Децентрализация власти: для одних – это шанс сесть в кресло мэра. А для других?

Децентрализация власти: для одних – это шанс сесть в кресло мэра. А для других?

Программа Европейского Союза даёт возможность разбираться и влиять на процессы децентрализации власти

Децентрализация власти… В последнее время об этой реформе не говорит, разве что ленивый…

Кто-то рассуждает о ней, как о механизме построения самостоятельных громад, которые в состоянии сами себя обеспечивать. Но с особым интересом сегодня о децентрализации говорят почему-то именно те деятели, которых на прошлых местных выборах избиратели «вычеркнули» из политической жизни. Почему? 

А вспомните! Изначально, согласно заявленной реформы децентрализации власти, предполагалось, что как только создаётся объединённая территориальная громада, то на её территории вскоре объявляются выборы. Вот вам и ответ на многие вопросы! Недавно на политической арене Славянске активизировались некоторые лица, которые ну, очень хотят поскорее стать кандидатами на должность городского головы: кто-то в виде лидера только что появившейся общественной организации, кто-то как глава местной ячейки уже существующей партии…

И если ещё недавно все гадали: когда состоятся первые выборы в Славянской ОТГ – осенью 2017 года, или весной 2018, то теперь, похоже, политическая гонка может трансформироваться из спринта в марафон.

В последнее время многие политические эксперты озвучивали информацию о том, что процесс децентрализации власти «затормозился». Причем, по всей стране. Дабы ускорить проведение реформы децентрализации власти, в парламент было подано несколько законопроектов. Но в разряд первоочередных они не попали, «болтаются» где-то в парламентских комитетах. Значит, этой реформе тоже нужен «толчок»? Откуда – из-за океана? Или – снизу, от самих территориальных громад?

Этот вопрос упирается в практическую плоскость: каким образом чиновники на местах и представители общественности могут повлиять на скорость и глубину реализации одной из основных реформ – децентрализации власти?

Дабы помочь небезразличным участникам процесса реформирования власти, в свое время был создан Донецкий центр развития местного самоуправления. И вот на прошлой неделе в Антикризисном медиа-центре Краматорска в рамках Программы «U-LEAD С ЕВРОПОЙ», которая финансируется Европейским Союзом, прошёл тематический «круглый стол». На нем обсуждались законопроекты, которые могут разблокировать процесс децентрализации власти в Донецкой области.

Кстати, оказалось немало желающих принять участие в работе «круглого стола». Вот некоторые из участников, чьи фамилии, как говорится, «на слуху»: руководитель Центра развития местного самоуправления Артем Вивдич, заместитель Славянского городского головы – Юрий Подлесный, народный депутат Украины Наталья Веселова, региональный представитель Ассоциации городов Украины – Александр Меланченко, представитель общественной организации – Олег Зонтов, представитель программы U-LEAD, которая финансируется Европейским Союзом и создана, чтобы помогать Украине развивать органы местного самоуправления и продвигать реформу децентрализации власти – Максим Ткач, заместитель городского головы Лиманской ОТГ – Владимир Фесенко. 

В ходе обсуждения участники мероприятия рассмотрели все законопроекты, касающиеся децентрализации власти, которые на сегодняшний день зарегистрированы в Верховной Раде, или в ближайшее время будут зарегистрированы. Обсудили все «За» и «Против». И снова пришли к очевидному выводу: объединенные территориальные громады должны создаваться для удобства людей, для того, чтобы упростить получение людьми административных услуг, а не для блага тех шустрых начальников, которые активно «проталкивают» создание какой-нибудь объединенной территориальной громады «под себя».

Особый интерес среди участников «круглого стола» вызвал законопроект № 6466. Особенность этого законопроекта в том, что он позволяет присоединять сельские и поселковые территории без проведения выборов в городах областного значения.

Заместитель Славянского городского головы Юрий Подлесный так прокомментировал последствия принятия этого такого законопроекта:

- В соответствие с перспективным планом Кабмина, к Славянску должны присоединиться Былбасовский, Мирненский и Андреевский советы. Это в теории! На практике мы получаем такую ситуацию, когда Былбасовка старается идти своим путём (хоть она и является экономически не самостоятельной), а вот Мирное и Андреевка готовы к нам присоединиться. Но что-то их тормозит. В случае объединения, мы ничего не получаем, а берем на себя только те инфраструктурные проблемы, которые есть в посёлках, а взамен не получаем никакого экономического эффекта. 

