Стало точно известно, чего требует МВФ от Украины в 2017 году

Прочитав это, вы испытаете лёгкий шок

МВФ выдвинул жесткие требования. Для продолжения сотрудничества с Фондом Украине нужно повысить пенсионный возраст, сократить количество госслужащих и бюджетников, отменить «упрощенку» и открыть земельный рынок. Это лишь часть рекомендаций кредитора. Меморандум о сотрудничестве Украины с МВФ оказался в распоряжении ЕП.

Украина приняла бюджет на текущий год и национализировала Приватбанк. Это зеленый свет для получения транша МВФ в размере 1 млрд долларов.

"Миссия Международного валютного фонда в ближайшие недели может рекомендовать совету директоров Фонда провести третий пересмотр программы EFF", — заявил на днях официальный представитель Фонда Джерри Райс.

Он отметил существенный прогресс Украины в последние месяцы в реализации необходимых для пересмотра программы реформ. А именно: принятие соответствующего целям программы EFF госбюджета, запуск системы e-декларирования, "решительные действия по обеспечению финансовой стабильности в стране".

По словам представителя МВФ, миссия Фонда в настоящее время продолжает консультации с властями Украины по оставшимся вопросам. То есть, у правительства неплохие шансы на получение еще одного миллиардного транша.

Гораздо более болезненными могут оказаться новые обязательства, которые Киев должен выполнить для продолжения сотрудничества. Это следует из обновленного меморандума о сотрудничестве Украины с МВФ, который есть в распоряжении ЭП.

Он содержит ряд жестких требований, на которых в Фонде настаивали и раньше. От Украины международный кредитор требует: провести пенсионную реформу, в том числе повысить пенсионный возраст, сократить количество госслужащих и бюджетников, упразднить "упрощенку" и открыть земельный рынок.

Очевидно, что любое упоминание об этих намерениях спровоцирует напряжение в обществе. А выполнение всех этих требований сулит пике политических рейтингов, кадровые перестановки на всех уровнях власти и политическую турбулентность.

Пока документ на этапе согласования. С одной стороны, это всего лишь рекомендации и совсем не руководство к действию для украинской власти. С другой — если рассматривать предписания МВФ лишь как совет, то рассчитывать на транши не следует, их попросту не будет.

Что требует от Украины МВФ

Проект Меморандума предполагает 12 структурных маяков, из них семь — новые.

Во-первых, Кабинет министров должен до конца января 2017 года принять решение о монетизации субсидий.

Монетизация субсидий обсуждается уже не первый год как мера, которая будет стимулировать население экономить энергоносители.

Во-вторых — пенсионная реформа. Установлен новый срок — конец марта 2017 года.

Действующий проект меморандума предполагал принятие закона о пенсионной реформе до конца декабря прошлого года. Этого не произошло, поэтому МВФ ужесточил требования.

Реформа предполагает постепенное повышение пенсионного возраста: для мужчин — на четыре месяца каждый год, начиная с июля 2017, для женщин — на шесть месяцев после 2021 года, до тех пор, пока для обоих пенсионный возраст не достигнет 63 лет — в 2027 году.

В-третьих — земельная реформа. Новый срок — конец марта 2017 года. Подать закон о рынке земель в парламент Украина обязывалась до конца сентября прошлого года. Не подала. Сейчас требования будут более жесткие — до конца марта закон должен быть принят.

В-четвертых, надо выбрать международную компанию с хорошей деловой репутацией для проведения аудита Приватбанка. Срок — конец января 2017 года.   Аудиторы должны выявить, были ли допущены нарушения в составлении финансовой отчетности на протяжении шести месяцев, предшествующих национализации.

В-пятых, надо выбрать международного аудитора для оценки выполнения акционерами Приватбанка условий реструктуризации. Срок — конец июня 2017 года.

Компания должна оценить, позволяют ли условия реструктуризации компенсировать потери по займам, выданным связанным лицам.

В-шестых — создание единого реестра получателей социальных выплат — до конца июня 2017 года. Его появление необходимо, в том числе для продолжения процесса верификации социальных выплат. Пока дальше разговоров и точечных начинаний дело с места не сдвинулось.

В-седьмых — создание законодательного поля для работы антикоррупционных судов. Срок — до конца июня 2017 года.

И другие требования…

Многие прошлогодние начинания или планы правительства превратились в пункты меморандума МВФ.

Среди них — реформа финансовой полиции. Исходя из меморандума, парламент должен узаконить ее работу до конца апреля. Судя по выписанным в меморандуме характеристикам, этот орган должен быть создан по модели, предложенной Минфином.

Еще ГФС может получить доступ к банковским счетам украинцев. Ожидается, что к концу июня парламент предоставит фискальной службе такую опцию, как и возможность использовать непрямые методы оценки доходов граждан.

Подписав меморандум МВФ, украинская сторона также возьмет на себя обязательства воздержаться от каких-либо шагов в сторону сохранения или создания налоговых льгот.

В частности, речь о том, что правительство воздерживается от введения льготного режима налогообложения в индустриальных парках, не будет пока создавать экспортно-кредитное агентство, а также отменит упрощенную систему налогообложения с января 2018 года.

Проект меморандума расширяет и обязательства украинской стороны по приватизации. Подтверждаются намерения продать Одесский припортовый завод,  инициировать процесс приватизации ряда крупных гособъектов: ГПЗКУ, Турбоатома, Центрэнерго, облэнерго. Ожидается также принятие законодательства, которое позволит продать злосчастный "Укрспирт".

Кроме этого, украинская сторона должна согласиться на пересмотр закона о госслужбе, а также на сокращение работников бюджетной сферы и госслужащих. В этом году сократить количество бюджетников планируется на 4%, а в среднесрочной перспективе — до конца 2019 года — более чем на 10%.

Сценарии

Удастся ли выполнить этот план? Неизвестно. Есть три возможных варианта развития событий.

Первый: согласиться с требованиями МВФ и выполнять их. Это равноценно согласию на снижение политических рейтингов, готовности столкнуться с социальным напряжением в обществе и бизнес-среде. В прошлые годы, например, попытки упразднить упрощенную систему налогообложения были причиной массовых протестов предпринимателей.

 Второй: согласиться и не выполнять. Этот сценарий означает: все пообещать ради сохранения сотрудничества с фондом, а потом максимально тянуть с выполнением, пытаясь перенести самые болезненные шаги на период последователей.

Третий: договариваться о более "мягкой" редакции Меморандума. На первых порах требования МВФ, действительно, всегда более жесткие, но во время переговоров частично получается их смягчить.

Проблема лишь в том, что уровень их выполнения потом оказывается крайне низким, а каждое не сдержанное украинской стороной обещание осложняет переговорный процесс с фондом и исчерпывает лимит его доверия.