Полиция не вернется в поезда бесплатно. Как в Укрзализныце пытаются бороться с насилием в поездах

Новости, 0 комментариев
Полиция не вернется в поезда бесплатно. Как в Укрзализныце пытаются бороться с насилием в поездах

   После того, как пассажир поезда избил и пытался изнасиловать телеведущую, в “Укрзализныце” задумались о безопасности пассажирских перевозок. Сама компания и сторонние эксперты предлагают разные варианты решения проблемы – от полицейского сопровождения в поездах дальнего следования, до разделения вагонов на мужские и женские и даже до полной отмены ночных поездов как таковых.

   “Страна” разбиралась, как можно оградить пассажиров “Укрзализныци” от преступлений в пути, и насколько это эффективно.

   В МВД хотят денег

   Вопрос безопасности пассажирских перевозок в “Укрзализныце” остро встал 1 августа, когда в купе телеведущей канала "Интер" Анастасии Луговая, которая ехала вместе с сыном в поезде "Мариуполь-Киев", ночью вломился незнакомый мужчина. Он избил девушку и пытался изнасиловать на глазах у ее сына.

   После этого шокирующего инцидента украинская железнодорожная компания заявила, что хочет вернуть полицейское сопровождение в поездах дальнего следования. В компании просят правоохранителей обеспечить надлежащую охрану и безопасность пассажиров в пути.

   Полицию хотят именно “вернуть” в поезда – ведь раньше она там работала. Точнее, это была не полиция, а транспортная милиция – отдельное подразделение МВД, которое и обеспечивало правопорядок во время ж/д перевозок.

   Но после реформы полиции в 2014 году транспортная милиция была ликвидирована. И с тех пор за правопорядком в поездах никто не следит.

   По словам опрошенных “Страной” экспертов, после упразднения транспортной милиции резко возросло количество преступлений и правонарушений на железной дороге.

   “Из правонарушений самые распространенные – курение, распивание алкогольных напитков. Часто пассажиры нарушают общественный порядок в ночных поездах – громко разговаривают, мешают другим пассажирам. Из преступлений – кражи, драки, особенно на пьяную голову”, – рассказывает “Стране” Александр Красноштан, экс-руководитель Департамента пассажирских перевозок дальнего сообщения “Укрзализныци”.

   Эксперт в сфере транспорта Павел Кушнирюк согласен, что в последние годы в стране в целом и в поездах в частности фиксируется рост бытовых преступлений – драки, разбои, кражи. “Раньше в каждом поезде дальнего следования дежурил патруль из двух сотрудников милиции. На фоне роста преступности было бы правильно вернуть представителей уже не милиции, а полиции в поезда”, – считает он.

   Однако реализовать это предложение на практике будет не так-то просто.

   “Укрзализныця” уже неоднократно обращалась к МВД с просьбой обеспечивать правопорядок в поездах. Но в МВД не собираются делать это бесплатно.

   В МВД утверждают, что у них нет финансирования для того, чтобы восстановить полицию в поездах. Поэтому они предлагают “Укрзализныце” заказать у МВД услуги охраны.

   “Такие услуги предоставляются полицией охраны на платной основе, и они довольно дорогие – один пункт охраны в месяц может стоить от 80 до 200 тысяч гривен. Чтобы позволить себе платить такие суммы, “Укрзализныце” придется повышать стоимость билетов. Но компания на это не пойдет”,- говорит Павел Кушнирюк.

   Хотя в данном случае речь идет не об охране, а об обеспечении общественного правопорядка – а на это МВД и так получает финансирование из госбюджета.

   “Мэрия Киева же не оплачивает МВД патрулирование улиц столицы", – отмечает экс-заммнистра инфраструктуры Украины Александр Кава. И уточняет, что обеспечивать правопорядок – прямая обязанность полиции.

   "Но они требуют дополнительные средства с “Укрзализныци”. В последний раз МВД запросило 250 млн грн в год. И это при том, что “Укрзализныця” в год платит до 20 млрд грн налогов, за счет которых в том числе содержится МВД”, – добавляет Кава.

   Он акцентирует, что “Укрзализныця” не может дополнительно оплачивать услуги полици. Тем более, что УЗ и так перевозит пассажиров по тарифам, установленным правительством и покрывающим меньше половины себестоимости перевозок.

   При этом ведомству Арсена Авакова в этом году из госбюджета выделили 93 млрд грн – это почти 10% всех расходов государственного бюджета.

   “Полиция должна за свой счет обеспечивать правопорядок в поездах. Для этого мы, граждане, и содержим МВД”, – отмечает Александр Кава.

   По его подсчетам, на обеспечение правопорядка поездов потребуется около 1500 полицейских при условии, что в каждом поезде будет дежурить наряд из двух правоохранителей – как это и было до реформы полиции. “Из общего количества в почти 150 тысяч полицейских – это немного”, – отмечает Кава.

   К тому же, полицейский – должностное лицо, которое имеет право на совершение процессуальных действий: задержание, допрос, осмотр вещей и т.д. “А представитель полиции охраны не имеет таких полномочий”, – объясняет Павел Кушнирюк.

