Борьба с коррупцией в Украине: пора делать следующий шаг

И здесь снова Европейский Союз - нам в помощь

Украина – потенциально благоприятная для счастливой жизни страна. У нас есть все: достаточное количество питьевой воды, плодородные земли, богатые недра, мы не страдаем от различных природных катаклизмов (цунами, землетрясения, извержения вулканов и т.д.), мы не голодаем. Безусловно, суммарно все это является отличной базой для успешного развития страны. 

Но прошло уже 27 лет государственной независимости, а большинство украинцев почему-то не чувствуют себя гражданами успешного государства. Разумеется, жалобы на недостаточно высокий уровень жизни будут всегда. Ведь даже в развитых странах (Германия, Швейцария, США) есть люди, которые недовольны текущим положением дел внутри страны. Но в Украине имеется ряд объективных причин для народного недовольства. И практически все они имеют один корень – коррупцию. 

Сегодня в обществе всё громче звучат мысли о том, что после Майдана 2013-2014 годов в центральных эшелонах власти изменились только фамилии, а схемы разворовывания бюджетных денег остались прежними. Я не готов давать оценку подобным высказываниям. Но знаю, что, как минимум де-юре за прошедшие четыре года ситуация на ниве борьбы с коррупцией заметно изменилась. Так, в Украине были созданы Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП), Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), Национальное агентство по вопросам обнаружения, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА). Кроме государственных антикоррупционных органов всё большую популярность в Украине приобретает деятельность общественных организаций, направленная на разоблачение и предотвращение коррупции.

Антикоррупционные реформы – тема №1 во взаимоотношениях между Украиной и Европейским Союзом. 

В Европе умело «подбирают ключики» к тому, чтобы Украина двигалась в правильном направлении: то ли через «краник» макрофинансовой помощи для Украины, то через один достаточно действенный механизм воздействия, каким является безвизовый режим.

В ЕС создан механизм, с помощью которого можно приостановить действие безвизового режима в случае, если государство не выполняет какие-то условия – этот принцип касается всех стран, которые имеют «безвиз» с Европейским Союзом.

На первый взгляд, реальная перспектива приостановки безвизового режима для Украины может показаться неблагоприятным фактором для граждан нашей страны. Но если углубиться в тему, то мнение по этому вопросу изменится. Ведь в самом деле: нет гарантии, что, получив «безвиз», украинский парламент не отменит ряд антикоррупционных законов и других нормативно-правовых актов, принятие которых было одним из условий предоставления Украине «безвиза». Потому и нужен этот особый механизм влияния на центральную украинскую власть. 

Безвизовый режим – эффективный рычаг воздействия на возможные «неожиданные» решения нардепов. Поэтому нет сомнений, что данный европейский рычаг реально работает в Украине, охлаждая желание политической верхушки страны без оглядки погружаться в коррупционные потоки. 

Зачем Европе помогать украинцам в их борьбе с коррупцией? 

Европейский Союз заинтересован в том, чтобы окружить себя стабильными демократичными странами. Никто не хочет иметь под боком «грязного» соседа. Ведь в стране, где процветает коррупция, не бывает богатого населения. А, значит, и потребительский рынок в виде 40-миллионой нищей Украины никому не интересен.

Ну, и вряд ли какой-нибудь инвестор из Европы захочет вкладывать свои деньги в стране, где его бизнес (благодаря коррупционным схемам) может вмиг оказаться … чужим.  

Электронные декларации: плюсы и … минусы

Ещё до того, как в Украине была запущенна система электронного декларирования доходов и имущества, ожидалось, что она станет той «палкой», которую антикоррупционеры вставят в «коррупционные колёса».

Эту идею подтвердил глава правления ОО «Центр противодействия коррупции» Виталий Шабунин. На вопрос автора статьи по поводу успешных шагов Украины на антикоррупционном поприще он ответил так:

 - Ключевое достижение – запуск электронной системы декларирования активов, доходов и расходов. Причём, запуск в том виде, как того требовали мы, граждане Украины, и наши западные партнёры. 

Есть и другое мнение по поводу успешности/провальности антикоррупционных реформ. О том, каких основных достижений удалось добиться на пути борьбы с коррупцией, автор статьи поинтересовался у исполняющего директора Transparency International Украина Ярослава Юрчишина. Вот, что он ответил:

 - Основными достижениями в этой сфере за 2014-2017 годы является, с одной стороны, создание независимых действенных институтов (НАБУ, САП, АРМА), а с другой – внедрение механизмов минимизации коррупции (Прозорро, Прозорро.Продажи, автоматический возврат НДС, открытые реестры и бюджеты).

То есть, новые институты и механизмы, которые основаны на диджитализации государственных услуг – это безусловный прорыв в антикоррупционной деятельности государства.

 - А что можно вписать в провальный «актив» борьбы с коррупцией?

 А вот самыми большими провалами являются:

- отсутствие реформирования судебной системы – нужно создавать Антикоррупционный суд;

- отсутствие реформирования правоохранительной системы;

- политическая зависимость и непрофессионализм НАПК (даже систему электронной декларирования уже второй год не могут запустить должным образом, нет модуля автоматической проверки). А, значит, и система электронного декларирования не выполняет свою функцию в необходимых объёмах.

