Военное решение или национализация? Что происходит с НКМЗ — интервью с Георгием Скударем

Военное решение или национализация? Что происходит с НКМЗ — интервью с Георгием Скударем

Скударь заявил, что не знал о планах национализировать НКМЗ

Верховная рада решила передать имущество Новокраматорского машиностроительного завода в государственную собственность. Для его президента и совладельца Георгия Скударя это стало неожиданностью.

Сегодня Верховная рада Украины 316 голосами приняла постановление № 7566, в котором рекомендует принять "меры правового режима военного положения по принудительному отчуждению имущества ЧАО Новокраматорский машиностроительный завод".

Это — важное решение. НКМЗ — один из крупнейших в Украине машиностроительных комплексов. Расположен в городе Краматорск Донецкой области, выпускает различное оборудование для металлургических, горно-обогатительных, энергетических предприятий. Среди его клиентов — Метинвест и ДТЭК Рината Ахметова, Ferrexpo Константина Жеваго.

За 9 мес 2021 года завод получил 4,7 млрд грн чистого дохода и 407,8 млн грн чистой прибыли. Главные акционеры на конец 2021 года — Галина Георгиевна Савенко и Елена Георгиевна Яковлева, по-видимому дочери многолетнего президента НКМЗ Георгия Скударя. Каждой из них принадлежит по 33% акций завода. Еще около 9% владеет сам Скударь.

Необходимость «отчуждения» автор постановления Рады Владимир Арьев объяснил угрозой потери производственных мощностей завода в связи с возможным захватом его российским агрессором. «Оборудование НКМЗ может быть задействовано в кооперации предприятий оборонно-промышленного комплекса при производстве крупнокалиберных снарядов, компонентов артиллерийских вооружений (стволов) и новейших отечественных комплексов артиллерийского вооружения», — написал Арьев в пояснительной записке. Какое именно имущество может перейти в госсобственность, в постановлении не уточняется.

НКМЗ действительно находится неподалеку от линии фронта, завод законсервирован с 27 февраля. В начале июня в него уже попадали вражеские ракеты.

НВ Бизнес связалось с президентом НКМЗ Георгием Скударем и спросило, что он думает о решении парламента.

— Сегодня Рада приняла решение об отчуждении имущества НКМЗ. Вам было известно об этих планах?

— О том, что Рада будет рассматривать, я тоже узнал сегодня в новостях и для меня это было полной неожиданностью. Прежде всего потому, что есть законодательство, согласно которому государство имеет право в военное время национализировать любое частное имущество. Есть процедура. И постановление Верховной Рады, на мой взгляд, просто не нужно. И более того, мы уже отдали несколько десятков автомобилей в пользу военных, для обороны города. Если нужна помощь, мы ее оказываем.

То что я прочитал в проекте постановления: возможна какая-то временная оккупация Краматорска и тогда наше предприятие, крупнейшее в СНГ по тяжелому машиностроению, оснащенное самым современным оборудованием, может попасть в руки россиян. В этой связи, для оборонных нужд хотят взять оборудование — так мне сказали.

— Речь о национализации завода? Как это может происходить?

— Это не просто национализация. И в постановлении нет речи о национализации предприятия. Речь идет об использовании оборудования завода для нужд оборонной промышленности Украины.

— Принудительного отчуждения не будет?

— Я бы так не сказал. Речь о чем: идет война, и государство должно использовать все возможные резервы, чтобы защитить территорию и людей. Для нужд государства используется все, что есть в стране — ресурсы, техника и т. д. Если бы не было войны, тогда можно было бы пользоваться формулировкой, которую назвали вы. Поскольку идет война, как мне кажется, речь идет только о том, оборудовании, которое необходимо для оборонного комплекса. Какое это оборудование, в каком количестве, мне детально неизвестно. То что сегодня произошло было для меня так же неожиданно, как и для вас. Хотя раньше я слышал о том, что некоторые виды оборудования НКМЗ было бы неплохо использовать для нужд оборонного-комплекса. Когда со мной разговаривали на эту тему из Укроборонпрома, я сказал, пожалуйста, мы готовы рассмотреть производство любой техники. Потому что НКМЗ обладает огромным набором технологических процессов, металлургическое производство, различные виды механообработки, упрочняющих технологий.

Мы предложили: давайте вместе с вами на территории НКМЗ, по документации, которая будет разработана, изготавливать такое оборудование без всяких затрат госбюджета.

В данном случае, видимо, они опасаются, что оборудование может попасть в руки врага. Поэтому, возможно, хотят его применить на других предприятиях Укроборонпрома.

— Часть станков снимут и увезут?

— Вот когда люди придут со списком, что им надо — какое оборудование, в каком количестве… Потому что на заводе примерно 500 единиц станочного оборудования, печи, литье, цементация, спецпокрытия, термообработка… Я не знаю, какой перечень нужен, есть ли фундамент для этого, куда и что повезут. Такого официального списка я в руках не держал.

— В постановлении есть упоминание, что его реализация потребует расходов бюджета. Речь точно не о выкупе акций?

— Я думаю, здесь речь идет больше о затратах, связанных с организацией производства чего-то. Потому-что станок — это всего 20% от потребностей для работы. Нужны помещения, фундамент, энергетика, заготовки, инструмент, специалисты. Сам по себе станок — это ничто. И смогут ли станки, после того, как их снимут с существующих фундаментов, обеспечивать качество и точность изготовления деталей для оборонной техники? Вряд ли.