   “Общественная безопасность – это государственная услуга, которая гарантируется любому гражданину в любой точке страны, в том числе публичном месте. Поезд – это публичное место. И мы уже фактически заплатили за соблюдение в нем общественной безопасности и порядка – своими налогами. А пассажиры заплатили еще больше – при покупке любого билета они платят НДС", – анализирует Александр Красноштан.

   По его словам, всего от НДС на услуги пассажирских ж/д перевозок госбюджет получает около 2 млрд грн в год. "Эта сумма с лихвой покроет затраты на обеспечение порядка в поездах. У нас-то и осталось их немного – около 250 составов”, – полагает Александр Красноштан.

   Опрошенные “Страной” эксперты в целом за то, чтобы полиция вернулась в пассажирские поезда для обеспечения правопорядка, но без дополнительного финансирования. По их словам, МВД и так получает достаточно много средств из бюджета по сравнению с другими ведомствами.

   “А требовать с “Укрзализныци” дополнительную плату за то, что МВД и так должно делать по закону – это уже чересчур цинично”, – уверен Александр Кава.

   Лоукосты и"Хюндаи" вместо ночных поездов

   Обсуждаются и другие варианты решения проблемы преступлений на железной дороге – отмена ночных поездов как таковых. Мол, зачем они нужны, если есть скоростные “Хюндаи” и бюджетные авиаперевозчики.

   Александр Красноштан рассказывает, что в Европе практически нет ночных поездов – там пассажироперевозки осуществляют в основном дневные скоростные поезда. И в этом есть свои плюсы.

   “В дневных поездах нет пьянства. Пассажиры не спят, а путешествуют в open space (открытом пространстве – Ред.) – там украсть что-либо гораздо сложнее, чем в ночном поезде”, – говорит Красноштан.

   Впрочем, опрошенные “Страной” эксперты говорят, что сегодняшних мощностей украинской железной дороги не хватит для того, чтобы заменить ночные поезда дальнего следования.

   “В Украине курсируют десять "Хюндаев", два "Тарпана" и два поезда постоянного формирования. Ещё есть две скоростных двухэтажных электропоезда Skoda EJ675, простаивающие второй год в ожидании ремонта. 16 составов не обеспечат перевозку пассажиров во всеукраинских объемах”, – отмечает Александр Кава.

   Александр Красноштан тоже уверен, что ночные поезда в Украине отменять не стоит – слишком большие расстояния между населенными пунктами, которые пассажирам физически сложно будет выдержать сидя.

   "Возьмем, к примеру, Ужгород-Лисичанск, 1633 км. При существующих скоростях даже “Интерсити”, поездка займет часов 18. Вы сможете высидеть 18 часов сидя в поезде? О чем речь? Надо наводить порядок в ночных поездах, а не отменять их и вообще все подряд. Так можно скоро и страну отменить", – возмущен экс-топ-менеджер “Укрзализныци”.

   Что касается бюджетных авиаперевозчиков, то они внутренним украинским рынком не интересуются. Еще в 2008 году, когда лоукостер Wizz Air заходил на украинский рынок, компания пробовала организовывать внутренние рейсы, но вскоре их закрыли – это было коммерчески невыгодно.

   Плюс, в Украине не создана подходящая инфраструктура для организации доступных авиаперелетов от лоукостов во все уголки страны, а строить в мелких населенных пунктах аэропорты – слишком дорого, долго и хлопотно.

   Мужские и женские купе
 
   Еще одна идея – разделение вагонов на мужские и женские. Это якобы должно пресечь любые попытки сексуального насилия в поездах. Идея, впрочем, не нова – ее еще десять лет назад пытались внедрить на украинской железной дороге. Но от такой практики вскоре пришлось отказаться.

   Во-первых, такая услуга не пользовалась спросом у пассажиров. А во-вторых, выяснилось, что делить пассажиров по половому признаку – экономически невыгодно.

   Места в таких купе часто оставались непроданными, поэтому в итоге разделение на женские и мужские купе решили убрать вообще.

   “Если проданы все места в мужском вагоне, а половина женского – пустая, “Укрзализныця” теряет доход. Это может быть рабочая схема при условии, если пассажиры готовы будут доплачивать за поездки в “женском” или “мужском” купе – тогда, можно в качестве эксперимента пробовать это делать. Но как по мне, преступники могут быть любого пола. Сдерживать преступность таким образом бесполезно”, – считает Александр Кава.

   По мнению Александра Красноштана, разделение вагонов на мужские и женские не решит проблему сексуального насилия в поездах.

   “Когда вы покупаете билет в интернете, вы можете указать любой пол. Мужчина может купить “женский” билет, чтобы зайти в женское купе. К тому же, если места в “женском” купе купило три женщины, за сутки до отправления поезда снимается регулировка, и это место может купить кто угодно”, – рассказывает Красноштан.

   По его словам, еще десять лет назад мужские и женские купе не нашли своего покупателя. И он не думает, что сегодня такие вагоны станут востребованными.