Также Ярослав Юрчишин предложил своеобразную пошаговую инструкцию (разработанную Transparency International Украина) того, как Украине выйти на следующий уровень борьбы с коррупцией:

Запустить Антикоррупционный суд и продолжить судебную реформу

Принять закон об Антикоррупционном суде, который будет отвечать рекомендациям Венецианской комиссии. Создать Антикоррупционный суд уже в 2018 году и обеспечить его независимость от любого воздействия. Повысить прозрачность отбора судей, расширив участие общественности в квалификационной оценке судей.

Усилить способности следственных органов и прекратить межведомственную борьбу

Принять законодательство по усилению полномочий САП / НАБУ, предоставить право независимой "прослушки" для детективов НАБУ. Прекратить деструктивное публичное противостояние руководителей правоохранительных органов и давление на журналистов и активистов, работающих в этой сфере.

Перезапустить НАПК

Принять законодательство, которое позволит перезапустить НАПК на условиях прозрачного и независимого конкурса. Обеспечить законодательную базу для качественного сотрудничества и защиты обличителей коррупции. Обеспечить полное и беспрепятственное функционирование реестра е-деклараций. Внедрить автоматическую проверку деклараций и активизировать проверку деклараций топ-чиновников.

Внедрить новые электронные государственные информационные системы

Распространить принцип системы ProZorro "все видят все" на новые сферы взаимодействия государства, общества и бизнеса. Максимально "оцифровать" и автоматизировать взаимодействие бизнеса и Государственной фискальной службы.

Лишить правоохранительные органы права вмешиваться в экономическую деятельность

Изменить законодательство о Национальной полиции, Службе безопасности Украины, лишив их права расследовать экономические преступления. Законодательно обеспечить и создать Службу финансовых расследований.

   Местный пример

С того момента, как в Украине начал работать Единый государственный реестр деклараций, журналисты «Карачуна» внимательно следили за имущественным состоянием славянских чиновников – отслеживали, собирали информацию из открытых источников, проверяли…

Правда, писать в стиле: «смотрите, а у него часы за СТО ТЫЩ», не хотелось. Ведь многие декларанты провели не одно десятилетие в бизнесе и свой «жирок» наживали в работе – честно или нет – это другой вопрос! Но хотя бы были в бизнесе…

Есть, правда, и такие, кто ещё «вчера» был беден, как церковная мышь, а буквально за последние два года разбогател и декларирует доходы в миллион гривен. Кто-то, только окончив университет, работал на госслужбе, а теперь получает стотысячные проценты. И большинство почему-то так любят одалживать деньги третьим лицам: в долларах, в гривне – да в чём угодно.

О своём отношении к электронному декларированию рассказал один из депутатов Славянского городского совета. (Из этических соображений не называем его имени):

 - Знаешь, в 90-ых были такие люди (криминальной наружности), которые приезжали в город и выискивали кого-то, у кого можно было что-то «отжать». А сегодня не нужно ничего выискивать – всё открыто! Заходи в интернет, читай декларацию и «действуй».

Я только ЗА, чтобы всё было прозрачно. Всё, что было заработано в течение жизни, могут проверить контролирующие органы на честность! Дело в другом! Такая открытость хороша тогда, когда в стране работают законы – когда, выходя на улицу, ты можешь не бояться, не переживать.

Разумеется, те декларанты, что «в верхах», могут себе позволить десяток охранников содержать. А кто защитит нас? 

Да и градус в обществе сейчас повышен. Если раньше я гордился, что удалось заработать на хороший автомобиль, то сегодня мне уже как-то и неловко, что ли. В обществе есть разные люди: одни завистливые, другие – нет. Каждый по-разному воспринимает чей-то успех. Вот, например, соседи заглядывают друг к другу на огород, видят – у соседа все красиво-ухожено. Глядя на это, кто-то возьмёт лопату и будет стараться свой огород привести в порядок, а кто-то будет языком трепать среди других соседей.

Так и в жизни: кто-то воспринимает чей-то успех, как мотивацию лучше работать и больше зарабатывать, а для кого-то это будет раздражителем. 

КПД декларирования по-славянски

На сегодняшний день в Славянске всего четыре человека почувствовали «прелесть» электронного декларирования: все четверо – депутаты Славянского городского совета. В прошлом году они несвоевременно подали декларацию, и пришлось заплатить штраф – по 850 гривен. 

Вот собственно и вся ответственность, на которую «попали» наши местные декларанты…

Правда, и в этом вопросе многое зависит от нас – от небезразличных горожан. В случае если вы, например, видите, что какой-то чиновник ежедневно приезжает на работу на автомобиле, которого нет в его декларации (ни у него, ни у членов семьи), то вы можете зафиксировать это с помощью банальных фотографий и сообщить о подозрении в коррупции в НАПК. Они будут обязаны отреагировать. 

 Матеріали публікуються в рамках проекту «Точне відображення Угоди про асоціацію Україна-ЄС в українських медіа». Проект реалізується за фінансової підтримки Агентства США з міжнародного розвитку (USAID) та Міністерства закордонних справ Республіки Польща. Думки, виражені в цій публікації, відображають виключно точку зору автора.