Погашение долгов на рынке газа обойдется каждой семье в 18 тыс. грн, – советник Шмыгаля

Миллиарды евро, выделенные для защиты украинцев от повышения тарифов, не могут освоить

Уже этой осенью вся "зеленая" энергетика должна была обанкротиться в результате долгового кризиса на рынке электроэнергии. А нынешние долги на рынке газа, если их возложить на население, обойдутся каждому домохозяйству в 18 тыс. грн. Об этом, а также о том, что мешает Украине осваивать миллиарды евро, выделенных под смягчение для населения повышения тарифов, в интервью UBR.ua рассказал советник премьер-министра Дениса Шмыгаля Кирилл Криволап, директор "Центра економічного відновлення" во время форума Европейской бизнес ассоциации, посвященного проблеме долгов по газу.

Сегодня на форуме участники рынка газа предлагали списать долги перед Нафтогазом, сформировавшиеся за счет штрафов и пеней. В ответ тот причиной появления таких долгов назвал несовершенное государственное регулирование. Как на этот вопрос смотрит само государство в лице правительства?

Газовый рынок в Украине специфический. Он долгое время был зарегулирован, долгое время это были личные интересы президентов, премьеров, проблемы накапливались с 90-х годов. Есть действительно компании, которые пытались играть по правилам, а есть такие, которые, наоборот, злоупотребляли сложившимися реалиями. Но ситуация такова, что Украине давно уже пора было либерализовать рынок газа.

В рыночных условиях все перекосы заметны и начинают бить по карману населения, потому что если сейчас долги, которые образовались за некорректную тарификацию, за некорректный учет газа, за отсутствие счетчиков, дружно переложить на население, то, наверное, каждое домохозяйство должно заплатить 18 тыс. грн за следующий год. Это пример того, как работает рынок. Когда открыт рынок, то тебе уже никто не покрывает дефициты, возникают перекосы.

как я говорил, не позавидуешь этому парламенту, этому Кабмину, потому что при всей любви к популизму нашего общества в целом, именно на каденцию этого парламента и этого правительства приходится либерализация рынка электроэнергии и либерализация рынка газа. Это системные вещи, которые закреплены в программе действия правительства, в программе стимулирования экономики и так далее. И важно понимать, что Украина не до конца готова к этому ни аналитически, ни организационно. С точки зрения парламента, это (этот форум – ред.) первая попытка начать такой диалог.

Но эти долги возникали не один год, и не два, и ни три, а как минимум 5 лет. Раньше их решали банальным списанием. Сейчас, повторюсь, это рынок, и списанием здесь ситуацию, наверное, нельзя решить, иначе это будет социальный взрыв во многих вещах. Переложить на население, наверное, тоже не вариант, хотя уже приняты некие решения судов, которые фактически обязывают государство возложить долг на население.

Поэтому здесь нужно искать определенный комбинированный вариант. Да, действительно в законопроекте №3800-1 есть хорошая здравая идея аудита. Давайте наконец разберемся, упорядочим. Но мне кажется, что здесь как раз тот момент, когда бизнесу нужно занимать активную позицию, как мы видели сегодня, Оператор ГТС выступает и защищает свои интересы (речь идет о лоббировании Оператором законопроекта №3800 за авторством депутата Андрея Жупанина – ред.), действительно подобное неурегулирование на рынке наконец-то брать и решать, не замалчивать проблему и ждать, когда все спишут.

На рынке электроэнергетики несколько месяцев назад уже была подобная дискуссия, и те "минус 50 млрд", которые были там, реструктурировали, фактически используя целый набор механизмов. Остановлены шахты угольные государственные и частные, мы запрещаем импорт угля из России, из Беларуси.

Завышенный зеленый тариф, который был установлен, грубо говоря, 10 лет назад – а стоимость панели, оборудования упала, но тариф не был скорректирован – соответственно, мы его понижаем. Кабмин провел целый ряд переговоров, договорился с инвесторами о понижении этого тарифа.

Где-то есть устаревшая тарификация, устаревший учет на уровне регулятора – меняют тариф Укрэнерго, делают интервенцию туда. Некорректно работает система с Гарантированным покупателем (ГарПок) – меняют ее. То есть это определенный набор инструментов, который исправил ситуацию.