   “Если женщина хочет ехать без попутчиков, она может купить два билета в СВ или четыре места в купе и ехать одна. Да, не у всех есть такая финансовая возможность. Но, пардон, кто-то на частном самолете летает, кто-то на трамвае ездит, а кто-то ходит пешком. Это уже к железной дороге никакого отношения не имеет”, – уточняет Александр Красноштан.

   "Поезд здесь ни при чем"
 
   В целом же, по словам экспертов, любой из трех обсуждаемых сегодня способов никак не повлияет на уровень преступности. Нападение вроде того, которое произошло с тележурналисткой “Интера”, может случится и в дневном поезде, и в ночном, и в женском купе, и в мужском, и в обычном поезде, и в “Интерсити”.

   Любые предложения по улучшению работы железной дороги – это борьба со следствием, а не с причиной того, что на поездах в Украине стало ездить небезопасно.

   Причина же – ухудшение криминогенной ситуации в стране.

   “То, что произошло с тележурналисткой – это не проблема железнодорожного транспорта. Это проблема обеспечения общественной безопасности, а это уже сфера ответственности МВД, которое перестало следить за правопорядком в поездах”, – уверен Александр Красноштан.

   Он не видит другой альтернативы, как пресекать подобные преступления в будущем, кроме как вернуть полицейские патрули в ж/д транспорт.

   Другие эксперты также говорят о том, что количество преступлений в поездах обратно пропорционально уровню благосостояния граждан. То есть, чем более обеспечены люди, тем реже они нарушают закон.

   По словам Александра Кавы, таких проблем с количеством преступлений в поездах еще в 2012-2013 году в Украине не было.

   “Транспортная милиция, которая тогда еще существовала, была недостаточно загружена – это одна из причин, почему ее ликвидировали. А после революции в 2014 году криминальная ситуация резко ухудшилась. Увеличилось и количество краж в поездах и прочих преступлений. А это уже однозначная ответственность МВД – не проводников, не начальника поезда. Они не являются правоохранителями, у них нет оружия, они не имеют права применять силу”, – анализирует Александр Кава.

   Павел Кушнирюк согласен, что преступность – явление социальное, и поезд здесь ни при чем. Причины более глобальны. И бороться с ними “Укрзализныце” без помощи правоохранителей не под силу.

   “Кражи провоцирует безработица. А психиатрическая медицина недостаточно контролирует учет неуравновешенных людей и их реабилитацию. К тому же, в целом по стране у нас на руках много единиц оружия и людей, которые умеют с ним обращаться. А если эти люди еще и безработные, резко возрастает риск того, что они пойдут на преступление”, – считает Павел Кушнирюк.

   По его мнению, восстановление полиции в поездах дальнего следования может стать хорошей превентивной мерой – как минимум против мелких хулиганов и дебоширов.

   “В МВД говорят – в Европе, мол, полиция не сопровождает поезда. Извините, но в Европе нет такого, что ты вызываешь полицию, а она не приезжает. Или приезжает, смотрит на нарушителей и “не видит состава преступления”, – возмущается Александр Красноштан. И приводит два ярких примера бездеятельности полиции.

   В Виннице напали на начальника поезда, сбили с него фуражку. В поезде Львов-Запорожье футбольные болельщики разгромили два вагона. В обоих случаях полиция, которая приехала на место, заявила, что не видит состава преступления.

   “Если мы хотим спокойно ездить в наших поездах, не боясь, что на нас нападут, альтернативы нет – только патруль полиции или, как вариант, Нацгвардии в поездах. С учетом обстановки в обществе и стране, криминогенной ситуации, другим способом вряд ли удастся навести порядок”, – считает Красноштан.

Последние новости

Налоговая амнистия может открыть путь для фискальных проверок и новых штрафов бизнеса

Налоговая амнистия может открыть путь для фискальных проверок и новых штрафов бизнеса
Интернет-издание Карачун

Заложенные в законопроекте нормы противоречивы и могут быть использованы против предпринимателей


Ключевые цифры. Объявят ли в Украине локдаун из-за антирекордов по коронавирусу и нехватки мест в больницах

Ключевые цифры. Объявят ли в Украине локдаун из-за антирекордов по коронавирусу и нехватки мест в больницах
Интернет-издание Карачун

Разбирались, ждать ли Украине полного локдауна уже в ноябре.


Банковские досье на украинцев и предвыборные намеки Шмыгаля. Что принял Кабмин 21 октября

Банковские досье на украинцев и предвыборные намеки Шмыгаля. Что принял Кабмин 21 октября
Интернет-издание Карачун

Начался достаточно неожиданно...


МФО стали выдавать кредиты под 0% – кто и как может воспользоваться предложением?

МФО стали выдавать кредиты под 0% – кто и как может воспользоваться предложением?
Интернет-издание Карачун

МФО стали выдавать кредиты под 0% – кто и как может воспользоваться предложением?


Осталось недолго: киевский врач назвала сроки нового строгого карантина

Осталось недолго: киевский врач назвала сроки нового строгого карантина
Интернет-издание Карачун

Эпидемиолог уверена, что карантин в Украине нужно усиливать