Бизнес столкнется с новым видом проверок: больше не смогут бегать от инспекторов

Шанс вывести часть бизнеса из-под жесткого контроля все же будет

Проверок бизнеса станет меньше, они будут проходить быстрее, легче и без коррупции. По крайней мере, такова цель законопроекта "Об основных принципах государственного надзора (контроля)", утвержденного на заседании правительства 28 июля.

Новации разрабатывались Минэкономики совместно с Госрегуляторной службой и Офисом эффективного регулирования BRDO, – пишет УБР.

Что говорят авторы

В министерстве уверены, что документ позволит сменить карательно-репрессивную систему госнадзора на превентивную и риск-ориентированную, повысить прозрачность проверок и упростить взаимодействие органов контроля и бизнеса.

Эксперты BRDO в свою очередь отмечают, что вопрос контроля за бизнесом со стороны государства должен быть сбалансированным.

"С одной стороны, любые проверки – это лишняя работа для бизнеса и связанные с этим административные расходы, да и вообще это стресс для предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса. С другой, за последние несколько лет мы имеем ряд событий с трагическими последствиями, связанными с безответственностью руководителей предприятий", – рассказала UBR.ua руководитель направления инспекционной реформы BRDO Яна Горюнова.

Какие новшества предусмотрели

В упомянутый проект закона его авторы заложили следующие предложения:

добровольное страхование гражданской ответственности деятельности бизнеса;

аудит деятельности компаний – позволит предприятиям предотвратить нарушение законодательства;

институт общественных советов по вопросам госнадзора при органах контроля – повысит объективность и гласность жалоб предпринимателей;

цифровизация процессов госконтроля;

усиление ответственности должностных лиц органов госнадзора;

усовершенствование процедуры остановки деятельности субъектов хозяйствования;

сокращенная процедура обжалования в суде обращений органов госнадзора по недопущению к проверке, а также по остановке деятельности предприятий для устранения нарушений, которые несут угрозу жизни и здоровью людей.

Что бизнес получит по факту

По словам Яны Горюновой, нововведения позволят лучше систематизировать и увеличить прозрачность работы органов контроля. А также – уменьшить возможности для злоупотреблений предпринимателей, которые "системно избегают любых проверок, используя пробелы в законодательстве".

Она охарактеризовала ключевые изменения проекта закона несколькими словами – "системность, сбалансированность, прозрачность, альтернативы". Госконтроль рассматривается как "единая унифицированная система", отметила эксперт. По ее мнению, закон "защитит интересы добросовестных предпринимателей".

"Работа всей системы прозрачна благодаря Инспекционному порталу. Добровольное страхование и добровольный аудит позволят существенно снизить частоту плановых проверок для тех предприятий, которые застрахуют риски или успешно пройдут аудит", – подытожила руководитель направления инспекционной реформы BRDO.

Уйти от проверок можно

Управляющий партнер ЮК Juscutum Артем Афян в разговоре с UBR.ua выделил несколько позитивных новаций, содержащихся в кабминовском законопроекте.

Во-первых, это риск-ориентированный подход. "Это значит, что предприятие может сказать: "Слушайте, я не подпадаю ни под один из рисковых критериев, не проверяйте меня, пожалуйста", – объяснил он.

Во-вторых – это возможность инициировать проверки по отношению к самому себе. "Когда у тебя все нормально или у тебя спорный вопрос – ты проверяешься и смотришь, все ли у тебя в порядке с выполнением законодательства", – отметил Артем Афян.

В-третьих – ограничение времени, отведенного на проведение проверок.

По сути, подчеркнул управляющий партнер Juscutum, правительство предприняло "попытку изменить ситуацию" во взаимодействии с предпринимателями. Ведь сейчас любая проверка – это "страшилка для бизнеса", констатировал он.

Как заметил юрист, благодаря новациям можно будет вообще вывести часть бизнеса "из-под проверок". Еще часть предприятий смогут самостоятельно пройти проверки, по собственной инициативе. Например, в ресторанном бизнесе усиленный надсмотр неоправдан. Другое дело – природоохранная деятельность.

Целесообразным Артем Афян посчитал и внедрение критериев, по которым четко видно – в зоне риска ты или нет.

Однако, отметил он, нужно все равно проводить широкомасштабную антикоррупционную реформу. "Пока у нас нет необратимости наказания за коррупцию, эти меры могут ослаблять государственные проверки, вместе с тем – ослаблять и аппарат", – сделал вывод юрист.

Без этого предложенные в законопроекте меры – просто "смягчат ситуацию, но не предлагают ничего революционного", констатировал он.

Председатель правления Ассоциации малого и среднего бизнеса (АМСБ) Руслан Соболь поддержал правительственную инициативу. Но при этом он сделал несколько замечаний по поводу нового законопропекта.

"Очень важно понимать, как же он будет выполняться. Кто будет определять рисковые операции или предприятия", – подчеркнул глава АМСБ в комментарии UBR.ua.

По его словам, должен быть прописан "абсолютно прозрачный и понятный механизм" нахождения в "рисковом" списке и выхода из него. В противном случае, уверен Руслан Соболь, налоговая инспекция может использовать такой механизм "для получения неправомерной выгоды".

Скрытые угрозы

В Союзе украинских предпринимателей (СУП) после изучения упомянутого законопроекта указали на ряд факторов, требующих доработки. Иначе они могут привести к дополнительному давлению на бизнес во время проведения плановых и внеплановых проверок:

осуществление мероприятий контроля в помещении органа госнадзора может проводиться без присутствия субъекта хозяйствования или уполномоченного им лица – может спровоцировать появление фиктивных дел;

отсутствует информация о методике разработки критериев, по которым оценят степень риска то или иной хоздеятельности и определят частоту проведения плановых мероприятий госнадзора предприятий;

если методики разработки критериев для субъектов хоздеятельности со средней и незначительной степенью риска отсутствуют, тогда это риск дополнительных проверок;

основанием для осуществления внеплановых мероприятий может быть обращение от физ- или юрлица, независимо от наличия материалов, подтверждающих то или иное нарушение;

возникают дополнительные коррупционные риски, особенно в случаях, когда субъект хозяйствования может устранить выявленные нарушения до вручения решения о временном или полном прекращении деятельности;

не учтены особенности деятельности предприятий с наличием филиалов по всей Украине, поскольку плановое мероприятие должно проводиться согласно юридической регистрации предприятия.

Аналитический центр СУП предложил вернуть проект закона на доработку. А также заявил о необходимости внести коррективы для уменьшения проявлений давления от правоохранительных и контролирующих органов.

"Конечно, есть позитивные вещи, например, введение добровольного аудита предприятий и диджитализация проверок (интегрированная автоматизированная система). Однако для того, чтобы не создать дополнительного давления на предпринимателей, стоит доработать законопроект", – подчеркнули в СУП.