Как в Славянске работает механизм «электронной демократии»

Как в Славянске работает механизм «электронной демократии»

Электронные петиции – реальный инструмент воздействия на власть

Ровно два года назад в Славянске был запущен новый прогрессивный механизм взаимодействия общественности и власти – электронные петиции. Благодаря системе электронных петиций, у каждого жителя нашего города появилась возможность стать «двигателем» различных преобразований.

Будут ли органы местного самоуправления поднимать и решать различные жизненно важные вопросы, теперь во многом зависит от нас – жителей территориальной громады. А чтобы стать тем самым «двигателем», достаточно просто составить текст петиции и поставить под ней свою подпись. По сути, электронные петиции – это один из инструментов «электронной демократии», который создан, чтобы помочь улучшить коммуникацию между властью и обществом. 

Жители Славянска по достоинству оценили потенциальные возможности системы электронных петиций. Одна часть горожан принялась отправлять «электронные обращения» на сайт e-dem.in.ua (попасть на который также можно через сайт городского совета, кликнув на соответствующий ярлык – «Єдина система місцевих петицій»). Другие славянцы не менее активно их подписывали. 

Напомню, что депутаты Славянского горсовета, дабы упорядочить этот процесс, приняли решение: чтобы петиция попала на рассмотрение, необходимо в течение 90 дней собрать 250 подписей. Кстати, в масштабах 120-тысячного Славянска 250 подписей – это более чем реальное количество для достижения быстрого результата. Выходит, что в Славянске достаточно подписаться под петицией всего лишь одному из 480 жителей, и идея (либо просьба) автора петиции гарантированно попадает «в работу».

Своими размышлениями по поводу эффективности работы электронных петиций в Славянске с автором статьи поделился региональный координатор движения «Сильные громады» Денис Бигунов:

 - Электронные петиции – это отличный инструмент коммуникации громады и власти, который позволяет любому гражданину не просто поднять проблему, а в одно мгновение вынести ее в публичное пространство. И если поднятая в петиции проблема действительно волнует жителей – то мы видим, что такая петиция набирает в Славянске нужное количество голосов даже за сутки. 

Электронные петиции – это реальный инструмент прямой демократии, когда власть видит эти "тревожные звоночки снизу", и хочет или не хочет, но вынуждена на них реагировать. А каким образом реагировать, это уже зависит от желания и возможностей, как самой власти, так и авторов (и сторонников) петиции реально решать поднятую проблему. 

Мы видим, что за время существования этого сервиса в Славянске 32 петиции набрали нужное количество голосов, люди получили ответы на них. Это значит, что как минимум по 250 человек в той или иной мере участвуют в решении каждой поднятой в петиции проблемы. Участвуют, как минимум на уровне своего голоса, а, может, и больше – на уровне инициативной группы, которая из онлайна выйдет в реальную жизнь. Люди учатся взаимодействию, это положительный процесс. И это тоже успех! Ведь мы – молодая демократия: наше общество словно ребенок, который учится ходить…

 Большие возможности маленького города

В небольшом провинциальном городе электронные петиции нередко являются также … информационным поводом для местных СМИ. Например, некоторые журналисты местных информационных сайтов регулярно «сидят» на сайте электронных петиций. Это вполне естественно. Ведь в условиях событийного затишья (которое характерно для провинции) даже петиция может быть хорошим информационным поводом. Так иногда и рождаются «новости»: «В Славянске требуют…»

К сожалению, мы, журналисты, не всегда готовы пропускать петиции через наш личный «редакторский фильтр». Ведь иногда бывает и так, что в петиции прописана откровенная ерунда, либо петиция содержит просьбу, оторванную от реальности, или в которой нет конструктивных предложений, конкретики. Среди предложенных к подписи петиций часто можно встретить не реалистичные или трудновыполнимые предложения.

С подобным вопросом автор статьи обратился к Денису Бигунову:

 - Как ты оцениваешь суть предложений, которые славянцы подают в своих петициях (актуальность, важность, реальность выполнения)?

- Я думаю, что лучший показатель того, актуальна и важна ли петиция – это количество отданных за нее голосов. В частности, 250 и более. То есть, очевидно, что такие петиции важны и актуальны как минимум для нескольких сотен граждан. Но, к сожалению, есть актуальные петиции, в которых поднятые проблемы просто невозможно быстро решить, или невозможно решить вообще. К примеру, более 250 голосов набрала петиция, в которой ее авторы требуют оснастить дома бесплатными теплосчетчиками, или петиция с требованием наложить мораторий на повышение тарифов на коммунальные услуги. Это очень популярные петиции, они набрали более 250 голосов, но смысла в них я не вижу. 

А вообще я считаю, что петиции, которые подаются жителями в правовом государстве, все важны без исключения, к ним нужно относиться с уважением, даже к самым нелепым петициям. Потому что возможность подать электронную петицию – это право гражданина Украины. Если петиция подается одним человеком, то суть изложенной в ней проблемы важна как минимум для автора петиции.

- Был ли ты автором электронных петиций? Удовлетворен ли результатом?

