Километры дорог и ни одного аппарата ИВЛ. На что уходят деньги коронавирусного фонда и сколько там осталось

Куда уходят миллиарды?

Хотя эпидемия коронавируса в Украине набирает обороты (больше 4 тысяч новых случаев в сутки, а, по прогнозам министра здравоохранения Максима Степанова, вскоре будет по 5 тысяч), бороться с ней уже особо не за что.

Фонд по COVID-19 в 66 млрд гривен фактически растрачен. Еще летом коронавирусные деньги поделили, причем, большая часть ушла на президентскую программу "Большая стройка". То есть на дороги.

В Минфине успокаивают: деньги распределили, но не потратили. Поэтому в случае необходимости их всегда можно будет вернуть с одних программ и перенаправить на другие.

Но, по данным главы Счетной палаты Валерия Пацкана, в коронавирусном фонде еще на начало сентября уже не хватало средств для реализации трех бюджетных программ — по доплатам полицейским, выплатам по частичной безработице и на детей физлиц-предпринимателей. По части программ деньги, вроде и есть, но их активно экономят.

Скажем, 6 млрд гривен на доплаты медикам еще даже не начали тратить, несмотря на то, что с начала эпидемии прошло уже полгода. Зато деньги на дороги, которые можно привязать к коронавирусу разве что с большой натяжкой, расходуются по полной.

"Кроме того, усиливается риски неэффективного использования средств Фонда. Только один пример – закупка респираторов, Почему-то одни покупают по 18 гривен за штуку, другие – по 160 гривен, – причем уровень защиты одинаковый. Такая же ситуация с масками, защитными костюмами и пр.", — написал Валерий Пацкан на своей странице в Facebook.

"Страна" разбиралась, куда уходят миллиарды коронавирусного фонда.

Как поделили 66 миллиардов и что от них осталось

Напомним: Фонд по борьбе с COVID-19 был создан в апреле с финансированием больше 64 млрд гривен. Эти деньги планировалось пустить на борьбу с эпидемией (в первую очередь – на подготовку системы здравоохранения), а также на поддержку рядовых граждан и бизнеса.

Затем фонду добавили денег (общее финансирование – 66 млрд гривен), а также внесли в закон о бюджете пункт, позволяющий расходовать средства на "улучшение транспортного сообщения, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог".

Цель этих корректировок стала понятна уже вскоре: 35 млрд (то есть, большую часть коронавирусного фонда) распределили именно на дорожное строительство. Таким образом финансирование дорог в этом году выросло до рекордных показателей — почти до 130 млрд гривен (из них 19,3 млрд – госгарантии, 4,4 млрд – кредиты).

Власти тогда поясняли: строительство дорог — это и есть поддержка экономики во время кризиса. Ведь дорожная отрасль "подтягивает" и смежные рынки, плюс создаются новые рабочие места.

Но к дорогам вернемся позже.

Интересно, что же осталось в фонде накануне новой волны коронавируса, когда потребности в дополнительном финансировании будут расти.

По оперативным данным Министерства финансов, по состоянию на 1 октября, распределено 65, 959 млрд гривен, то есть, фактически все деньги.

При этом, на дороги выделили 35 млрд, на закутку оборудования для приемных отделений опорных больниц — 5,3 млрд, обеспечение лабораторных центров Минздрава и закупку средств защиты – около 3 млрд, надбавки медикам – порядка 6 млрд, доплаты военным, полиции – 2,5 млрд, соцподдержку – около 9,5 млрд (фонду по безработице – почти 7 млрд), помощь детям физдиц-предпринимателей – 945 млн грн и др.

Из них непосредственно Минздраву, то есть, на медицину, было предусмотрено около 8,4 млрд (100 млн на аппараты ИВЛ, около 3 млрд на обеспечение лабораторных центров и закупку средств защиты, 5,3 млрд на закупку оборудования для больниц).

