Опасная эпидемия в Украине: как можно заразиться дифтерией, и хватит ли на всех сывороток

Как защититься от дифтерии

Масштабных вспышек дифтерии в Украине не было с девяностых. Но неделю назад в Ужгороде госпитализировали 15 студентов-иностранцев. Затем еще пять случаев заболевания зафиксировали в Луганской, Хмельницкой, Тернопольской, Закарпатской областях и в столице. Врачи говорят, что из-за низкого уровня вакцинации возможна полномасштабная эпидемия.

Лондонские эксперты уже пообещали изучить генеалогию штамма, чтобы понять, наш ли это вирус, или его завезли. А у президента Зеленского потребовали немедленно созвать заседание Совета национальной безопасности и обороны и разработать план действий по повышению уровня иммунизации: не только против дифтерии, но и против кори.

Чем опасна дифтерия, каковы ее симптомы, и хватает ли сывороток для ее лечения?

 Что такое дифтерия, и как ею можно заразиться  

Дифтерия – это инфекционное заболевание. Чаще всего при нем наблюдаются характерные изменения в ротоглотке, появляется белая пленка. Но такие проявления не обязательны. Из-за этого врачи часто ставят неправильный диагноз: болезнь похожа на обычный вирус. Признаки те же: боль в горле, температура до 38 °С, интоксикация. Болезнь начинают лечить слишком поздно, риск смертности возрастает.

Также из-за симптома в виде белого налета на миндалинах дифтерия похожа на ангину. Поэтому так важно при симптомах ангины не заниматься самолечением, а обращаться к врачу, который назначит антибиотики, а также сдать бакпосев на дифтерию.

При токсической форме температура может подняться до 41 °С. У больных наблюдаются сильные головные боли, сонливость, апатия, бледнеет кожа, возможна даже рвота. При дифтерии зева могут сильно увеличиться лимфоузлы на шее. При дифтерии носа температура может и не подниматься, зато из носовых ходов выделяться гной. На крыльях носа, щеках, лбу возможно появление сухих корочек. Дифтерия глаза по всем признакам похожа на конъюнктивит, возможно появление трудно снимаемых пленок. При заболевании кожи покров долго может не заживать, на нем образовывается налет.

При попадании в организм человека дифтерийная бактерия вырабатывает токсин. Как раз он наиболее опасен, если попадет в кровь. К нему чувствительны почти все органы человеческого тела. Смертельно опасно поражение токсином сердечной мышцы: тогда возникает миокардит. Обычно смертельный исход наблюдают в 5–10% случаев. Риск выше для детей младшего возраста. При гипертоксической форме дифтерии может развиться шок, который с высокой долей вероятности приведет к параличу черепно-мозговых нервов. Кроме того, к летальному исходу может привести и блокировка пленкой дыхательных путей.

В девяностых из 20 тысяч больных дифтерией погибли 700. Тогда уровень заболеваемости возрос в разы: из тысячи граждан заразными были 1-2. Перед таким всплеском как раз отменили обязательную вакцинацию.

Заболевание передается воздушно-капельным путем. Самые заразные – те, у кого дифтерия зева, носа и гортани, так как они активно выделяют возбудителей, выдыхая воздух. Возможны и заражения при прикосновениях (дифтерия глаз и кожи), в самых редких случаях можно заразиться даже через предметы обихода. В Украине риск заболеть повышен осенью-зимой, в жарких странах – круглый год.

Дифтерия не так заразна, как корь. Если с заболевшим будет контактировать 10 человек, последствия могут быть для 1-2. Остальные же могут просто передавать вирус дальше. С другой стороны, на нее не влияет так называемый коллективный иммунитет. Если в местах, где высокий уровень вакцинации, невакцинированному человеку заразиться корью сложнее, то с дифтерией это не работает. Так что риск заболеть высок для всех граждан, говорят эксперты.

Как защититься от дифтерии 

Вакцины и сыворотки – это не одно и то же. Вакцина – прививка, медикаментозная попытка предохраниться от болезни. Для вакцинации в организм вводят ослабленный токсин, на который у человека вырабатываются антитела. Сыворотка же является лекарством для тех, кто уже заболел.