- Лично я являюсь автором петиции о переименовании остановки «Вокзальная» на любое другое название, так как уже не раз являлся свидетелем, что это вводит в заблуждение гостей города – они выходят из общественного транспорта на остановке "Вокзальной" вместо остановки «Ж/Д вокзал». Моя петиция пока набрала 70 голосов из 250 необходимых. Но я и не ставил перед собой цель набрать 250. Для меня важно, что эту петицию точно увидят люди, местная власть. А, значит, в любом случае решат эту проблему.

А как к электронным петициям относится сама местная власть – петиции помогают, или мешают работе чиновников?  

Ответить на эти вопросы я попросил Славянского городского голову Вадима Ляха. Вот его мнение:

- Петиция – это очень хороший инструмент. Мне, как городскому голове, полезны все петиции. Таким образом, я могу выстроить для себя своеобразный рейтинг проблем в городе.

Теперь мне проще узнавать, на что стоит обратить первоочередное внимание, а что не так сильно интересует горожан. Мне проще понять по голосованию всю актуальность проблемы и возможности её реализации.

Соглашение, которое открывает для нас новые возможности

Возможность подачи электронных деклараций – это результат имплементации Соглашения об ассоциации Украина-ЕС. Ведь согласно требованиям, которые прописаны в Соглашении, Украина должна обеспечить комплексное развитие электронного правительства – в соответствии с европейскими требованиями. Электронные петиции – это одна из составляющих электронного правительства. И, как показывает опыт, достаточно успешная составляющая.

В Европе петициями занимаются на парламентском уровне

Например, в Германии и в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, рассмотрением е-петиций занимается специальная петиционная служба.

В немецком Бундестаге публикуют тексты петиций, а после того, как наберется необходимое количество подписей, проводят рассмотрение петиций на заседании публичных комиссий с участием авторов петиций. Подписи в поддержку петиции могут собираться на платформе е-птицей Бундестага. Эти петиции также могут обсуждаться на публичных онлайн-форумах.

Демократические процессы в Центральной и Юго-Восточной Европе привели к созданию парламентских петиционных органов. В настоящее время в отдельных европейских странах устанавливаются новые петиционные системы. Сторонниками модернизации парламентских петиционных систем на национальном уровне признаны такие страны, как Австрия, Болгария, Германия, Литва, Люксембург, Португалия, Словакия, Чехия. Считается, что парламенты, в которых создана специализированная петиционная комиссия, имеют петиционную систему, близкую и чувствительную к потребностям граждан, а также они открыты к общественному участию.

 А Баба Яга – против…

Практика показывает, что инструмент «электронной демократии» – электронная петиция, не всегда является действенным. Это касается как нашей страны, так и других государств. Не всякая «воля народа» поддерживается властью. Впрочем, нужно признать: желания людей, которые подписали петицию, не всегда совпадают с интересами общества. Естественно, такие петиции не поддерживаются властью. 

Вывод: пока что практика подачи электронных петиций в Украине имеет много недостатков. Петиции часто являются формальными, или же только привлекают внимание к проблеме.

Есть и другая «обратная сторона медали» электронных петиций. Например, в Славянске мы неоднократно наблюдали, как электронные петиции становились средством (способом) противостояния между отдельными группами жителей города. Скажем, регистрируется одна петиция, а вслед за ней регистрируется другая – которая на сто процентов противоречит идее предыдущей петиции.

В таких противостояниях порой теряется смысл: вспомните петиции, которые создавались вокруг проблемы с передачей лагеря «Лесная сказка» в областную коммунальную собственность – подписанты поделились на два противоборствующих лагеря и настолько увлеклись борьбой, что, похоже, забыли о конечной цели...

Чтобы решить проблему, нужно её определить

Да, сегодня ещё далеко не всегда удаётся решить какую-то проблему, просто собрав 250 подписей под своей петицией. Но, во всяком случае, теперь у каждого жителя Славянска есть возможность, сидя за компьютером, заявить о какой-либо проблеме на весь город.

Система электронных петиций – это лишь небольшая часть тех прав, которые граждане Украины получили, благодаря Соглашению об ассоциации Украина-ЕС.

 ТОП-5 петиций в Славянске, требование которых уже выполняется

1. Возобновление работы Дворца культуры им. Ленина – решается вопрос стоимости покупки дворца – есть решение сессии горсовета.

2. Відмінити рішення про розміщення МАФів навколо міської бібліотеки – МАФов возле библиотеки, как видим, нет

3. Славянску – современный центр защиты животных – на рассмотрении

4. Троллейбус №5 – Разработан проект. Ожидается выделение финансирования от Европейского инвестиционного транша.

5. Требуем оставить детский оздоровительный лагерь «Лесная сказка» в городской собственности – имущественный комплекс лагеря «Лесная сказка остаётся в коммунальной собственности города.    Безусловно, не все из этих решений были приняты только лишь благодаря инициативе, которая поступила в электронных петициях. Но получившие большую поддержку петиции – это действенный рычаг влияния. Ведь когда за двое суток набирается 250 подписей, то это хороший «намек» властям, что поднятый в петиции вопрос – общественно значимый. И что «отмахнуться» от него не получится…

Матеріал публікується в рамках проекту «Точне відображення Угоди про асоціацію Україна-ЄС в українських медіа». Проект реалізується за фінансової підтримки Агентства США з міжнародного розвитку (USAID) та Міністерства закордонних справ Республіки Польща. Думки, виражені в цій публікації, відображають виключно точку зору автора.