 миллиардов от добычи всех видов природных ресурсов. Это смехотворная цифра, и 90% ее составляют рентные платежи по газу и нефти. Но зато олигархи, которые пухнут от денег, почему-то не должны платить в бюджет больше. Единственное замечание: если кардинально повышать сбор ренты, то нужен специальный резервный фонд, в который попадали бы эти доходы. Иначе повышенная рента попадет в общий котел бюджета", – говорит экономист.
Электронный чек и кассовый аппарат в телефоне
Один из законопроектов команды "узаконивает" специальные программы для смартфонов, при помощи которых можно было бы вести торговлю без кассовых аппаратов.
Кассовый аппарат передают информацию в налоговую о каждой операции купли-продажи. Если налоговая определяет несоответствия, бизнес штрафуют. Так, в 2017 году с украинских предпринимателей взыскали 387 миллионов гривен. Это дорогое приспособление (7-20 тысяч за аппарат), обслуживание которого влетает бизнесу "в копеечку".
По сути, теперь аппараты "кочуют" в телефон. Торговлю можно будет вести и через планшеты. Никаких документов подавать будет не нужно, и платить абонплату за услуги – тоже.
То, что бизнес расстанется с кассовыми аппаратами, бывший премьер Гройсман обещал еще год назад. Минфин создал межведомственную комиссию, которая должна была проверять устройства на соответствие требованиям нормативных актов и вносить их в госреестр РРО. Ввели систему регистрации электронных кассовых чеков e-Receipt. Но масштабного использования не было: в Европейской бизнес-ассоциации рассказали, что к проекту присоединилось около 100 компаний.
Этот же законопроект предполагает "кешбек" за жалобы покупателей на продавцов, которые выдадут им фиктивные чеки. Письма в налоговую будут вознаграждаться бесплатным товаром. Вырастут и штрафы. За фиктивный чек оштрафуют уже не на 1 гривну, а на 150% стоимости товара, проданного без чека.
Декриминализация фиктивного предпринимательства и электронный кабинет
Законопроектом № 1080 предлагают исключить из Уголовного кодекса статью 205 о фиктивном предпринимательстве. Таким образом, это нарушение декриминализуют.
За фиктивное предпринимательство сейчас садят в тюрьму "с целью прикрытия незаконной деятельности". Но юристы подчеркивают, что в этом вопросе присутствует юридическая коллизия. Когда речь идет о незаконной торговле, нарушение можно классифицировать как приготовление к преступлению небольшой тяжести. Оно, в свою очередь, не влечет уголовной ответственности.
Да и существующая практика не вносила справедливости. Чаще всего приговоры по статье о фиктивном предпринимательстве выносили из-за регистрации предприятия на подставное лицо. Ответственность несло именно это лицо, а "теневые руководители" – нет.
"Это любимая статья наших силовиков для давления на бизнес, когда не к чему было придраться. К декриминализации я отношусь позитивно. Нужно ужесточать ответственность за отдельные виды незаконной деятельности, а не за такие размытые формулировки. Само понятие фиктивного предпринимательства – это нонсенс для рыночной экономики. Если не получил лицензию, ты должен заплатить штраф, но не сидеть в тюрьме", – говорит Кущ.
Инициатива Зеленского также предполагает, что порог сумм налогов, превышение которого является признаком состава уголовного преступления, поднимут в три раза. Пока же это 800 тысяч гривен.
Есть и другие законопроекты, которые призваны облегчить жизнь предпринимателей.
Инициативы 1057 и 1072 – для упрощения и унификации налоговой отчетности. Дело в том, что база начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование совпадает с базой начисления налога на доходы физических лиц. Объединение отчетности позволит сократить количество бумажной волокиты.
А законопроекты 1049 и 1051 введут один счет для уплаты налогов и сборов. Все налоги можно будет заплатить через электронный кабинет. Инициативу эксперты оценивают как позитивную, но все еще не ясно, как она будет реализована, когда ЕСВ и НДФЛ за работника платит работодатель.
Айти-ФЛП будут платить больше
Закон еще не подали, но о предстоящих новшествах объявили 4 сентября в ходе встречи с экспортной IT-индустрией. Правительство хочет создать новую группу плательщиков единого налога для физлиц-предпринимателей. Айтишники уже со следующего года будут платить дополнительный сбор в 1% на развитие человеческого капитала. Администрировать его будет Государственная налоговая служба. При чем до 2020 года сбор вырастет до 5%.
