- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 2
Похоронить Минск. Как у Зеленского готовят срыв принятия закона об особом статусе для Донбасса
На днях стала известна дата проведения саммита "нормандской четверки" – 9 декабря в Париже. Примечательно, что подтверждая дату, Москва попросила Берлин и Париж повлиять на Киев, чтобы тот начал выполнять Минские соглашения, включая их политическую часть.
И вчера появилась информация, что стороны все-таки пришли к некоему согласию. Как со стороны России, так и со стороны Украины появились сообщения о согласовании некоего итогового документа, который утвердят на встрече в Париже.
Его содержание точно неизвестно, но из комментариев понятно, что один из центральных моментов там – это закон об особом статусе Донбасса, который в России называют "краегольным" для всего мирного процесса.
Между тем, действие уже принятого в 2014 году закона об особом статусе заканчивается 31 декабря 2019 года.
И до этого момента нужно либо принять новый, либо продлить старый.
Зе-команда уже не раз заявляла, что продлевать нынешний никто не собирается, и нужен совершенно новый закон.
Однако принять его до нового года по законной процедуре будет крайне сложно, а значит, все обещания по этому документу, которые возьмет Зеленский на встрече в Париде могут оказаться никчемными.
Нельзя исключать, что с нового года прекратит действия старый закон, а новый принят не будет.
В таком случае, Украина де-факто выйдет из Минских соглашений и развитие событий на Донбассе может пойти по малопредсказуемому сейчас сценарию. Тем более, что с 1 января 2020 года может прерваться еще один важнейший договор – о транзите российского газа через территорию нашей страны.
То есть, с нового года могут одновременно прекратить действие сразу два документа, которые еще как-то регулируют отношения между Россией и Украиной, не давая пойти этим отношениям в разнос. А следовательно, ситуация станет предельно взрывоопасной.
Что собирается со всем этим делать украинская власть, разбиралась "Страна".
Игры с законом
Действующий закон "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" был принят 16 сентября 2014 года в рамках первых Минских договоренностей. Он предполагал введение особого порядка местного самоуправления сроком на 3 года для неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областе. Но вступить в силу закон доджен был только после проведения на этих территориях выборов.
Согласно закону, особый порядок подразумевает право региона участвовать в формировании судов и органов прокуратуры, право иметь собственные отряды народной милиции, заключать соглашения с регионами России, право определять официальный язык, а также на договорные отношения с центральной украинской властью.
В октябре 2017 года срок действия закона с большим скандалом первый раз продлили на один год. Еще год спустя, в октябре 2018-го, закон был продлен до 31 декабря 2019 года.
В начале октября Владимир Зеленский объявил, что украинские власти одобрили текст так называемой "формулы Штайнмайера", которая предполагает мирное урегулирование на Донбассе через проведение выборов и предоставление региону особого статуса.
Тогда же глава государства заявил, что будет принят новый закон об особом статусе. Однако спустя два с лишним месяца о работе над этим законопроектом ничего не слышно.
Есть лишь позиция, которая была озвучена главой комитета по международным делам Рады Богданом Яременко (тогда еще не прошедшим через огонь, воду и медные трубы скандала с перепиской с женщинами по вызову прямо в сессионном зале).
Яременко заявил, что закон в его нынешнем виде не устраивает. Мол, слишком много в нем спорных положений.
Под спорными положениями он понимает ключевые моменты этого документа. А именно – право региона формировать собственные отряды "народной милиции", а также положения об амнистии.
Также украинская сторона настаивает на передаче контроля над границей еще до проведения выборов, а не после, как это предусмотрено Минскими соглашениями. Естественно, что Россия категорически против этого.
Впрочем, пока куда более актуальный вопрос это не выборы, а тот самый закон об особом статусе. Ведь если его действие не продлят или не примут новый, то уже с нового года он прекратит действие, а значит и Минские соглашения вместе с выборами и всем прочим будут похоронены.
Проклятие двух недель
Сейчас в Киеве официально декларируют позицию, что проект будет написан и принят только после встречи в Париже. То есть, после 9 декабря.
"Чтобы сказать, что придётся менять в существующем законе, нужно понимать, какой результат мы получим от предстоящей встречи глав государств в "нормандском формате". Когда она состоится, Рада начнёт готовить законопроект. Пока же рассуждения о том, каким будет новый документ, – это гадание на кофейной гуще", – пояснил в одном из последних интервью спикер Рады Дмитрий Разумков.
Однако в этих словах содержится малозаметный подвох.
Дело в том, что календарный план проведения сессии Верховной Рады не дает возможность принять новый закон до нового года после 9 декабря.
В декабре будет всего 2 пленарных недели – с 3 по 6 декабря и с 17 по 20 декабря.
Чтобы уложиться в регламент, закон в первом чтении нужно принимать с 3 по 6 декабря. А затем во втором, по ускоренной процедуре, с 17 по 20 декабря.
Но заверения власти, что закон будет готов только после Парижа (9 декабря) означают, что остается только одна пленарная неделя, и без нарушения Регламента новый закон принять уже будет невозможно. Ведь даже по сокращенной процедуре нужна минимум неделя, чтобы пройти все стадии в рамках Регламента.
В такой ситуации есть два выхода.
Выход первый – внеочередное заседание
Народный депутат Александр Качура ("Слуга народа"), являющийся одним из участников рабочей группы по подготовке этого документа, в разговоре со "Страной" отмечает, что основной план власти заключается в том, чтобы успеть принять закон до Нового года.