ВД получило 2,7 млрд, Минэкономики – около 7 млрд, Минсоцполитики — 3,4 млрд, Мининфраструктуры – рекордное дороное финансирование в размере 35 млрд и т.д.

Но одно дело распределить деньги и другое – их потратить. На этом не раз акцентировал внимание Минфин, пытаясь развеять страхи граждан, что, дескать, новая волна эпидемии только на подходе, а лечиться, собственно, уже не за что.

В Минфине заверяли: деньги есть и в случае чего их можно перераспределить, сняв с одних программ (скажем, тех же дорог) и направив на более дефицитные (к примеру, медицину).

По данным Минфина на 1 октября из коронавирусного фонда потрачено 27,915 млрд. То есть, осталось еще больше 38 млрд.

При этом кассовые расходы распределились таким образом: на дороги — порядка 13 млрд (то есть, 37,3% от предусмотренного финансирования), доплаты военным и полицейским — 2,4 млрд (96,6% от финансирования), строительство и ремонт приемных отделений опорных больниц — около 1,7 млрд (100% от плана), закупка средств индивидуальной защиты и оборудования по линии Госуправления делами — 16,5 млн (больше 40% от плана).

По линии соцподдержки выбрали уже 88,5% финансирования. В общей сложности осталось порядка миллиарда гривен. То есть, если будет необходимость в дополнительном финансировании того же фонда по безработице, то денег уже могут не найти (по этой статье осталось всего порядка 300 млн). То же саме по помощи физлицам-предпринимателям на детей: из 945 млн потрачено уже 830 млн или около 88%. В резерве по этой статье – всего 300 тысяч гривен.

Как коронавирусный фонд экономит на коронавирусе

При этом, как отмечают в Счетной палате, по некоторым программам, хоть деньги из коронавирусного фонда и выделены, финансирование идет достаточно вяло. Такое впечатление, что средства экономят.

Парадокс, но первой в этом списке числится программа доплат медикам. По данным Минфина, на 1 октября кассовые выплаты составили всего 635,7 млн гривен или 10,7% от общего финансирования (почти 6 млрд).

То есть, несмотря на то, что медики – на передовой коронавируса уже полгода, доплатами их особо не балуют. Напомним: медперсоналу обещали доплаты в размере 300% от окладов.

При этом средства по аналогичным доплатам военным и полиции уже практически выбраны (2,4 млрд из запланированных 2,7 млрд), и МВД настаивает на увеличении финансирования и выделении еще 2 млрд гривен.

На самом деле расходы по доплатам медикам власти попытались по максимуму переложить на местные бюджеты.

В одних регионах деньги платят, и немалые. Скажем, как рассказал нам глава Киевского городского профсоюза работников здравоохранения Сергей Кубанский, в столице медики получают доплаты, суммы зарплат с их учетом могут доходить до 20-50 тысяч гривен.

Но в целом, по словам главы Национальной медицинской палаты Сергея Кравченко, на выплатах медикам экономят. Скажем, по 300% от оклада платят тем, кто работает непосредственно в очагах (в инфекционных больницах, эпидемиологам, вирусологам в лабораториях). Остальным (тем, кто также сталкивается с ковидом, но реже) положены надбавки за вредность – от 25% до 70% от оклада, то есть, далеко не 300%.

По программе "Оборудование для приемных отделений опорных больниц" с запланированным финансированием в 5,3 млрд кассовые выплаты на 1 октября — ноль процентов. То есть, деньги еще и не начали тратить, и это спустя полгода эпидемии.

Точно таке по закупке аппаратов ИВЛ. На них запланировано 100 млн гривен. Но на начало октября не выделено ни копейки. Все, что в Украине закупается, идет мимо коронавирусного фонда – за счет местных бюджетов, меценатов и пр.

Хотя эксперты всерьез говорят о возможном "итальянском варианте" в Украине – когда на волне вспышки коронавируса аппаратов на всех нуждающихся попросту не хватит, и врачи будут вынуждены выбирать – кого подключать.

