- Категорія
- Новини регіону
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 6
Новые поезда на Донбасс и свободный рынок - стратегия развития УЗ
Кабинет Министров Украины 12 июня утвердил стратегию АО Укрзализныця на 2019-2023 гг. Документ пока не опубликован, но есть в распоряжение LIGA.net.
Мы его изучили и выделили главное.
Зачем вообще нужна стратегия
Стратегия описывает политику компании на несколько лет вперед – от организации перевозок и обновление парка до уровня зарплат сотрудников и безопасности движения.
Для ее выполнения дополнительно будут разрабатывать множество законов, постановлений и приказов.
Достижение до 2023 года всех целей, определенных стратегией, выписано в документе отдельным пунктом. Правление должно раз в полгода публично отчитываться о том, как проходит реализация.
Справка: УЗ обеспечивает 65% грузоперевозок Украины и 35% пассажироперевозок. По объемам грузовых перевозок УЗ занимает четвертое место в Евразии, уступая Китаю, России и Индии. В компании работает 260 500 сотрудников – это 1,6% от всех работающих в Украине. УЗ генерирует 2,6% ВВП.
Сценарии
В стратегии описаны два сценария развития железной дороги: оптимистический и реалистичный (базовый) с поправкой, что до 2022 года частным компаниям не будет открыт доступ к железнодорожной инфраструктуре.
Согласно базовому сценарию в 2019 году перевозка грузов по ж/д сократится с 322,37 млн т до 322, 06 млн т, а к 2023 году увеличится до 343,2 млн т.
Согласно оптимистическому сценарию, показателей 2023 года компания достигнет уже в 2019-м.
Какие грузы будут возить
ТОП-3 лидера по видам грузов в 2030 году по оптимистическому сценарию: 118,8 млн т (25% рынка) – железная руда; 115,6 млн т (24%) – минстройматериалы; 61,2 млн т (13%) – зерно.
ТОП-3 лидера по видам груза в 2030 по базовому сценарию: 80,7 млн т (23% рынка) – железная руда; 74,3 млн т (21%) – минстройматериалы; 52,8 млн т (15%) – зерно.
Как будут развивать транзит
Увеличенить объемы транзитных перевозок можно будет за счет переориентации грузопотока между Турцией, балтийскими и скандинавскими странами и Польшей.
Общая стоимость турецких грузов, которые могут доставляться украинской железной дорогой в указанные страны оценивается в $13,8 млрд.
Второе приоритетное направление – грузоперевозки между ЕС и Китаем. Сейчас из 35 пар поездов, перевозящих грузы по этому направлению, только два поезда проходят через Украину.
Ставка на контейнеры
Сейчас УЗ доставляет только 22% грузов в порты контейнерами – остальное идет автотранспортом.
УЗ намерена увеличивать количество регулярных контейнерных поездов, а также транзит контейнеров по территории Украины между странами ЕС и Китаем, Ираном, Индией.
Доля перевозок контейнеров в порты в 2025 году увеличится до 35% (до 45% – оптимистический сценарий), в 2030 году – до 45% (55% – оптимистический сценарий).
Планы на Луганскую и Донецкую области
Стратегия учитывает возможность восстановления прекращенного в марте 2017 года ж/д сообщения с Донецкой и Луганской областями.
Если запрет отменят, объем перевозки угля в Донецкий и Луганский регионы в 2021 году составит 40% (от показателей 2016 года), железной руды – 30%, черных металлов – 15%.
К 2030 году объемы перевозок увеличатся вдвое.
Тарифы
Стоимость транспортировки грузов должна быть экономически обоснованной, обеспечивать рентабельность и регулярно пересматриваться в зависимости от рыночных колебаний. В частности, предлагается привязывать тарифы к индексу цен производителей.
Предлагается также реформа тарифообразования. Основная идея – обеспечить свободный доступ операторов к ж/д инфраструктуре и разделить тарифы на инфраструктурную составляющую (полученные средства инвестируются в модернизацию инфраструктуры) и перевозки.
После запуска свободного рынка в ж/д инфраструктуре, тарифы на перевозку должны дерегулироваться и формироваться рынком.
Вертикали
Деятельность УЗ будут разделены на 6 вертикалей: корпоративный центр (мозговой), грузоперевозки и логистики (UZ Cargo); пассажирских перевозок; инфраструктуры; производства и сервиса; управления непрофильными активами.
Инвестиции
Будет разработана долгосрочная инвестиционная программа для развития инфраструктуры и подвижного состава.
Модель, которая есть сейчас – большая часть капинвестиций идет из собственных средств УЗ – будет меняться. Предполагается, что будет расти увеличения доля частного капитала.
Сокращение сети
Сейчас количество депо и станций превышает потребность железной дороги в три раза. В течение пяти лет система будет пересматриваться и оптимизироваться.
Неэффективные участки железной дороги будут сокращаться, если не получится найти компенсаторы для покрытия убытков от их содержания.
Клиентоориентированность и централизация
Будет создан офис ключевых клиентов, который сконцентрируется на обслуживании крупных компаний (80% рынка). Теперь клиенту не нужно искать точки соприкосновения с УЗ, инициатива во взаимоотношениях должна исходить от железной дороги. Обслуживание строится по принципу "единого окна".
Основная задача: перейти от предложения "традиционной транспортной услуги" к "удовлетворению логистических потребностей клиента с сокращением затрат и увеличении доходности его бизнеса".
Сейчас часто решения принимаются разрозненно – на разных уровнях управления. Поэтому в 2019-2020 годах планируется запустить единый центр управления перевозками, который сконцентрирует на себя весь необходимый функционал.
Пассажироперевозки
Пассажирские и пригородные перевозки убыточны и проигрывают конкуренцию автомобильному и авиатранспорту.
Стратегия предлагает разделить пасперевозки на коммерческие и общественно важные в рамках одной управленческой вертикали.
Убытки УЗ от социальных пассажирских перевозок должны компенсироваться муниципалитетами. Организовывать их будут согласно госзаказу. Принятие соответствующего закона инициирует УЗ.
В коммерческий сегмент войдет перевозка в вагонах "купе", СВ и скоростными поездами. В этом сегменте должны быть установлены рыночные цены.
Коррупция
В стратегии признается проблема коррупции на ж/д.
Антикоррупционными процессами будет управлять специально созданный комплаенс-офис.
Стратегия декларирует нулевую толерантность к коррупции.
Социальная сфера
У железной дороги много непрофильных активов, которые не приносят прибыль: больницы, детские сады, базы отдыха, спорт клубы и т.д.
УЗ планирует провести их оценку, подготовить методику и распродать невыгодное имущество.