- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 1
Платежки вырастут на треть. Зачем правительство сокращает субсидии
Размер субсидий собираются существенно сократить. Правительство приняло постановление №878 под соусом улучшений для некоторых категорий населения.
Также Рада приняла закон "О верификации и мониторинге государственных выплат", который наделал шуму среди граждан. Люди опасаются, что это еще один способ власти забрать выделяемую помощь.
Какими будут субсидии, и кому больше не стоит на них рассчитывать – в материале NEWSONE.ua.
Сколько доплатим из своего кармана
Сейчас размер помощи на оплату услуг ЖКХ вычисляют согласно формуле 20-летней давности. Утверждено, что семья не должна отдавать за коммунальные услуги больше 15% от своего дохода. Исходя из этого параметра в каждом индивидуальном случае высчитывается свой платеж. В формуле присутствуют также параметры коэффициента дохода домохозяйства и коэффициента дохода для назначения субсидии.
Чтобы не вдаваться в показатели, приведем в пример среднестатистическую семью, которая получает субсидию. Предположим, муж и жена зарабатывают 10 тысяч гривен, и в отопительный сезон им пришла платежка в 2,5 тысячи гривен. Субсидия составит 1000 гривен. Больше установленных 1,5 тысячи семья за услуги не отдаст – это и есть 15% от ее дохода.
Согласно новому постановлению, процент от суммы дохода семьи будет составлять уже не 15, а 20%. Той же семье придется заплатить уже 2 тысячи гривен.
Интересно, что Зеленский требовал обратного. На пресс-марафоне он заявил, что соотношение оплаты коммунальных услуг и доходов граждан будет только сокращаться. Кроме того, в программе правительства тоже были прописаны совсем иные цели. Там указали, что более 15% от своего дохода семья отдавать не будет.
В Минсоцполитики поспешили опровергнуть такие подсчеты. Там привели в пример семью с доходом в 7 860 гривен, которая должна заплатить за коммуналку 3 712 гривен. В ведомстве посчитали, что, согласно этой формуле, семье придется заплатить за услуги ЖКХ лишь 625 гривен, а все остальное покроет государство.
Но в данном примере зачем-то апеллируют к старым, текущим правилам. После внедрения 20%-го порога семья заплатит уже 834 гривны, то есть расходы увеличатся на треть.
Также в ведомстве говорят, что такое изменение никому не навредит, кроме тех, у кого высокие доходы, и что норма не отразится на текущем отопительном сезоне – она вступит в силу лишь с 1 мая 2020 года. Действительно, отсрочка предусмотрена. Видимо, она была нужна для того, чтобы снизить негативный пиар-эффект для нового правительства, действия которого и так критикуют достаточно активно.
"Государство хочет сократить социальные расходы. Это неизбежный процесс, поскольку доходы госбюджета меньше расходов. Для того, чтобы добиться показателей, которые заложены в проект закона о госбюджете на следующий год, необходимо сокращать сумму, которая выделяется, в том числе, на субсидии, на частичную компенсацию затрат домохозяйств на ЖКХ-услуги. Его можно обосновать с точки зрения макроэкономических показателей, однако мне бы очень хотелось взглянуть на экономическое обоснование: почему именно 20%, а не 18% или 19%?", – говорит NEWSONE.ua эксперт в сфере ЖКХ Геннадий Рябцев.
Напомним, что в проекте бюджета 2020 заложили меньше денег на субсидии: 47,6 миллиардов гривен вместо 55 миллиардов в текущем году.
В правительстве объясняют, что на субсидии действительно будет нужно меньше денег – якобы потому, что минимальная зарплата вырастет до 4,7 тысяч гривен, а прожиточный минимум увеличится до "реального уровня", который может уравняться с минималкой. К слову, это дало бы увеличение соцвыплат и штрафов в несколько раз. Но этого не допустят – прожиточный минимум от соцпомощи отвяжут, так что роста объемов соцвыплат ждать не приходится. В то же время, на стоимости услуг ЖКХ растущий прожиточный минимум может отразиться, так что возможно еще одно повышение платы.