Специально создадут бюджетный спецфонд IT Creative. Выберут 10 лучших вузов, и выделят из этого фонда деньги на курсы и стипендии для будущих айтишников. Представители IT смогут сами распределять средства этого фонда на те вещи, которые они считают наиболее важными.
Все это нужно для того, чтобы подготовить качественные кадры. В правительстве говорят, что их не хватает: отрасль растет на 25-30 тысяч в год, а университеты выпускают только 16 тысяч студентов. Айтишников же не будут штрафовать за скрытые трудовых отношений. Также обещают, что переход на новую группу будет добровольным.
Напомним, что при президентстве Порошенко уже дважды осуществлялись попытки дополнительного налогообложения для айти, но они так и не были воплощены.
"Увеличение ставки было согласовано с крупными бизнесменами. Сейчас они платят 5%, но готовы в течение 5 лет увеличить эти платежи до 10%. Но бизнесмены высказали условия, чтобы деньги шли не в бюджет на непонятные программы, а в специальный фонд, который будет развивать человеческий капитал Украины. Люди, которые платят в Америке все налоги, готовы в Украине платить 10%. Это для них нормально, но для айти средней руки и для простых наемных работников – много, так что они против", – объясняет Алексей Кущ.
Кущ считает, что необходима общая реформа налогообложения для "ФОПов", и что айти выделять не нужно. Он подчеркивает, что на начальном этапе экономики ФЛП сыграли существенную роль, дали трудоустроиться людям, но необходима гармонизация налогов. Для предприятий на общем налогообложении необходимо снижать налоги, а для ФЛП – их повышать, чтобы найти точку, где они бы встретились и гармонизировали. По его словам, это будет соответствовать принципам рыночной экономики и подтолкнет инвестиции.
"ФОПы" исходят их постулата, что государство – вор, коррупционер, неэффективный менеджер. Но это детская философия. Пока не начнешь платить государству, оно не станет эффективным менеджером", – говорит Кущ.
Правда, некоторые аналитики отмечают: было бы лучше, если бы фонд был частным, а не государственным. Также не до конца понятно, как как будет работать эта добровольно-принудительная модель.
Амнистия и налог на выведенный капитал
Но стоит поговорить не только о тех новшествах, которые появились или планируются, но и о том, что давно обсуждалось, и чего мы так и не увидели в Раде.
Это касается законопроекта о налоговой амнистии. Планировалось, что украинцы смогут легализировать свои теневые доходы за 5% от суммы, если вложат их в гособлигации. Под амнистию не будут подпадать доходы, связанные с терроризмом, торговлей оружием, наркотиками, людьми. В команде Зеленского говорят, что еще не вечер, и законопроект будет внесен.
Еще одна тема часто фигурировала в заявлениях Зеленского и "Слуги народа" перед парламентскими выборами. Речь о налоге на выведенный капитал: законопроект так и не появился среди пакета изменений.
"То, что это законопроект появился в поданных, но не фракцией СН, говорит только о том, что у вас не было на это желания, и авторы вынуждены были отдать законопроект тем, кто его вынесет в повестку дня. Прекрасно понимая, что без фракции "СН" он не будет принят...", – пишет в соцсети Александр Соколовский, член Союза украинских предпринимателей.
Налог на выведенный капитал предлагают внедрит вместо налога на прибыль. Бизнесу не придется ничего платить государству, если свою выручку он вкладывает в развитие дела. Но если собственник изъял определенную сумму, ему нужно платить 15%.
У идеи есть как критики, которые считают, что государство потеряет огромные суммы, так и поклонники, убежденные, что налог на выведенный капитал даст старт развитию бизнеса. У нас пока не будет возможности узнать, кто прав, так как в этом году налог н выведенный капитал вводить не будут. Об этом говорил замминистра финансов Сергей Верланов. Он отметил, что на 2019-2020 годы приходятся пиковые выплаты по госдолгу.
Видим, что экспертная среда взволнована налоговыми новшествами от Зеленского. Некоторые из них упростят жизнь бизнеса, другие же, наоборот, усложнят. Пока что все указывает на то, что в целом политика команды Зеленского направлена на усиление налоговой удавки.