- Категорія
- Донбас Європейський
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 17
Николаевская ОТГ: жизнь без бюрократических «тормозов»…
Николаевку до 2017 года называли «спутником» Славянска. Но по факту механизм административно-территориального устройства был таков, что Николаевка была городом «второстепенным». Львиная доля финансовых ресурсов, которые были заработаны на территории Николаевки, оседали в бюджете Славянска.
Разумеется, в поле зрения исполнительных служб Славянского городского совета пребывали и бюджетные организации Николаевки. Но «своя рубашка» (Славянск) все-таки была «ближе к телу»…
Потому и получалось, что жизненно важные статьи расходов своего «спутника» Славянский горсовет финансировал безоговорочно, но о бюджете развития Николаевки речь, к сожалению, даже не шла.
Выход из этой ситуации в Николаевке увидели в реформе децентрализации власти. Было решено создать объединенную территориальную громаду, куда пригласили два соседних сельских совета – Рай-Александровский и Малиновский. 19 декабря 2016 года состоялись первые выборы депутатов и главы Николаевской объединенной территориальной громады.
На сегодняшний день Николаевская ОТГ насчитывает 17 059 жителей.
Что получила Николаевская ОТГ в контексте децентрализации?
Глава Николаевской ОТГ Елена Цыкунова рассказала журналисту «Карачуна» о том, какие бонусы получила громады, когда произошел процесс объединения:
- Николаевка – город, который строился одновременно со Славянской ТЭС. Так, в 50-ых годах прошлого столетия начала работать теплоэлектростанция, а вместе с ней развивался молодой поселок энергетиков, который спустя полвека стал городом. Кстати, и по сей день структурная единица ПАО «Донецкоблэнерго» – Славянская ТЭС – является градообразующим предприятием.
Как только произошёл процесс объединения территориальной громады, то мы тут же получили огромные финансовые ресурсы, которые «осели» уже в местном бюджете – речь идёт о налоге на доходы физических лиц, 60 % которого с момента создания ОТГ остаётся у нас.
Этот налог является основным источником наполнения бюджета объединенной громады.
Кроме финансовых поступлений от ТЭС, мы также увеличили доходную часть бюджета за счёт того, что к нам присоединились две сельских громады. На их территории предпринимательскую деятельность осуществляют несколько крепких фермерских хозяйств. И это тоже довольно приличная статья доходов в бюджете объединенной территориальной громады.
В нынешнем году произошло еще одно очень важное событие, которого с нетерпением ждали все объединенные громады: 6 июня государство передало нам земли сельскохозяйственного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов. Таким образом, мы получили возможность для дополнительного пополнения бюджета громады солидными средствами в виде налога на землю.
О каких суммах идет речь? Пока еще подсчитываем. Но уже сейчас видно, что финансовый результат будет где-то между «хорошо» и «отлично»…
А если говорить о цифрах?
Красноречивее всего о результатах работы Николаевской ОТГ за полтора года расскажут цифры.
К примеру, в 2016 году (до объединения громад) доходная часть бюджета Николаевки составляла 15 миллионов гривен. Из них – 10 миллионов гривен – это фиксированный объём специального экологического фонда (плата ТЭС за вредность), а 5 миллионов гривен – общий фонд.
В декабре 2016 года произошло объединение территориальных громад, которое запустило процесс финансовой децентрализации. И уже по итогам 2017 года (первого года самостоятельно жизни громады) доходная часть бюджета составила … 94 миллиона 576 тысяч гривен. Это в 6 раз больше, чем в 2016 году!
Бюджет Николаевской объединенной территориальной громады на 2018 год впечатляет еще больше: его прогнозируемая доходная часть – 110 миллионов гривен!
Как видим, Николаевская ОТГ стала финансово гораздо более состоятельной, чем до объединения.
В момент объединения, Николаевская ОТГ также получила бонус в виде государственной субвенции на развитие инфраструктуры объединённых громад. Размер субвенции высчитывается в зависимости от количества сельского населения и площади территории. Эта громада получила 1 миллион 604 тысячи гривен.
Правда, с каждым годом размер субвенции будет сокращаться. Но это не пугает жителей громады, которые поняли: теперь многое в их жизни зависит от них самих.
Вслед за доходами увеличились и расходы
Кроме дополнительных доходов на плечи молодой объединенной громады также легли и дополнительные расходы: все учреждения образования и культуры (шесть общеобразовательных учреждений, пять – дошкольных, три дома культуры, одна школа искусств и четыре библиотеки). С января 2017 года расходы на содержание и функционирование вышеупомянутых заведений пополнили перечень мероприятий расходной части бюджета Николаевской ОТГ. Правда, частично эти расходы компенсируются, благодаря образовательной и медицинской субвенциями, которые суммарно составляют около 30 миллионов гривен.