"Президент может инициировать внеочередное пленарное заседание, если это будет необходимо. Это можно сделать 26-27 декабря, чтобы закон вступил в силу сразу после того, как истечет срок действия нынешнего закона по особому статусу Донбасса", – говорит депутат "Стране".
По его словам, на сегодня даже базового проекта этого закона нет. Поэтому пройти по Регламенту без созыва дополнительных заседаний будет невозможно.
"Есть наработки, определенные в партии, но как такового текста еще нет. Все эти идеи не могут считаться законопроектом, пока они не обсуждались с обществом. Нас обвиняют, что законы пишут в Кремле или где-то еще. Нет, этот законопроект будет писаться в украинском парламенте, он будет писаться с учетом мнений авторитетных юристов, волонтеров, экспертного сообщества. В нем точно не будет каких-то спорных положений вроде народной милиции. Но все это произойдет после "нормандской встречи". А потом будем смотреть что по срокам", – говорит "Стране" Качура.
Выход второй – пролонгация уже существующего закона
Второй вариант – это пролонгировать текущий закон. Причем это возможно сделать без нарушения Регламента Рады всего за одно заседание.
И в "Слуге народа" такой вариант не исключают.
"Конечно, сейчас сложно прогнозировать, как будут разворачиваться события после нормандской встречи, но у нас есть несколько вариантов решения вопроса по принятию закона. Мы можем или пролонгировать нынешний, или внести в него изменения, или принять новый, или не принять ни одну из этих опций. В любом случае я предлагаю дождаться результаты встречи в Париже", – говорит "Стране" народный депутат Ирина Верещук.
Новый закон – путь к прекращению мирных переговоров
Опрошенные "Страной" эксперты говорят о том, что попытки Киева принять новый закон могут окончательно похоронить Минский процесс и надежды на мирное урегулирование на Донбассе.
Куда более правильным является вариант с продлением нынешнего закона. Тем более, он всех партнеров Украины по Нормандской четверке более-менее устраивает. Даже Россию.
"Если следовать букве действующего закона об особом статусе и просто продлить его, Зеленский находится в более выигрышном положении внутри Украины. Он всегда может сказать всем своим оппонентам и хейтерам, что это не мы, это вы придумали и приняли этот проект. Мы не изобретали велосипед. Мы поддержали то, что вы предложили. Да, это такая игра, но она стоит свеч. Если они решат идти по пути разработки нового закона, то здесь может быть гораздо больше сложностей. И смогут ли они Путина уговорить на все эти условия, это вопрос", – говорит "Стране" политолог Вадим Карасев.
То, что Кремль выступает против принятия новых законов об особом статусе Донбасса, буквально на днях заявил сам президент Российской Федерации Владимир Путин.
"Мы слышим от первых лиц Украины о том, что может быть принят другой закон об особом статусе Донбасса. Какой? Это абсолютно ключевая вещь. Если будет принято нечто такое, что не согласовано "ЛНР" и "ДНР", тогда все мгновенно зайдет в тупик", – сказал он.
Политолог Руслан Бортник таке полагает, что проволочки с законом об особом статусе Донбасса могут привести к срыву мирных переговоров.
"В теории можно было бы продлить действующий, а потом через широкую дискуссию с обществом принять что-то новое. Почему до Парижа вообще не говорят на эту тему – потому что рассчитывают модифицировать часть неудобных пунктов – выборы, амнистия, непосредственно особый статус, сроки передачи контроля над границей. Но если этого не случится, то украинская сторона может пойти на фактический выход из Минских соглашений. То есть перепишут закон так, что он не устроит "ДНР/ЛНР" и Россию. И мирные переговоры окончательно зайдут в глубокий тупик", – говорит Бортник.
Источник в дипломатических кругах, знакомый с ходом переговоров, сказал "Стране", что согласованный итоговый документ Нормандской встречи не содержит никаких изменений в сравнении с Минскими соглашениями и с формулой Штайнмайера.
"Там все просто – выборы, потом особый статус. Спорные вопросы изменений в Конституцию и передачи контроля над границей откладываются на потом. То есть никакого нового порядка выполнения Минских соглашений там нет. Там нет и не будет ничего по поводу того, что Украине сначала передается контроль над границей, а потому уже выборы. Там этого нет. Там есть только то, что прописано в Минских соглашениях 2015 года. Поэтому вопрос сейчас стоит только один – это закон об особом статусе. И если украинские власти пойдут по пути принятия нового закона – то с большой долей вероятности можно будет предположить, что его до нового года принять будет очень трудно. Вот представьте себе – Зеленский многократно обещал обсудить новый закон с обществом. И тут после Парижа его вносят на последнюю пленарную неделю, быстро принимают в первом чтении, а потом еще через неделю назначают внеочередное заседание, чтоб принять во втором чтении. То есть никакого реально обсуждения нет. Люди почувствуют себя обманутыми. Это просто провокация протестов и срыва голосования. Правда, "Слуги народа" могут схитрить и принять какой-то закон, который не устроит Москву и сепаратистов. Например – уберут оттуда положение про народную милицию, про связи с Россией, про суды и прокуратуру. Но это Россию не устроит и тогда процесс просто зайдет в тупик и война продолжится. Со всеми вытекающими отсюда последствиями для рейтинга президента и его поддержки в обществе. Поэтому единственно правильный пусть – продление существующего закона", – говорит источник.