Финансовый аналитик Алексей Кущ считает, что внедряемая правительством практика – это банальная десоциализация.
"Она всегда "приходит" вслед за "деиндустриализацией" экономики... И вот одна из "зимних ласточек". На 5% экономику они не подняли и не поднимут, но на 5% беднее миллионы людей уже сделали", – говорит Кущ.
Кто останется вовсе без соцпомощи
Постановление не только сокращает объемы выплат, но и может вовсе лишить их некоторых граждан. На данный момент вы имеете право на субсидию, если отдаете за коммуналку более 15% дохода. Теперь же планка устанавливается в 20%.
Сегодня на субсидию не могут рассчитывать семьи, которые зарабатывают более 17 тысяч. По новым нормам, при доходе в 12,5 тысяч ваше домохозяйство будет считаться достаточно успешным, чтобы не нуждаться в поддержке государства. Видимо, в правительстве считают: если в квартире проживают пенсионер со средней пенсией и трудоустроенный со средней зарплатой, то пенсию они целиком могут отдать на услуги ЖКХ и жить за счет работающего.
Экономисты подсчитали, что каждый десятый субсидиант теперь не сможет рассчитывать на помощь от государства. Это около 300 тысяч семей.
При этом количество получающих помощь и так сокращают: сначала их было почти 7 миллионов, затем – 3,2, позже число стало составлять 2,8, и предполагается сокращение до 2,5 миллионов. Не секрет, что это планомерное урезание, и правительство намерено оставить лишь 6% получателей вместо текущих 60%.
Негативный эффект от постановления попытались как-то исправить "плюшками" для отдельных категорий граждан. Ранее в "Слуге народа" обещали бесплатную коммуналку для пенсионеров с минимальной заработной платой. Сейчас решили пойти для них на уступки, но далеко не на такие глобальные.
Единственное послабление, которое предусматривает новое постановление от Кабмина – семейной паре пенсионеров старше 60 лет, которые проживают отдельно, не будут отказывать в субсидии. Раньше же субсидию можно было бы получить только на один адрес.
Но и тут пошли на ограничения – касается это, почему-то, только жителей села. Так что можно ожидать массовых смен "прописок" ради дополнительных нескольких тысяч гривен.
Также предусматриваются послабления для субсидирования детских домов и семей, которые воспитывают сирот. Военным субсидию насчитают без данных об уплате ЕСВ. Для широких масс эти "упрощения" не слишком актуальны.
Геннадий Рябцев говорит, что ограничительные нормы в постановлении – это не единственные шаги, направленные на сокращение количества субсидиантов. Есть еще верификация.
Верификация и частные данные украинцев
Согласно новому закону, проверят не только субсидии, но и пенсии.
"Верификация субсидий необходима. Если человек хочет втайне сохранить свои доходы, будь то наследство или любой "левый" заработок, он может это сделать. А если он обращается за помощью, он должен быть готов к тому, что чиновники проверят для этого основания, в том числе и проценты от депозитов, доходы от ценных бумаг", – делится с NEWSONE мнением Виктор Суслов, экс-министр экономики.
Что касается оплаты услуг ЖКХ, закон предусматривает, что граждан будут "отсеивать", когда они будут подавать документы (превентивная верификация). Еще один "фильтр" произойдет в процессе их оплаты по счетам, и третий – по итогам выплат. Второй и третий вид проверок заработают уже через пару месяцев, а вот до первого еще долго – нужно будет создать специальный электронный реестр. Вокруг этого реестра и ходит больше всего негативных прогнозов.
Во-первых, аналитики говорят, что система из десятков миллионов людей не заработает надлежащим образом в Украине – это технически пока невозможно.
"Мы не можем проверить 100 деклараций высших чиновников Украины, а тут сейчас они возьмутся и будут проверять всех пенсионеров, льготников. Это наполеоновские планы, ведь они не могут проверить и то, что происходит у них в ведомствах", – говорит депутат Верховной Рады VI созыва Кирилл Куликов.