Поэтому Славянск, как город областного значения, занял сейчас позицию выжидания: мы дали понять, что мы готовы идти на выборы, хотя горсовету лучше, конечно же, без них. Принятие закона № 6466 для нас бы было важным! У действующей власти тогда было бы ещё время, чтобы что-то сделать для города, а не идти на выборы тогда, когда не все успели сделать из того, что было запланировано. Тут есть и политика, и экономические моменты. 

Бывший депутат Славянского горсовета Олег Зонтов тоже высказался по поводу неоднозначности данного законопроекта:

- Этот закон носит дискриминационный характер. Сегодня в Славянском городском совете мы имеем представителей Николаевки и Святогорска. Но Николаевка уже провела объединение территориальной громады. В ближайшее время и Святогорск проведет выборы. А те громады, которые присоединятся к Славянску, не будут иметь своих представителей в Славянском городском совете. Всё потому, что согласно этому законопроекту, во вновь созданных громадах проведение выборов будет не обязательным. 

Ему возразил Юрий Подлесный:

- На ситуацию нужно смотреть ещё и с другой стороны. Этот законопроект не универсальный. В нашем случае мы имеем два поселка, которые давным-давно стали частью города. Для них этот закон был бы спасением. Ведь сегодня они пользуются нашей инфраструктурой, а сами «вымирают». А сколько они дадут депутатов (пропорционально от количества населения)? Мизер! 

Руководитель Центра развития местного самоуправления Артем Вивдич подчеркнул необходимость скорейшей ликвидации районных советов и райгосадминистраций, как таковых, которые постепенно теряют смысл своего существования:

- В тех районах, где громады активно объединяются между собой, теряется необходимость существования районного совета и райгосадминистрации. Получается, что районный бюджет формируют 3-4 поселковых совета. Выходит, что государство должно финансировать работу совета и РГА, которые выполняют лишь малую часть от их былых функций. Пора заниматься ликвидацией районов! Если будет принят соответствующий законопроект, то это также простимулирует объединение громад. Ведь содержать большие штаты ради крошечных функций нет смысла.

Кстати, о «больших штатах сотрудников». К сожалению, вне зоны внимания уважаемых спикеров «круглого стола» остался такой факт: в каждой из объединенных территориальных громад идет формирование многочисленного чиновничьего персонала «объединенного» совета. При этом ОТГ ощущают большой дефицит управленческих кадров. Ряды чиновников растут непомерно! Какая уж тут экономия денег на содержание управленческого аппарата… 

Подводя итог работы «круглого стола», заместитель Славянского городского головы Юрий Подлесный высказал такую мысль:

 - Сегодня мы обсудили процесс децентрализации власти на реальных примерах Славянска, Лимана, Покровска и Славянского района. Увидели, что условия и проблемы у всех отличаются. Поэтому давайте не «грести всех одной лопатой», а разбираться в каждом случае отдельно. 

*****

Как видим, на сегодняшний день процесс децентрализации власти (в Славянске, в частности) проходит в заполитизированном контексте. Одни должностные лица, за которыми стоят определенные политические силы, хотят, чтобы выборы в Славянске прошли, как можно скорее: этой осенью, или следующей весной. Хотя, наверное, будущие кандидаты на должность руководителя Славянской ОТГ хотели бы участвовать в весенних выборах: год только начинается, деньги на всё только выделяются, а дороги после зимы уже «плывут». Вот и получается, что сегодня для одних «активистов» процесс децентрализации власти в Славянске является стартом предвыборной кампании, а для других децентрализация – это возможность стать финансово независимой громадой и продолжать работать. Ну, что ж, посмотрим, какое решение по зарегистрированным в Верховной Раде законопроектам примут наши законодатели... 

Свою позицию местные чиновники и активисты решили донести до парламентариев через резолюцию, создание которой стало возможным благодаря Программе «U-LEAD С ЕВРОПОЙ», которая финансируется Европейским Союзом.