Новые поезда на Донбасс и свободный рынок - стратегия развития УЗ

Кабмин принял стратегию Укрзалізниці до 2023 года, документ еще не опубликован, но мы его уже изучили. Как изменится железная дорога?

Кабинет Министров Украины 12 июня утвердил стратегию АО Укрзализныця на 2019-2023 гг. Документ пока не опубликован, но есть в распоряжение LIGA.net.

Мы его изучили и выделили главное.

Зачем вообще нужна стратегия

Стратегия описывает политику компании на несколько лет вперед – от организации перевозок и обновление парка до уровня зарплат сотрудников и безопасности движения.

Для ее выполнения дополнительно будут разрабатывать множество законов, постановлений и приказов.

Достижение до 2023 года всех целей, определенных стратегией, выписано в документе отдельным пунктом. Правление должно раз в полгода публично отчитываться о том, как проходит реализация.

Справка: УЗ обеспечивает 65% грузоперевозок Украины и 35% пассажироперевозок. По объемам грузовых перевозок УЗ занимает четвертое место в Евразии, уступая Китаю, России и Индии. В компании работает 260 500 сотрудников – это 1,6% от всех работающих в Украине. УЗ генерирует 2,6% ВВП.

Сценарии

В стратегии описаны два сценария развития железной дороги: оптимистический и реалистичный (базовый) с поправкой, что до 2022 года частным компаниям не будет открыт доступ к железнодорожной инфраструктуре.

Согласно базовому сценарию в 2019 году перевозка грузов по ж/д сократится с 322,37 млн т до 322, 06 млн т, а к 2023 году увеличится до 343,2 млн т.

Согласно оптимистическому сценарию, показателей 2023 года компания достигнет уже в 2019-м.

Какие грузы будут возить

ТОП-3 лидера по видам грузов в 2030 году по оптимистическому сценарию: 118,8 млн т (25% рынка) – железная руда; 115,6 млн т (24%) – минстройматериалы; 61,2 млн т (13%) – зерно.

ТОП-3 лидера по видам груза в 2030 по базовому сценарию: 80,7 млн т (23% рынка) – железная руда; 74,3 млн т (21%) – минстройматериалы; 52,8 млн т (15%) – зерно.

Как будут развивать транзит

Увеличенить объемы транзитных перевозок можно будет за счет переориентации грузопотока между Турцией, балтийскими и скандинавскими странами и Польшей.

Общая стоимость турецких грузов, которые могут доставляться украинской железной дорогой в указанные страны оценивается в $13,8 млрд.

Второе приоритетное направление – грузоперевозки между ЕС и Китаем. Сейчас из 35 пар поездов, перевозящих грузы по этому направлению, только два поезда проходят через Украину.

 Ставка на контейнеры

Сейчас УЗ доставляет только 22% грузов в порты контейнерами – остальное идет автотранспортом.

УЗ намерена увеличивать количество регулярных контейнерных поездов, а также транзит контейнеров по территории Украины между странами ЕС и Китаем, Ираном, Индией.

Доля перевозок контейнеров в порты в 2025 году увеличится до 35% (до 45% – оптимистический сценарий), в 2030 году – до 45% (55% – оптимистический сценарий).

 Планы на Луганскую и Донецкую области

Стратегия учитывает возможность восстановления прекращенного в марте 2017 года ж/д сообщения с Донецкой и Луганской областями.

Если запрет отменят, объем перевозки угля в Донецкий и Луганский регионы в 2021 году составит 40% (от показателей 2016 года), железной руды – 30%, черных металлов – 15%.

К 2030 году объемы перевозок увеличатся вдвое.

 Тарифы

Стоимость транспортировки грузов должна быть экономически обоснованной, обеспечивать рентабельность и регулярно пересматриваться в зависимости от рыночных колебаний. В частности, предлагается привязывать тарифы к индексу цен производителей.

Предлагается также реформа тарифообразования. Основная идея – обеспечить свободный доступ операторов к ж/д инфраструктуре и разделить тарифы на инфраструктурную составляющую (полученные средства инвестируются в модернизацию инфраструктуры) и перевозки.

После запуска свободного рынка в ж/д инфраструктуре, тарифы на перевозку должны дерегулироваться и формироваться рынком.

 Вертикали

Деятельность УЗ будут разделены на 6 вертикалей: корпоративный центр (мозговой), грузоперевозки и логистики (UZ Cargo); пассажирских перевозок; инфраструктуры; производства и сервиса; управления непрофильными активами.

Инвестиции

Будет разработана долгосрочная инвестиционная программа для развития инфраструктуры и подвижного состава.

Модель, которая есть сейчас – большая часть капинвестиций идет из собственных средств УЗ – будет меняться. Предполагается, что будет расти увеличения доля частного капитала.

 Сокращение сети

Сейчас количество депо и станций превышает потребность железной дороги в три раза. В течение пяти лет система будет пересматриваться и оптимизироваться.

Неэффективные участки железной дороги будут сокращаться, если не получится найти компенсаторы для покрытия убытков от их содержания.

Клиентоориентированность и централизация

Будет создан офис ключевых клиентов, который сконцентрируется на обслуживании крупных компаний (80% рынка). Теперь клиенту не нужно искать точки соприкосновения с УЗ, инициатива во взаимоотношениях должна исходить от железной дороги. Обслуживание строится по принципу "единого окна".

Основная задача: перейти от предложения "традиционной транспортной услуги" к "удовлетворению логистических потребностей клиента с сокращением затрат и увеличении доходности его бизнеса".

Сейчас часто решения принимаются разрозненно – на разных уровнях управления. Поэтому в 2019-2020 годах планируется запустить единый центр управления перевозками, который сконцентрирует на себя весь необходимый функционал.

Пассажироперевозки

Пассажирские и пригородные перевозки убыточны и проигрывают конкуренцию автомобильному и авиатранспорту.

Стратегия предлагает разделить пасперевозки на коммерческие и общественно важные в рамках одной управленческой вертикали.

Убытки УЗ от социальных пассажирских перевозок должны компенсироваться муниципалитетами. Организовывать их будут согласно госзаказу. Принятие соответствующего закона инициирует УЗ.

В коммерческий сегмент войдет перевозка в вагонах "купе", СВ и скоростными поездами. В этом сегменте должны быть установлены рыночные цены.

 Коррупция

В стратегии признается проблема коррупции на ж/д.

Антикоррупционными процессами будет управлять специально созданный комплаенс-офис.

Стратегия декларирует нулевую толерантность к коррупции.

Социальная сфера

У железной дороги много непрофильных активов, которые не приносят прибыль: больницы, детские сады, базы отдыха, спорт клубы и т.д.

УЗ планирует провести их оценку, подготовить методику и распродать невыгодное имущество.