Программа по закупке оборудования для лабораторных центров Минздрава выполнена меньше чем на 20%. Всего профинансировано 579,1 млн из почти 3 млрд гривен. При этом есть проблема с тестами в государственных лабораториях — их приходится ждать по неделе, что затрудняет постановку диагноза и лечение больных с коронавирусом.

Из "немедицинских" статей, которые остаются в резерве (деньги запланированы, но практически не тратятся) можно отметить доплаты таможенникам (план — 160,9 млн, фактическое финансирование – 0%), возобновление затрат на приватизацию (план — 48,4 млн, факт – 0%), поддержка культуры, туризма и креативных индустрий (план – миллиард, факт – 0%).

Объяснений – почему не выплачивают запланированные средства – может быть несколько.

Первое — нет реальной потребности. Но это маловероятно. Медики и пациенты в один голос заявляют – состояние больниц ужасное, и, несмотря на заверения чиновников, они явно не выглядят готовыми к новым вспышкам эпидемии.

Советник заместителя мэра и глава департамента жилищно- коммунальной инфраструктуры Общественного совета при КГГА Олег Попенко, который недавно попал в одну из киевских больниц с коронаврусом, написал на своей странице в Facebook: "Какой вам еще критической ситуации не хватает? То что в больнице Дарницкого района на Красном Хуторе вместо травматологии и неврологии лежат больные двусторонней пневмонией? То, что больные лежат в забитых палатах и койки в коридорах? Или то что персонал отказывается работать и рисковать своей жизнью, за ту нищенскую зарплату? Ведь обещанных доплат не хватает даже на дорогу, а много из чего персонал вынужден покупать за свои деньги. Или почему в Украине нельзя массово сделать всем тесты, имея деньги в фонде, или повысить зарплату персоналу? У меня тот же вопрос к городским властям Киева, Виталий Кличко, почему до сих пор в Киеве больницы в таком ужасном состоянии, почему персонал рискует жизнью и практически ничем не защищён?".

Он также постит нищенские условия больницы задает вопрос: "Видите ли вы здесь аппараты ИВЛ у меня на фото? Видите ли вы здесь условия для лечения, о которых нам так много рассказывали с телевизионных экранов? Еще недавно, нашими чиновниками было заявлено что в общегосударственном фонде борьбы с Ковидом-19 денег достаточно, и что они не успевают их тратить на медиков, и потому потратят их на частично на дороги.

важаемый Владимир Зеленский , пока у нас есть такие больницы для ковидных больных , разве можно тратить деньги из фонда на дороги? Какие 20 млрд в фонде мы не знаем куда потратить?

Посмотрите в каких условиях нахожусь я, Киев, Юрия Кондратюка 8 (диагностический центр на Минском массиве и больница №8 – Ред.). Здесь не то что нет ремонта, здесь нет элементарных условий для нахождения.

И здесь все такие палаты, здесь десятки людей борются со страшным недугом вместе с медиками на их нищенскую зарплату. Да, средняя зарплата 1 члена экипажа медиков скорой помощи около 12 тысяч грн, и это они работают с ковидными больными сутками, фактически на передовой", — описывает будни кованного стационара Попенко.

И это в столице, где ситуация считается более-менее благополучной. В регионах все намного хуже. Тем не менее, денег, по мнению властей, не только хватает, но даже есть "лишние".

Вторая версия — почему не спешат выплачивать коронавирусные деньги— ждут конца года. Если к тому времени средства не будут потрачены, они вернуться обратно в бюджет. Такой "фокус" власти регулярно проделывают с другими расходными статьями бюджета, когда финансирование долго не выделяется, а когда деньги появляются, их попросту не успевают потратить и они переходят а другой бюджетный период, – отмечает экономист Алексей Кущ.

Если так будет и в этом раз, "лишние" коронавирусные деньги пополнят бюджет-2021. И могут стать одним из источником сокращения дефицита бюджета, на чем настаивает МВФ.