ДОБРОВОЛЬНОЕ объединение
По словам Елены Цыкуновой, тема объединения территориальных громад в Николаевке «вызревала» давно. Правда, вначале она тормозилась на законодательном уровне:
- После освобождения Николаевки в 2014 году, и как только горсовет начал работать в обычном режиме, мы тут же приступили к организации встреч с представителями тех громад, которые потенциально могли бы с нами объединиться. Таким образом, мы старались найти дополнительные источники доходов и повысить жизнеспособность громады.
Нас никто не подталкивал к объединению, мы сами понимали, что это нужно нам – нашим жителям.
Объединение территориальных громад в нашем случае произошло на добровольных началах: мы с кем хотели, с теми и объединились.
К счастью, наши желания совпали с так называемым Перспективным планом объединения (за исключением Райгородка). Согласно перспективному плану, Райгородокский поссовет тоже должен был войти в состав нашей объединенной территориальной громады. Но у жителей населенных пунктов Райгородокского поссовета на сей счет есть свое мнение: они не хотят ни с кем объединяться, считая свою громаду и без того достаточно крупной и состоятельной. Что ж, это их право.
Кстати, мы были готовы к созданию объединенной территориальной громады ещё в 2015 году. Но административно Николаевка на тот момент находилась в подчинении Славянска.
Поэтому нам пришлось ждать, пока в Верховной Раде будут приняты изменения административно-территориального устройства (чтобы Николаевка вошла в состав Славянского района). Это произошло в сентябре 2016 года, а в декабре 2016 года у нас прошли первые выборы в Николаевской ОТГ.
Что удалось сделать в 2017 году, благодаря децентрализации
В 2017 году на территории Николаевской ОТГ произошли существенные преобразования. За счёт возросшей доходной части бюджета и за счёт привлечения так называемых перемещенных денег на территории громады было реализовано несколько крупных проектов:
- проведен капитальный ремонт 12 дорог – 100% от запланированных показателей;
- в районную больницу закуплен мощный комплексный рентген-аппарат;
- осуществлена замена окон на энергосберегающие в ООШ №1 и №2;
- разработан проект на осуществление реконструкции системы питьевого водоснабжения в городе Николаевка;
- отстроен восьмиквартирный дом, который был разрушен в момент проведения активной фазы АТО;
- открылся Центр безопасности граждан, оснащенный необходимой техникой и транспортом;
- установлены детские-игровые и спортивные антивандальные площадки, а также стадионы с искусственным покрытием для игры в мини-футбол;
- компьютерные классы в учебных заведениях громады оборудовали современными компьютерами;
- была обновлена материально-техническая база коммунального предприятия: закуплен компрессор, лопата с отвалом, машина-вышка.
- закуплены холодильники и бойлеры в каждый детский садик и школу.
Большинство этих проектов реализовывались при софинансировании из местного бюджета.
Также в Николаевской ОТГ на достойном уровне содержится социальная сфера: питание в школьных и дошкольных учреждениях, льготы и т.д.
Сотрудничество с европейскими партнёрами
В Николаевской объединённой территориальной громаде также ведётся активное сотрудничество с международными донорами в лице Европейского союза через Программу развития ООН.
Так, на конец лета запланировано торжественное открытие Центра предоставления административных и социальных услуг. Стоимость этого проекта – 15 миллионов 500 тысяч гривен. Его реализацию профинансировал Европейский союз.
Кроме этого с европейскими донорами сотрудничает не только власть, но и общественность. Например, общественной организации «Малиновская семья» (при поддержке ПРООН/ЕС) удалось осуществить освещение школы и улицы, которая ведёт к школе.
Также ОО «Малиновская семья» выступала заказчиком станции для производства ID-карточек и загранпаспортов для Николаевкого ЦНАПа.
На территории Николаевской ОТГ было открыто несколько коворкинговых центров и «Университет третьего поколения», где ПРООН/ЕС оборудовали залы компьютерной и офисной техникой.
Работники исполкома Николаевской ОТГ регулярно принимают участие в обучении и получают консультации в Донецком Центре развития местного самоуправления, созданном при поддержке Программы «U-LEAD с Европой» – программа, которая совместно финансируется Европейским Союзом и его странами-членами Данией, Эстонией, Германией, Польшей и Швецией.
- Европейские друзья Николаевской ОТГ сегодня занимаются реализацией проекта «Безопасный город» – были закуплены и уже устанавливаются камеры видеонаблюдения, с помощью которых планируется снизить уровень преступности на территории громады, – подытожила Елена Цыкунова.
