А теперь посчитаем: сколько тепла и воды потребляем

А теперь посчитаем: сколько тепла и воды потребляем

Невозможно экономить то, что не учитывается!

Времена бесхозности на рынке коммунальных услуг заканчиваются. Всего через два-три года за потребленные жилищно-коммунальные услуги украинцы должны будут платить по европейскому принципу: а) по рыночным ценам; б) только за тот объем услуги либо ресурса, который реально потребили. 

Чтобы эти грандиозные планы стали реальностью, Верховная Рада Украины приняла ряд базовых законов, которые по-новому регламентируют взаимоотношения поставщика и потребителя жилищно-коммунальных услуг. Один из основных законов этого ряда – «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения», который стал результатом имплементации Соглашения об ассоциации, подписанным между Украиной и ЕС.

 Экономить энергоресурсы заставляет жизнь и … Европа

Главная цель, которую преследовал законодатель, очевидна: приучить украинцев экономить энергоресурсы. 

Кстати, экономия энергоресурсов – дело взаимовыгодное. Государству не нужно будет расходовать дополнительные средства на закупку энергоресурсов (часть которых закупается за валюту). Меньше денег пойдет и на субсидии, а, значит, в Госбюджете будет оставаться больше средств на важные социальные расходы. 

Выгода потребителя еще более очевидная: снижение расходов на услуги ЖКХ.

Наметив ряд важных мероприятий в сфере энергоэффективности в общегосударственном масштабе, государство приблизилось к выполнению той части Соглашения об ассоциации Украина – ЕС, которая посвящена вопросам экономии энергоресурсов. 

Ведь бороться есть, за что, ведь, например, ежегодные потери энергоресурсов в жилом секторе составляют 11 миллиардов кубометров газа! Единственный выход – экономия энергоресурсов. 

"По этому принципу сегодня живет вся Европа – это уменьшение потребления до 50 кВт на квадратный метр жилья в год, в то время как Украина потребляет 220 кВт. Сейчас мы работаем над созданием финансового механизма по поддержке украинских домохозяйств и привлечением новых технологий", – отметил Министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко. 

Это – фрагмент выступления Министра перед австрийскими бизнесменами, которых он хотел видеть инвесторами. Геннадий Зубко не зря завлекал австрийцев: чтобы модернизировать жилой фонд страны и системы теплоснабжения (дабы «приподнять» их до уровня Евросоюза), Украине необходимо изыскать 51 млрд американских денег. Где взять такую космическую сумму? Надежда только на западных инвесторов.

Правда, сколько денег не вливай, результата не будет до тех пор, пока мы, украинцы, не научимся а) считать потребленные энергоресурсы; б) экономить их.

Будет коммерческий учет – вода из крана зря не потечет…

Закон Украины «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения», если он начнет выполняться, сделает «революцию» в умах украинцев. Прежде всего, тех из них, кто живет в многоквартирных домах. Им (нам) придется полностью сломать привычную систему отношений по оси: поставщик-потребитель коммунальных услуг. И принять, как должное, очевидный факт: мы – собственники не только приватизированной (либо купленной) квартиры. Мы собственники всего многоквартирного дома – с его дырявыми трубами, с вечно залитыми водой подвалами и.т.д. А, значит, отвечать должны не только за свою квартиру, а за весь дом и все его хозяйство. Отвечать – значит содержать… 

И здесь самым «больным вопросом» будет слом привычной системы учета водоснабжения, который прописан в законе «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения». 

Судите сами: сегодня жители многоквартирных домов платят по показателям водомеров, установленных непосредственно в квартирах (согласно закону, это теперь узлы распределительного учета). Когда вышеупомянутый Закон вступит в действие и в части применения штрафов за его невыполнение, жильцы многоквартирных домов будут платить по водомеру, который установят на вводе в дом (по закону, это узел коммерческого учета).

Как вы думаете, если суммировать показания всех квартирных водомеров и сравнить их с объемом поданной на дом воды, который зафиксировал домовой прибор учета, цифры совпадут? Хотя бы приблизительно?

Увы, разница будет существенной. И это не теория, а суровая реальность. 