Во-вторых, высока опасность разглашения персональных данных граждан, которые попадут в эти реестры, например, о состоянии их счетов.
"Коррупционные чиновники вместе с ворами будут дистанционно узнавать, что у людей можно красть. Никакой ответственности для контролирующих органов за незаконное использование данных не предусмотрено. Документ противоречит сразу нескольким нормам, начиная от конституционных и заканчивая законом о защите персональных данных. На это уже неоднократно указывали специалисты Главного юридического и экспертного управлений Верховной Рады, а также в Конституционном суде", – рассказывает NEWSONE экономический эксперт Юрий Гаврилечко.
Эксперт также не понимает, что конкретно будут верифицировать. Пенсии платят не из госбюджета, это страховая выплата. Субсидии же тоже не считаются соцпомощью.
"Так что будут верифицировать, деятельность Пенсионного фонда? Непонятно. Субсидии преимущественно не платилась гражданам непосредственно, их счета были использованы как транзитные. Граждане – даже не получатели субсидий, они – их оформители. Практика монетизации субсидий только нарушает текущее законодательство, и любой суд при рассмотрении этого вопроса столкнется с правовой коллизией", – добавляет Гаврилечко.
Некоторые эксперты же оценивают верификацию как необходимый шаг. Но, по их словам, тогда субсидии необходимо восполнить ростом экономики.
"Это должно было стать шагом к справедливости. Льготы действительно можно сокращать и оставить их для самых необеспеченных слоев населения. Но нужно тогда показывать, какие шаги делает государство и правительство, чтобы развивать экономику. Исходя из существующей критики по законам по ФЛП и малому бизнесу, неудивительно, что такие шаги будут восприниматься как несправедливость", – говорит NEWSONE политический эксперт Олеся Яхно.
Совсем без субсидий
Все новации Кабмина в совокупности приведут к росту задолженности населения за услуги ЖКХ.
"Безусловно, исходя из такого роста нормативов, увеличится количество должников по услугам ЖКХ. Кроме того, каждое лето долги постепенно выплачиваются, а за отопительный сезон они только нарастают", – говорит Рябцев.
Долги населения за коммуналку действительно исправно погашались все лето. Но в последнее время они вновь стали расти и достигли 40 миллиардов гривен. Это связывают с монетизацией: граждане сразу начали тратить полученные деньги, не дождавшись завершения отопительного сезона.
К слову, если у вас есть долги за коммунальные услуги, которые вы не способны погасить, вы можете выйти из этой ситуации. Необходимо обосновать документально свое трудное финансовое положение и попробовать обратиться к поставщику с просьбой о реструктуризации долга.
Можно предположить, что задолженности в будущем будут расти еще больше. Все идет к тому, что помощь гражданам будет и вовсе отменена со временем. В 2014 году планировали, что субсидии будут предоставлять лишь несколько лет, а после их не будет. Но никаких шагов к компенсации такого решения пока не наблюдаем. По сути, либо тарифы должны быть снижены, либо доходы людей должны вырасти. Иначе потребность населения в субсидии не уменьшится.
"Любое субсидирование в рамках рыночной экономики – могильщик для экономики. Оно противоречит закону Украины. Кроме того, за счет бюджета происходит вымывание денег на счета оффшорных компаний", – говорит Куликов.
Эксперты ранее заявляли о том, что у "Киевтеплоэнерго" есть счета на тысячи гривен по каждому субсидианту, что создает пространство для коррупции. Хотя Зеленский анонсировал перепись населения, пока шагов для ее проведения не было. На "мертвых душах" тем временем зарабатываются коррупционные миллионы. Кроме того, счетчиков нет у миллионов украинцев, и нельзя никак опровергнуть, что, к примеру, на отопление домов ушло меньше, чем указано в платежках. Все это – большая коррупционная пирамида. Так что далеко не все в правительстве заинтересованы в отмене субсидий.
Если правительство намерено сокращать ряды субсидиантов и уменьшать выплаты, то необходимо компенсировать это развитием украинской экономики и ростом зарплат. Пока же все шаги в сфере субсидирования направлены на десоциализацию.