Третья причина — власти знают, что денег, скорее всего, не хватит, и возможен коллапс. Поэтому средства придерживают, чтобы затем перенаправить на самые проблемные участки.

В Счетной палате отмечают, что миллиарды гривен в корнавирусном фонде блокируются из-за того, что распорядители не успевают подготовить документы. Скажем, Минздрав уже больше двух месяцев не может подготовить документы по финансированию программы закупки оборудования для опорных больниц.

Дороги вместо медицины

Но вернемся к дорогам, которые являются самой обсуждаемой тратой коронавирусного фонда.

По данным Минфина, на 1 октября из запланированных 35 млрд из коронавирусного фонда на дороги реально выделено чуть больше 13 млрд или 37,3% от плана. Только за последнюю отчетную неделю – с 24 сентября по 1 октября профинансировано больше 2,1 млрд.

То есть, коронавирусные деньги тратятся на дороги с скоростью 2 миллиарда в неделю.

При этом, поясняя целесообразность таких затрат на дороги из коронавирусного фонда, власти озвучивали несколько аргументов: якобы, денег непосредственно на ковид и так хватает, а будут еще и дороги, дорожное строительство позволит поддержать экономику и даст мощный всплеск в смежных областях, появятся новые рабочие места.

Но "Страна" уже писала, как на деле осваивают миллиарды на дороги.

Заказы массово получают иностранные подрядчики, которые завозят в Украину свою технику и рабочих и вывозят — прибыль. То есть, по -сути, попросту зарабатывают на наших госзаказах. При этом нередко страдает качество работ.

Получается, тратятся миллиарды гривен, но особого толка экономика не получает, новые рабочие места практически не создаются, да и сами дороги через несколько лет рискуют превратиться в такие же разбитые, как и до ремонта.

"Если в дорожном строительстве принимают участие национальные игроки, 60% всех расходов государства возвращается обратно в бюджет через налоги, плату за недропользование, другие платежи в дорожной и смежных отраслях. Возьмем несколько примеров: компания Ozaltin выполняет работы общей стоимостью 1,1 млрд, Akelik Group – 86,5 млн, AzVIRT – 4,3 млрд, Sinohydro —1,3 млрд, ГСТ БРЕСТ-4 – больше 1,6 млрд грн. Оценочный фискальный эффект для бюджета от этих проектов должен был бы составить более 4 млрд грн. Но минимум половина этих денег для казны потеряна. А если принимать во внимание, что 1 доллар инвестиций в дорожную отрасль должен давать, по разным оценкам, от 3-5 до 8 долларов ВВП в смежных отраслях, потери мультиплицируются кратно. Грубо говоря, только на этих стройках страна лишилась от 20 до 50 млрд валового продукта", — рассказал нам представитель одной из дорожных компаний.

"Чтобы получить эффект мультипликации, когда каждая вложенная в дороги гривна дает 3-4 гривны с нежных областях, нужно было сначала создать мощный автодорожный кластер с производством отечественной техники, расходных материалов, и дать заказы отечественным компаниям. А у нас получается, что деньги тратятся на импортную технику и плату иностранных подрядчиков", – говорит экономист Алексей Кущ.

Но есть еще один колоссальны риск. Не секрет, что дорожное строительство в Украине – одна из самых коррумпированных сфер. И деньги тут легко осваиваются, причем, немалая часть уходит на откаты, то есть, в карманы чиновников.

Поэтому вместо борьбы с коронавирусом, и латания дыр в медицине миллиарды бюджетных гривен попросту закатывают в асфальт.

"У нас был один из самых жестких карантинов на фоне самого низкого в Европе компенсационного пакета людям и бизнесу. Все эти жертвы могла бы оправдать качественная подготовка к зимней волне коронавируса. У нас было и время, и деньги. Но по факту сделано очень мало. Такое впечатление, что сам коронавирусный фонд создавался для того, чтобы оправдать рекордное финансирование дорог", – подытожил Кущ.