Моцарт на четыре дня приехал в Северодонецк

Актер так смачно хватал своих партнерш за ягодицы, что зрители в зале поняли: Дон Жуан – настоящий!

Сто лет не был в театре. И таких людей, как я, нынче в Украине большинство. А тем более – в провинции. Специфика провинциальных городов еще и в том, что слово опера они обычно произносят с ударением на последнем слоге… И потому, когда мне, журналисту «Карачуна», представилась возможность побывать в театре и посмотреть-послушать бессмертное творение Моцарта, я с удовольствием ею воспользовался.

… Луганский областной академический украинский музыкально-драматический театр после оккупации областного центра переехал в Северодонецк. Не полным составом, конечно. Но лучшая часть труппы проявила себя патриотами Украины. В Северодонецке театр «поселился» в здании местного муниципального драмтеатра. Вскоре луганчане «поглотили» труппу северодонецких актеров. В результате получился творческий тандем «с усиленными возможностями». А пару лет назад руководство области «подтянуло» до высокого творческого уровня муз-драм театра и его помещение: капитальный ремонт здания превратил театр в прекрасную «обитель Мельпомены».

Едва входишь в здание, сразу понимаешь: это – театр! 

Впрочем, атмосферу театрального праздника зрители ощущают еще на улице: шикарный цветомузыкальный фонтан (который куда круче, чем в Славянске), уютные удобные лавочки вокруг фонтана, ухоженные газоны в европейском стиле – все это создает особенную атмосферу скорого свидания с настоящим искусством.

«Уличное» время в ожидании спектакля народ коротает по-своему: кто-то фотографируется на фоне фонтана, кто-то читает программку представления, влюбленные парочки мило общаются, сидя на лавочках. На фоне этого «предпраздничного возбуждения» «белым пятном» выделяется продавец цветов, которая одиноко стоит со своими букетиками возле театральной тумбы: цветы у нее никто не покупает.

– Театралы стали прижимистыми, – сетует продавец.

– А сколько стоит букетик ваших цветов?,- спрашиваю, дабы поддержать разговор.

– От 50 до 70 гривен. Разве это большие деньги?

Возразить продавцу цветов, мне, конечно, было нечего. 50, или даже 70 гривен за букетик, который после спектакля можно вручить понравившемуся актеру, это не большие деньги. Как и стоимость театральных билетов. Например, мой билет в десятом ряду стоил всего 90 гривен. И это – на «живую» оперу! Кстати, мои северодонецкие коллеги говорят, что за неделю до спектакля билетов на «Дон Жуан» было не достать! Оно и понятно: опера в провинции не то, что не каждый день, но даже не каждое десятилетие… В Северодонецке «Дон Жуан» шел всего четыре вечера. 

В фойе театра хочется …помолчать. Просто любоваться прекрасным театральным интерьером. Даже в буфет не тянет. Впрочем, журналистское любопытство побеждает: поднимаюсь по полувинтовой лестнице на этаж, где расположен буфет, и с удивлением отмечаю: там нет никакого спиртного! Кофе, соки, бутерброды, пирожные…  

И вот, наконец, звенит третий звонок. В зрительный зал спешат последние припоздавшие театралы. Обращаю внимание: оркестровая яма отсутствует, и потому симфонический оркестр расположился на небольшом пространстве между сценой и первым рядом. Наверное, из-за такой тесноты музыканты сидят в непривычном расположении: скрипичная группа – справа, духовая – наоборот. Контрабасы – по одному слева и справа…

На часах – ровно восемнадцать. Но спектакль все еще не начинается. И это удивительно, ведь «Дон Жуан» в Северодонецке показывает интернациональная труппа музыкантов и артистов, в которой почти все ключевые позиции (дирижера, режиссера-постановщика, некоторые главные роли) занимают мастера искусств из Германии. А немцы, как известно, славятся своей пунктуальностью. «Наверное наши на них уже повлияли…»,- невольно возникают такие мысли. За полтора месяца совместных репетиций в Северодонецке (когда актеры и музыканты шести стран в рамках проекта «Музыку слышно сквозь стены» готовили свою версию прочтения «Дон Жуана») немцы, судя по всему, «расслабились»… 

И вот, наконец, к пульту выходит дирижер. Звучит увертюра. Откуда-то с верха декораций на сцену спрыгивает супер модный юноша в темных очках. «Лепорелло»,- читаю с субтитрах, которые на двух языках – украинском и английском – повествуют о перипетиях сюжетной линии. 

Несколько забегая вперед, отмечу: эти субтитры изрядно отвлекают. Зачем они? Ведь в оперу, как правило, приходят люди подготовленные, которые отлично знают сюжет спектакля, поэтому не столько следят за развитием сюжетной линии, сколько наслаждаются музыкой, исполнением арий, игрой актеров. 

Обращаю внимание: между рядами пробирается (наверное, ищет свое место) какая-то тетка. «Если опоздала к началу спектакля, так стой где-нибудь в проходе, не мешай зрителям…»,- невольно появляется мысль.

И вдруг эта тетка начинает … петь.

«Донна Анна»-, читаю в субтитрах. И понимаю, что это – такая режиссерская задумка. 

Эту форму подачи материала режиссер-постановщик использовал неоднократно: актеры часто спускались в зал, где продолжали исполнять свои роли, и даже иной раз вовлекали зрителей в театральную игру.  

Пересказывать спектакль нет смысла. Скажу лишь, что уровень исполнительского мастерства – высочайший. Благодарность зрителей – четверть часа сплошных оваций и огромная корзина шикарных роз, которую вынес на сцену губернатор Луганщины. Эти овации прервались лишь на время, необходимое для переезда в лучший ресторан Северодонецка, где главных героев театрального праздника ожидал торжественный прием…

P.S. Я откровенно позавидовал жителям Северодонецка. Иметь у себя такой шикарный театр! А ведь в Славянске тоже мог быть театр. Например, наш бывший Дворец культуры бывшего АИЗа для этих целей подходил идеально! 

Но Дворец культуры в свое время купила церковь. А мог бы – город. Жаль.