Обычно трех доз достаточно для того, чтобы у ребенка выработались защитные титры антитоксина. Но вакцинация нужна и взрослым, при чем не реже, чем каждые 10 лет. Если прививаться реже, будет нужна трехкратная вакцинация.

Даже через 1–1,5 года защита уже не надежна. Заболеть все равно можно, просто процесс будет протекать легче. Прививка от дифтерии предупреждает не от попадания возбудителя в организм, а от токсина, от его негативного воздействия на организм. К слову, недавно заболел 47-летний мужичина, который живет на границе Тернопольской и Хмельницкой областей. Он прививался всего два года назад.

Прививки проводят в участковых поликлиниках бесплатно, но можно обратиться и в частную клинику, где на вакцину придется потратиться. Частники закупают вакцины у производителей напрямую или через аптеки. Эксперты говорят, что сейчас препаратов в стране достаточно, и что остаются излишки, которые так и не находят применения.

Генеральный директор ЦОЗ Украины Владимир Курпита на пресс-конференции говорил, что после публикаций в СМИ вакцинироваться стали больше. Только за прошлую неделю в Закарпатской области привились почти 4 тысячи человек. У экспертов, правда, данные по системности вакцинаций несколько другие.

"Дифтерия – это серьезное заболевание. И даже если вылечили, после нее возможен и миокардит. Это не банальная детская инфекция, которой можно было бы просто переболеть. А уровень вакцинации у нас крайне низкий. Только в Нигерии хуже. Граждане в этом году сознательней не стали – прививаются так же мало, как и в прошлом и позапрошлом", – говорит в комментарии NEWSONE.ua эксперт по эпидемиологии Ирина Колесникова.

Вероятно, уровень вакцинации низкий еще и потому, что на прививку от дифтерии возможна местная реакция. Каждый десятый чувствует боль, раздражение и уплотнение в месте укола. Раз на миллион также возможен анафилактический шок, поэтому хотя бы полчаса после прививки лучше оставаться в больнице или поликлинике.

Украинцы продолжают опасаться за собственные жизни и жизни детей, хотя вероятность разбиться в авиакатастрофе существенно выше, чем при вакцинации. Вероятно, уровень доверия к прививкам могло бы поднять внедрение страховой медицины. Но пока не наблюдаем ни реформ в этой сфере, ни массовых информационных кампаний. Хотя о том, что низкий уровень вакцинации может привести ко вспышке дифтерии, говорили еще год назад.

"За последние годы в связи с недопоставками вакцин недовакцинировано приблизительно 50% детей. Что на полиомиелит, что на дифтерию. И если корь – это та болезнь, которую ребенок еще может нормально преодолеть без последствий, то дифтерия может гораздо вероятнее привести к инвалидизации. Нас ждут вспышки этой болезни", – предупреждала в комментарии NEWSONE экс-нардеп, доктор медицинских наук профессор Ольга Богомолец.

Она обращалась к Кабмину, МОЗ и даже к СНБО, потому что проблема угрожала нацбезопасности. Богомолец говорила, что Украина внесена в список стран, которые рискованно посещать в связи с высоким уровнем заболеваемости. В Европе же такие болезни почти не регистрируются.

Но эти заявления эксперта остались без внимания. В МОЗ отчитались, что за первые девять месяцев этого года от дифтерии привили 52% взрослых и 59% детей возрастом до года. Уровень же должен достигать хотя бы 95%.

"У нас во Львовской области уровень вакцинации – 52-54% за 9 месяцев года. Если приезжают больные ангинной, паратонзиллитом, их обследуют, чтобы не пропустить дифтерию", – говорит NEWSONE.ua врач-инфекционист Львовской областной инфекционной клинической больницы Наталья Иванкив.

Правда, как врачи дают эти оценки – до конца не понятно. В государстве отсутствует реестр пациентов, нет вакцинального статуса больных, который можно было бы указать при заполнении декларации с семейным врачом.

Достаточно ли сыворотки 

Бактерию можно убить антибиотиком, но для того, чтобы уничтожить опасный токсин, который она вырабатывает, нужна сыворотка. В сыворотке есть антитела, нейтрализующие токсин. Без ее немедленного введения дифтерия может забрать жизнь каждого второго больного. Но и антитела спасают далеко не всегда – смертность при введении вакцины остается на уровне 20%.