Как рассказал мне и.о. директора КП «Славгорводоканал» Андрей Кийко, в Славянске на 57 многоквартирных домах в свое время были установлены общедомовые приборы учета воды. Максимальная разница показаний между общедомовым прибором учета и всеми квартирными водомерами составляет до 180 кубов в месяц! Средняя разница – 40 кубометров воды. 

А теперь давайте считать: в Славянске 623 многоквартирных домов. Умножаем их на средний объем потерь (даже средний) и на нынешний тариф КП «Славгорводоканал». Сколько выходит потерь? Не менее 6 миллионов гривен ежегодно! Для Славгорводоканала это огромные деньги.

В чем причина такой «нестыковки» показателей потребленной воды?

Причин несколько. Это и дырявые трубы в подвале, за которые никто не сегодня не отвечает. Через них постоянно течет вода, за которую никто не платит. 

Это и незаконные врезки в стояки холодной воды (а, значит, вода не учитывается квартирным водомером). Это и мощные магниты на квартирных водомерах, которые блокируют работу водомера. Все это – банальное воровство воды. Можно ли выявить вора силами контролера водоканала? Как показывает практика, контролеры здесь бессильны. И даже в одноквартирных домах так называемого «частного сектора» контролеров редко впускают во двор. Особенно нагло себя ведут те хозяева, которые поливают свои огороды водой из незаконных врезок…

Какой итог? Печальный: КП «Славгорводоканал», таким образом, «теряет» 70 процентов воды! 

- Я два года руковожу предприятием, и за это время мне так и не удалось решить проблему непроизводственных потерь воды, – признается Андрей Кийко. – Из-за несовершенной системы учета количества поставленной и потребленной воды наше предприятие терпит колоссальные убытки. На сегодняшний день долг нашего предприятия только перед КП «Вода Донбасса» составляет 70 миллионов гривен! И этот долг растет. Кто его будет погашать? 

 - Вы готовы установить на все многоквартирные дома в Славянске домовые приборы учета (водомеры), как того требует Закон?

- Мы подсчитали: чтобы на все многоквартирные дома установить домовые водомеры, нужно не менее 6 миллионов гривен (на проекты, оборудование, монтаж приборов учета). Таких оборотных денег предприятие не имеет. Остается два варианта: либо эти расходы должен взять на себя городской бюджет, либо за общедомовой водомер должны заплатить сами жители многоквартирного дома. 

Мое мнение: этой проблемой придется заниматься жителям домов (цена вопроса – около 10 тысяч гривен). Это не такие большие деньги (если вскладчину) для жильцов всего многоквартирного дома. И я бы очень рекомендовал им (особенно там, где уже создано ОСМД) не ждать два года, когда, согласно закону, к нарушителям будут применяться штрафные санкции, а наводить порядок в своих домах уже сейчас. Потому что скоро за весь объем поданной на дом воды придется платить самим жильцам. Показания квартирных водомеров – это будет только частью отчета. Разница показаний между общедомовым прибором учета и квартирными водомерами будет «разбрасываться» на всех жильцов дома.

Закон хорош. Но…

Андрей Кийко не скрывает, что он и его коллеги весьма положительно восприняли принятие Закона «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения». Он уверен, что это правильный шаг в направлении европейской интеграции Украины. Для европейцев строгий и полный коммерческий учет энергоресурсов – азбука жизни. И если мы хотим экономить свои и государственные финансы, если хотим платить только за то, что реально потребили, иного пути у нас нет.

Но при этом руководитель горводоканала отмечает, что данный закон нуждается в подзаконных актах. Например, неясно, как на практике одновременно можно осуществлять сбор показаний квартирных водомеров… 

К недостаткам закона можно отнести и особенности «поиска виноватого»: штрафные санкции предусматриваются для тех поставщиков услуг, которые не установят общедомовые приборы учета. То есть – предприятия теплокоммунэнерго и горводоканалы. Но есть ли у них на это деньги?

По словам директора предприятия «Славянсктеплосеть» Сергея Микитишина, у предприятия на это денег нет. В тариф эти расходы тоже не заложены. Остается два варианта: бюджет (городской или областной), либо средства самих жильцов. 

