"Схемы дерибана" в Славянске оказались политической «войной»?

"Схемы дерибана" в Славянске оказались политической «войной»?

Что и за сколько было приватизировано в Славянске. И в чью каденцию это случалось чаще

Дерибан, разбазаривание, лоббирование, коррупция, схемы – когда дело касается вопросов недвижимости коммунальной собственности, все эти слова становятся синонимами. 

Почему? Думаю, многие читатели знают ответ на этот вопрос. Имея в распоряжении объекты недвижимости, можно неплохо зарабатывать «на пустом месте": распределять право аренды привлекательных помещений, давать разрешение на проведение капремонта (читать, как разрешение на приватизацию путём выкупа, а значит – за копейки), включать «вкусные» объекты в перечень приватизации, устанавливать льготную ставку аренды недвижимости (занижение стоимости аренды) и т.д. Все эти механизмы – это лишь часть возможностей для негласного обогащения чиновников, которая лежит на поверхности. 

Кто может на этом заработать? 

Зарабатывать на "непрозрачных схемах" и объектах коммунальной собственности могут те, кто принимает то или иное решение: депутаты городского совета, члены исполнительного комитета, городской голова. 

Такова «экономика» различных «мутных» схем по объектам недвижимости, которые являются собственностью территориальных громад. 

Реалии Славянска

10 ноября 2015 года Славянский городской голова Вадим Лях принял присягу и официально занял кресло первого руководителя города. Вскоре (примерно через пол года) в Славянске громко заговорили о том, кто и каким образом возводит "капитальные МАФы".

А недавно в глаза и уши славянского обывателя влилась куча информации (а также информационного мусора) по поводу «особенностей» эксплуатации отдельных объектов недвижимости, которые пребывают в коммунальной собственности города. (Несколько материалов на эту тему опубликовал и «Карачун»). Основания для возмущения со стороны депутатов, общественности, прессы были реальные: копеечная аренда и такая же «хитрая» приватизация некоторых объектов недвижимости подталкивали к выводу о том, что пришло время наводить порядок и здесь.

И пока одни люди стараются разобраться в проблеме и видят сдвиг уже в том, что эта тема впервые вышла в публичное пространство (ранее все «хитрые» схемы работали, но о них все молчали), другие стараются извлечь из этого свои политические дивиденды.

Славянск – город политически привлекательный. Может быть, поэтому наш мажоритарный избирательный округ, также как и кресло Славянского городского головы, притягивали (и притягивают), словно магнитом, даже таких кандидатов, чье достоинство и заслуги весьма сомнительны. Разумеется, для таких претендентов на должность любой громкий информационный скандал – это прекрасная возможность для личного политического пиара. А также для того, чтобы в будущей политической борьбе «передергивать» события и факты в свою пользу.

Но это – задача на будущее. А пока цель у таких «любителей высоких должностей» краткосрочная: дискредитировать действующую местную власть. А если учесть, что у некоторых «властолюбов» имеется какое-никакое, но всё же СМИ, то информация распространяется мощными темпами, обрастая "удобными" слухами и догадками.

Вот, например, на очередном пленарном заседании сессии Славянского городского совета разразилась горячая полемика по поводу перечня приватизации объектов коммунальной собственности. В ходе политических "перестрелок" прозвучало несколько обоюдных обвинений в том, что, мол, городское руководство разбазаривает коммунальное имущество. Но вскоре выяснилось, что один из «обвинителей», который так ратовал за сохранение объектов недвижимости в городской коммунальной собственности, сам успел "хапнуть" привлекательное коммунальное имущество за копейки… 

В итоге те словесные дуэли на сессии стали поводом для очередных информационных вбросов. Как всегда в таких случаях, к смакованию темы подключились и так называемые общественники, которые, конечно же, всё знают и отлично разбираются во всем. 

На том же заседании сессии депутат Славянского городского совета Дмитрий Кочуков пообещал обнародовать список недвижимых объектов коммунальной собственности, которые были приватизированы ранее (в том числе и депутатами горсовета). 

И такой список появился. Только обнародовал его не Кочуков. Сегодня на сайте Славянского городского совета был вывешен перечень объектов коммунальной собственности территориальной громады Славянска, которые были приватизированы в течение 2010 – 2017 гг. 

Сколько коммунального имущества приватизировали при Ляхе?

Общий перечень состоит из 42 объектов недвижимости. 

Но, как оказалось, в каденцию Вадима Ляха было приватизировано всего ТРИ помещения общей площадью 175,9 квадратных метров. Смотрите перечень внизу.

Как видно из перечня, немало объектов коммунальной собственности было приватизировано во время каденции Нели Штепы. И даже исполняющий обязанности городского головы Олег Зонтов успел «раздать» больше майна за 1 год, чем было приватизировано за 2 года каденции Вадима Ляха!

Приватизация по новым правилам

На подписи у Президента Украины Петра Порошенко находится закон, который меняет правила приватизации объектов коммунальной собственности – всё коммунальное имущество будет продаваться через Прозорро – то есть прозрачно и на повышение цены. 

Следовательно, все объекты, которые были включены в список приватизации на 2018 год, будут приватизироваться без возможности влияния на процесс со стороны чиновников. А, значит, львиная доля всех разговоров о "схемах" – это лишь инструменты политического противостояния. 

Разумеется, есть в работе исполнительной власти Славянска и сомнительные нюансы: будь-то предоставление льготных ставок на аренду помещений коммунальной собственности, или отсутствие контроля за субарендой. 

На минувшей пресс-конференции Славянский городской голова Вадим Лях сообщил, что сейчас ведётся активная работа и в этом направлении:

- Готовится список всех объектов коммунальной собственности, которые переданы в аренду предпринимателям и общественным организациям. В нём мы также обнародуем ставки, по которым рассчитывается аренда. Зачем? Ну, смотрите: существует три льготные ставки: для сапожной мастерской, парикмахерской, торговли детским питанием. В итоге каждый сможет видеть, кто, где и чем занимается и соответствует ли размер арендной платы за это.

Нужно разобраться и с субарендой. Она запрещена, если не было соответствующего обращения в городской совет. А у нас есть и общественные организации, которые арендуют большие площади за 1 гривну, а потом сдают помещения в субаренду и зарабатывают на этом, есть и такие же предприниматели. А есть те, кто платит в полном объёме. Нужно, чтобы все были в равных условиях.   

Также депутатский корпус должен будет заранее определиться с тем списком объектов, которые мы в принципе будем готовы отдавать под выкуп. Сегодня у нас осталось около 160 объектов коммунальной собственности. Нужно будет определить объекты, которые могут пригодиться городскому совету, объекты, которые привлекательные для города с коммерческой точки зрения. И опубликовать список недвижимого имущества, которое мы в будущем планируем выставить на приватизацию.