Сегодня молодая Николаевская объединенная территориальная громада делает первые самостоятельные шаги. 2017 год показал, что Николаевская громада – финансово состоятельная. А судя по тому, как развивается экономика громады в 2018 году, можно сделать вывод, что у Николаевской объединенной территориальной громады – хорошие перспективы.
И хотя сегодня основным наполнителем бюджета всё ещё является градообразующая Славянская ТЭС, есть масса вариантов того, как можно со временем снизить зависимость от одного предприятия. Например, большие деньги можно «найти» и в малом бизнесе, который следует активно развивать как в городе, так и на селе.
ромадный резерв для развития малого бизнеса имеют села Николаевской ОТГ. Кстати, земли в селах Николаевской громады по своему составу – одни из лучших в Славянском районе!
Солидные поступления в бюджет объединенной громады может давать и мощное современное предприятие – Рай-Александровский элеватор. Правда, лишь после того, как закончится «эпопея с рейдерством», и элеватор снова начнет стабильно работать…
Децентрализация – наш путь в Европу
Считается, что децентрализация власти – это одна из составляющих европейского вектора развития Украины. Так ли это? Почему реформу децентрализации власти поддерживает Европейский союз? Эти вопросы журналист «Карачуна» адресовал Артему Вивдичу – директору Донецкого Центра развития местного самоуправления.
- Почему эту реформу одобряют и поддерживают наши партнёры из Европейского союза?
- Для ответа на этот вопрос приведу простой житейский пример: представьте, вы живете в квартире, а ваши соседи постоянно пьют, шумят и устраивают беспорядок. И вы помогаете им деньгами, чтобы поставить шумоизоляционные двери и оплатить курс реабилитации для лечения алкогольной зависимости, но вместо этого они каждый раз «проедают» эту помощь и продолжают создавать проблемы своим соседям.
Так и европейцы хотят видеть рядом с собой надежных партнеров по торговле, по обеспечению безопасности, имеющих общие демократические христианские ценности, с которыми можно не просто общаться на равных, но и учиться чему-то новому.
Сами украинцы часто говорят об особом менталитете, исторических предпосылках, может, даже какой-то наследственности, пытаясь объяснить причины, почему у нас не получается достичь достойного уровня жизни в стране. На самом деле причины – в условиях, в которых мы родились и были воспитаны: если система построена неэффективно, то надо менять систему, а не проводить косметический ремонт.
Так вот децентрализация – это основа для будущих секторальных реформ: охраны здоровья, образования, инфраструктурной, экономики, земельной, фискальной и многих других. Есть успешные кейсы, доказывающие, что децентрализация снижает уровень коррупции – ориентированные на позитивные перемены руководители местного самоуправления в ОТГ проводят более эффективные закупки в ProZorro, ищут добросовестных подрядчиков, экономят бюджетные деньги, заинтересованы в прозрачности и подотчетности, чтобы иметь возможность привлекать доноров и инвесторов с того же Европейского союза.
- Почему Украине необходим процесс децентрализации?
- Децентрализация решает сразу несколько проблем украинцев и Украины, как государства, в целом. Опыт работы большинства объединенных территориальных громад показывает, что меняется не только финансовая составляющая деятельности громад, но и повышается активность граждан, люди начинают ощущать себя частью единой целой громады. А, значит, они более ответственно относятся к среде, в которой живут.
Кроме этого, задумайтесь, насколько вы будете мотивированы бороться за прозрачные эффективные действия власти в двух случаях: когда ресурсы и возможности находятся у неизвестного для вас чиновника в каком-то министерстве в Киеве, или же когда знаете, что благодаря децентрализации, эти ресурсы переданы в управление вашему городскому голове.
Также децентрализация, которая началась в 2014 году с принятием Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, была тем фактором стабилизации ситуации в стране, который позволил погасить волну недовольства, раскачанную пропагандистскою машиной Российской Федерации касательно федерализации Украины.
Но не стоит забывать, что мы сейчас находимся на стадии формирования фундамента нового публичного управления в Украине. Результаты децентрализации, о которых я говорю, мы сможем осознать в полной мере спустя годы. Сейчас фактически проходит «взросление» местного самоуправления, когда люди начинают самоорганизовываться, представители местной власти повышают свои компетенции, составы депутатских корпусов обновляются и демократизируются.
Матеріалпублікується в рамках проекту «Точневідображення Угоди про асоціаціюУкраїна-ЄС в українськихмедіа». Проект реалізується за фінансовоїпідтримки Агентства США з міжнародногорозвитку (USAID) та Міністерствазакордонних справ РеспублікиПольща. Думки, виражені в ційпублікації, відображаютьвиключно точку зору автора.