Кстати, 60 многоквартирных домов в Славянске в свое время были оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии за счет средств городского бюджета. Это была специальная Программа по энергосбережению. Во многих многоквартирных домах Славянска жители приобрели, установили и обслуживают общедомовые теплосчетчики за собственные деньги. 

Как рассказала заместитель директора по экономике «Славянсктеплосети» Екатерина Соловьева, в Славянске, Святогорске, поселках Мирный и Донецкое 218 многоквартирных домов оборудованы общедомовыми теплосчетчиками. Тогда как всего в этих населенных пунктах насчитывается 485 многоквартирных домов. Как видим, работать есть над чем.

А вот технологическую возможность установить квартирные узлы учета тепловой энергии имеют лишь жильцы двух многоквартирных домов в Славянске: девятиэтажки по ул. Центральная 22 (первый блок), и в двенадцатиэтажном доме по ул. Центральная. 4 (у них собственная котельная). Эти два дома имеют современную горизонтальную квартирную разводку труб теплоснабжения. А вот жильцам домов с традиционной вертикальной разводкой о квартирных теплосчетчиках можно лишь мечтать. Или, если есть возможность, менять жилье на более современное, и главное – энергоэффективное. Правда, такое жилье стоит теперь гораздо дороже…

По словам исполнительного директора Ассоциации «Энергоэффективные города Украины» Андрея Кирчива, сегодня ещё рано говорить, о каких-либо результатах внедрения закона о коммерческом учёте, но его принятие – уже большой шаг.

Также мы поинтересовались у эксперта, о том, как городам Украины сегодня можно стать более энергоэффективными. Вот, что он рассказал:

- Сегодня во всех громадах по Украине наблюдаются достаточно положительные перемены. После того, как на города «опустилась» финансовая децентрализация, бюджеты громад получили дополнительные средства. Такой механизм подтолкнул руководство городов к экономии собственных денег: ведь зачем платить больше, если можно экономить? 

Чтобы повысить уровень энергоэффективности, в городах необходимо разработать и внедрить комплексную систему энергоменеджмента, а именно: создать муниципальную стратегию энергетического развития, вести учёт уровня энергопотребления – пользоваться законом о коммерческом учёте. Кроме всего прочего, нужно проводить разъяснительную работу с населением, чтобы люди понимали, как и за счёт чего можно меньше платить за коммунальные услуги.

- В чём заключается основная проблема Украины на пути к энергоэффективности?

- Основная проблема в том, что жилой фонд в Украине строился во времена, когда энергоресурсы стоили копейки. Разумеется, тогда никто не учитывал вопросы энергоэффективности. 

Есть возможность решить эту проблему с помощью выполнения мероприятий по энергоэффективности: утепление фасадов домов, чердаков и подвальных помещений, замена окон на энергосберегающие. Всё это нужно выполнять в комплексе – просто замена окон или утепление фасадов не даст ожидаемого эффекта.

На помощь в этом вопросе нам идёт Европейский союз. Так, в конце прошлого года в Украине был создан «Фонд энергоэффективности» – это специальное предприятие, созданное для привлечения инвестиций, направленных на реализацию мероприятий по энергоэффективности.

В апреле текущего года Украина подписала Соглашение с ЕС о предоставлении 50 миллионов евро безвозвратного финансирования на деятельность Фонда. Это позволит обеспечить полноценный старт его работы. Надеемся, что в 2019 году он сможет начать работать вовсю. 

Эти 50 миллионов евро от ЕС – помощь не одноразовая. Европейцы обязались помогать Фонду в течение 5 лет. 

 Матеріал публікуэться в рамках проекту «Точне відображення Угоди про асоціацію Україна-ЄС в українських медіа». Проект реалізується за фінансової підтримки Агентства США з міжнародного розвитку (USAID) та Міністерства закордонних справ Республіки Польща. Думки, виражені в цій публікації, відображають виключно точку зору автора.

Руководитель КП «Славгорводоканал» Андрей Кийко демонстрирует автору статьи график потребления воды жителями города. Самый убыточный – третий квартал года: потребление воды значительно увеличивается (в том числе из-за полива огородов), а уровень оплаты за воду падает. И потому одна кривая (поставки воды) стремится вверх, а другая (оплата за воду) идет вниз…

Как думаете, надолго ли задерживается тепло в подъезде с такими окнами?