ахты заработали, Энергоатом продает дороже, продает по прямым контрактам на аукционах, зарабатывает, наконец, себе на зарплату, на "твелы" и так далее. Часть блоков стоит на ремонте, "зеленые" работают, их никто не отключает. То есть эту ситуацию правительство вместе с парламентом эффективно решило. Иначе бы мы уже этой осенью имели блэкаут и полное банкротство "зеленой" отрасли, и остановленный Энергоатом, потому что у него до этого все блоки работали в рабочем режиме, ни одного не было на ремонте.

С газом надо точно так же провести аналитическую работу, и мы этим занимаемся, наработать те решения, которые эту ситуацию распутают, иначе это будет годами продолжаться.

Вы приводили примеры, как открывали рынок газа в Польше. В какие сроки можно ожидать подобных результатов у нас?

В Польше и Литве ситуация была непростая, потому что им фактически Москва резко поднимала цены на газ. У них платежки возрастали с 200 евро условно до 600 евро в аналоге на сегодняшние деньги. И они рынок вводили достаточно агрессивно, в режиме шока. И были даже зимы, когда в Литве были холодные дома, потому что не было денег, чтобы заплатить за этот газ. Это была шоковая ситуация.

У нас все это делалось значительно плавнее, значительно последовательнее, и на потребителе, вероятно, это вообще никак не отразится. Потому что на рынке электроэнергетики тарифы для населения фактически заморожены. Да, там есть определенная диспропорция, да, надо со временем ее ликвидировать, но для этого нужно, чтобы была экономическая ситуация, чтобы был подъем, а не падение, как сейчас с "короной".

Но вы видите, что урегулирование на рынке электроэнергетики вообще никак не зацепило население. Для этого надо медали вешать и Кабмину, и энергетическому штабу, который эффективно работал над этой проблемой. А здесь необходимо работать над существующими законопроектами, устранять те недостатки, которые там есть. И эта работа уже ведется по большому счету.

Существует точка зрения, что в Европе есть программы для Украины в совокупности на 30 млрд евро, чтобы рост тарифов не падал на население, а смягчался такими программами, и говорят, что такими программами Украина практически не пользуется. Так ли это?

Мы действительно в этом плане сильно отстаем по механизму, который применяется для смягчения этого эффекта. У нас работают программы энергоэффективности, но они фактически делают сейчас то, что Евросоюз делал 10-15-20 лет назад.

В Литве, например, действовала программа "Джессика" по энергоэффективности, это был револьверный фонд: ты получал деньги, экономил, за счет экономии компенсировал стоимость, возвращал в фонд, а не как у нас – деньги веером, кто хочет, тот берет. И да, этот опыт можно и нужно использовать. Мне кажется, что эта современная дискуссия как раз и создаст у государства необходимые мощности по наработке таких решений.

А что мешает? Если есть деньги, можно брать, или что-то мешает?

У нас не всегда эти деньги умеют брать. У нас есть стабильное недоиспользование тех европейских денег, которые нам дают. И это связано с квалификацией, умением работать по этим правилам и так далее. Во время Януковича была какая история – тебе как "грантеру" дают 20 тысяч евро, твоя задача их не украсть. Если ты не украл, тебе дают уже 100 тыс. евро. Если не украл 100, то дают 2 млн, не украл 2 – дают 25 млн. Но у нас никто не переходил выше "не украсть 100 тыс.". Я прекрасно помню переписку с ЕБРР, который говорил: ребята, вот лежит, условно говоря 1 млрд евро, и вы их не используете. Это вопрос навыков.

То есть это еще и вопрос воровства?

Действительно, техническая помощь исторически еще 10 лет назад была предметом злоупотреблений и неэффективного использования. Сейчас ситуация совершенно другая. После Революции достоинства зашло очень много профессионалов в Кабмин, и процент людей, которые в этом разбираются, существенно увеличился. Посмотрите на работу USAID и других. Есть много хороших примеров, очень много наработок. И они всегда готовы помогать Кабмину для поиска ответа.