Иногда сыворотки вводят лишь при подозрении на диагноз, чтобы перестраховаться. Но в целом по стране они в дефиците, поэтому решение остается за лечащим врачом: он делает выбор, учитывая тяжесть состояния пациента. Дозу тоже можно варьировать.

Если в стране такой низкий уровень вакцинации, как у нас, нужно намного больше лекарства. Курпита заявил, что мы имеем место с чрезвычайной ситуацией локального характера, ведь для лечения студентов у Закарпатской области лекарства не хватило. По его словам, в целом по стране есть 189 флаконов, и еще 150 придет в декабре.

В МОЗ же отчитывались, что сейчас в каждом регионе – по 8 флаконов антитоксина. Это крайне небольшое количество. Лекарства приходится перераспределять. В регионах NEWSONE.ua называют даже меньшее количество лекарств в доступности.

"Вакцина есть в приличном количестве. А вот сыворотки во Львовской области ограничена. Несколько флаконов передали на Закарпатье, осталось 6. Это примерно для лечения двух людей", – говорит Наталья Иванкив.

В столице ситуация не лучше – там осталось всего 5 доз. Если тяжело заболеет три человека, одному из них могут просто не оказать лечение.

Но что, если вспышки приобретут масштабы побольше? Курпита подчеркивает, что в этом году сыворотку потребовалось ввести лишь шести из 20 больных. Он говорит, что потратили только каждую 14-ю сыворотку, так что до дефицита далеко. Он возможен только если одновременно поступит около 20 тяжелобольных дифтерией. Эксперт Ольга Голубовская с ним не согласна. Она говорит, что всего имеющегося запаса хватит лишь на четырех тяжелобольных.

Врачи объясняют такой недостаток в сыворотке политической ситуацией в стране.

"До войны с Россией у нас было постоянное обеспечение российской сывороткой, но, в связи с политическими событиями, российский препарат не используем. В прошлом году имели большее количество, но в июне препарат закончился", – рассказывает Наталья Иванкив.

Почему лекарства не закупили из других источников? Непонятно. Закарпатские нардепы уже попросили сыворотку у венгров. Но на высоком уровне проблему иммунопрофилактики отложили в долгий ящик, и менять подходы вряд ли собираются. В проекте казны на следующий год на лечение эпидемий выделили только 160 тысяч гривен. Между тем, реальную потребность эксперты оценивают примерно в 100 миллионов гривен. Сергей Кравченко из Национальной медицинской палаты считает, что МОЗ совершает большую ошибку, продолжая политику Ульяны Супрун. Он прогнозирует новые вспышки заболеваемости.

Ольга Голубовская констатирует не только нехватку лекарств, но и отсутствие карантина. Она говорит, что в очагах никто не работает, и те, кто контактировал с больными, выезжают за пределы больниц. На самом же деле больных нужно изолировать в инфекционном отделении, а тех, кто контактировал с ними- обследовать, лечить антибиотиками. В помещении, где находился носитель, будь то его дом, учебное учреждение или работа, нужно провести дезинфекцию специальными средствами.

Впрочем, некоторые эксперты говорят: несмотря на проблемы с сыворотками и карантином, для паники пока нет причин.

"Да, обнаружили дифтерию. Мы таких исследований делаем по 20 тысяч за год. Но обратите внимание: сыворотку не всем вводили. Так что это легкое течение болезни, если даже не простое носительство, когда нету токсигена. Писали и что полиомиелит обнаружен на Волыни, но там тоже не тот уровень: непривитой заразился от недавно привитого брата. Обычная практика преувеличения", – успокаивает Ирина Колесникова.

Пока ожидаются результаты лабораторий, которые покажут, токсигенная дифтерия или нет. Предварительно, она нетоксигенная, то есть не вызывает опасных последствий.

Вероятно, пока нет причин бить тревогу. Но государство все равно должно решить проблему с критически низким количеством сывороток, чтобы никто не пострадал. Гражданам же важно не забывать вакцинироваться: немного потраченного времени стоит спасения жизни.

NEWSONE