За развалинами Керама в Славянске «прячется» технологичный бизнес

За развалинами Керама в Славянске «прячется» технологичный бизнес

Как стать бизнесменом/керамистом №1

В начале года в Славянске в очередной раз заговорили о «тысячах безработных», которые могут появиться в результате закрытия цехов по производству керамических изделий.

Повод для тревоги нашим керамистам дала НКРЕКУ, которая своим постановлением отменила льготный тариф на электроэнергию в ночное время.

Некоторые из производителей керамики тут же подняли шум: мол, их бизнес вот-вот закроется, и сотни/тысячи наёмных работников останутся без работы.

Так ли это? Правда ли, что потеря льготного ночного обжига, который был втрое дешевле дневного, приведет к поголовному закрытию бизнеса по производству керамики? 

Чтобы лучше ознакомиться с этим бизнесом, представители славянских СМИ вместе со Славянским городским головой Вадимом Ляхом отправились в своеобразный пресс-тур на местные керамические производства.

Первым предприятием, которые мы посетили, было производство, которым владеет и управляет семья известных в городе бизнесменов – Скориковых. Этот семейный подряд контролирует в Славянске несколько цехов по производству керамических изделий. 

О нём и расскажем немного подробнее.

Один производственный комплекс, принадлежащий ЧП «Пётр», расположен на «исторической родине» посудного бизнеса в Славянске – территории бывшего Керамкомбината.

Подъезжаем к цеху…

У входа на предприятие припаркованы солидные внедорожники, которые принадлежат владельцам этого мини-завода. Правда, для доходности керамического производства в Славянске автомобиль, стоимостью под 100 тысяч долларов, ещё не показатель успешности в бизнесе.

Это производственное помещение уже снаружи выгодно отличается от большинства других, находящихся «на кераме». Отмечаю: повсюду установлены металлопластиковые окна. Что, в свою очередь, свидетельствует об изначально рациональном подходе к экономии: сохраняешь тепло – повышаешь рентабельность бизнеса.

Наш пресс-тур по предприятию начинается с места, где мы узнаем, что на ЧП «Пётр» бизнес работает по замкнутому циклу – производство начинается с того, что силами предприятия заготавливается керамическая масса. Здесь её использует для собственных производственных потребностей и продают другим производителям керамики.

Пройдя вглубь производства, убеждаемся, насколько большой разрыв в технологиях между тем, что мы видим здесь, и видели ранее в иных «кустарных» керамических цехах. 

Подходим к станку… Вячеслав Скориков рассказывает, что, к примеру, этот станок каждые несколько секунд выдаёт одно изделие. Рабочий, который стоит у станка, добавляет: «За смену отсюда выходит около 500 изделий».

Дальше штампованное «бельё» идёт на замывку. 

Как вы себе представляете процесс замывки? Наверное, так: женщины с губками в руках вручную затирают швы и неровности.

Здесь же функции замывщиц выполняет специальная машина. В результате она выполняет объем работы нескольких сотрудников! 

Вячеслав Скориков и его сыновья регулярно находятся в процессе обучения: они посещают различные производственные предприятия и выставки по всему миру: Китай и Германия, Лондон и Амстердам. Оттуда они привозят массу идей по модернизации производства. А затем воплощают их в жизнь здесь, в Славянске.

А вот эта замывочная машина – один из примеров подобного воплощения «подсмотренных» идей.

Из этой машины изделия «уезжают» на сушку. Здесь этот процесс также автоматизирован: полуфабрикат движется по конвейеру в верхнюю плоскость помещения. Там, наверху, по словам Вячеслава Скорикова, температура на 14 градусов выше, чем здесь, внизу.

Примечательное отличие процесса производства на ЧП «Пётр» в том, что обжиг продукции здесь производится в печах, которые работают, используя природный газ. А это значит, что отмена льготного ночного тарифа на электроэнергию никак не отразится на себестоимости изготавливаемой продукции. Хотя, конечно, переход на газовые печи – удовольствие не из дешевых.

- В одно время стоял выбор: купить новый автомобиль, или печь на газу. Выбрали печь – теперь можем заработать и на авто, - комментирует Вячеслав Скориков. 

После обжига на изделие наносится деколь. А затем готовую продукцию упаковывают для отгрузки оптовым покупателям.

На сегодняшний день основными рынками сбыта продукция являются страны бывшего СНГ. Также на предприятии пытаются выходить на европейский рынок. Правда, по словам Вячеслава Скорикова, европейцы уже научились производить аналогичную продукцию достойного качества практически за те же деньги. И это – реальная угроза для нас.

Но еще более мощным конкурентом для славянских производителей керамики могут стать китайцы. Пока нас спасает то, что конкурентов из Поднебесной сдерживает дорогостоящая логистика. Поэтому пока китайцы не придумали, как удешевить доставку своей продукции на российский и европейский рынки (куда нацелены и наши местные керамики), у керамистов Славянска нет повода для паники. Пока…

Что касается проблемы отмены льготного ночного тарифа на электроэнергию, то Вячеслав Скориков отмечает, что если грамотно построить своё производство, то можно существенно снизить удельный вес затрат на электроэнергию в себестоимости товара.

Также он делает акцент на том, чтобы каждый из предпринимателей всегда просчитывал ситуацию на несколько шагов вперед: предугадывая возможные изменения на рынке энергетики, или на покупательской способности клиентов.

Сегодня на производстве у Скориковых заняты около 320 наемных сотрудников. До начала вооруженного конфликта этот показатель был вдвое выше.

Средний уровень заработной платы на предприятии – 8 тысяч гривен.

Вакантные места есть. Но вот квалифицированные кадры найти проблематично. Многие специалисты выехали из города во время военных действий и не вернулись.

Верить Вячеславу Петровичу можно – в посудный бизнес его семья «нырнула» еще в далеком 2001 году.

Безусловно, делать какие-либо умозаключения, ориентируясь лишь на это успешное предприятие, нельзя. Но можно предположить, что в случае, если кто-то из местных производителей не сможет пережить эти колебания энергетического рынка, то найдутся те, кто с удовольствием примет в свои ряды готовых работников. Это – конкуренция и рынок, где выживает сильнейший.

Справедливо ли будет говорить о потенциальных тысячах безработных горожан из-за отмены льготного ночного тарифа на электроэнергию? Вряд ли. В подтверждение этого интернет-издание «Карачун» в ближайшее время подготовит ещё один репортаж о керамическом бизнесе в Славянске.