- Категория
- Донбасс Европейский
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 7
Путь в Европу прокладываем мы сами!
Большинство жильцов многоэтажных домов в Украине на протяжении многих лет считали своим домом только то, что находится за дверью внутри квартиры. Зашел в квартиру, захлопнул дверь, а там хоть «трава не расти». Придомовая территория, подъезд, подвал, чердак – это всегда считалось чьим-то чужим, но никак не собственностью жильцов.
Раньше всем этим хозяйством заведовали ЖЭКи (жилищно-эксплуатационные конторы) – своеобразные пережитки прошлого, которые являлись исполнительными органами ЖКХ.
А в итоге выходило так, что когда мы приходили в ЖЭК с какой-нибудь своей жилищно-коммунальной проблемой, то на нас там смотрели, как на непрошеных гостей. Дозвониться в ЖЭК всегда было сложно, большинство мастеров «на данный момент» обычно были «на объекте» (а на самом деле – неизвестно где). Создавалось впечатление, что, выполняя свою работу, сотрудники ЖЭКов как бы делали нам одолжение.
Наш помощник – ОСМД
В 2014 Украина окончательно выбрала европейский вектор развития государства. Большинство реформ, реализуемых в нашей стране, чем-то похожи на те, что когда-то были успешно внедрены в Европе. Во всяком случае, такие утверждения мы регулярно слышим от представителей центральной украинской власти.
Одной из таких реформ является реформа жилищно-коммунального хозяйства. Основной её составляющей является переход от ЖЭКов к ОСМД – обществам совладельцев многоквартирных домов. Как движется эта реформа? Чтобы это понять, иногда достаточно просто прогуляться по городу. Вернее – по нашим дворам.
Например, журналист «Карачуна» живёт в девятиэтажном доме, который был сдан в эксплуатацию в 1992 году. С тех пор его жильцы (около двухсот квартир) ежемесячно оплачивали платёжки с грифом «жилищно-эксплуатационные расходы». Проще говоря – квартплату.
Разумеется, в новом доме непредвиденных масштабных расходов (будь то ремонт крыши, укрепление фундамента) практически не было. Значит, наша квартплата, преимущественно, должна была, по идее, направляться на благоустройство двора. Но…
По факту мы видим, что за эти 25 лет управления ЖЭКом в нашем доме пару раз были покрашены панели в подъездах, с горем пополам по утрам подметали во дворе. И … всё. Даже для уборки в подъезде жильцы составляли графики работ и самостоятельно наводили порядок на лестничных площадках.
После того, как в июле 2015 года вступил в силу закон, который подтолкнул многих жильцов многоэтажных домов к созданию ОСМД, «зашевелились» и мы. В итоге в декабре 2016 года в Славянске стало на одно ОСМД больше – «ОСМД Центральное 2016».
Понятно, что за полгода глобальных видимых улучшений не произошло. Но теперь у жителей нашего дома появилось видение того, как и что можно решить для благоустройства своего дома и прилегающей территории.
Вот, например, в отопительный сезон жильцы нашего подъезда несколько лет подряд не могли понять: почему такие холодные батареи в одной из комнат на стояке. Конечно, мы обращались в ЖЭК за помощью. Но ЖЭКовцам, как оказалось, было не до нас.
После создания ОСМД с этой же проблемой жильцы обратились к председателю нашего общества. И причина наших многолетних проблем была найдена! Оказывается, один из жильцов нашего подъезда сделал в своей квартире перепланировку: присоединил к ванной комнате соседнюю спальню и смонтировал по полу отопление. «Теплый пол» это называется. Пол в его «объединенной» ванной комнате оказался настолько теплым, что нередко нашему соседу было жарко, и он просто закрывал краник, тем самым, оставляя без отопления в спальной комнате одной комнате целый стояк! И только сантехники нашего ОСМД, пройдя все квартиры, докопались до причины проблемы. Надеюсь, что теперь многолетняя проблема с отоплением наших квартир будет устранена.
Приведу еще один пример. К нашему дому примыкает недостроенный девятиэтажный дом. Несколько лет назад его крышу облюбовали дети и подростки, которые устраивали там фотосессии. Но кроме детских увлечений, с этой крыши они также бросали камешки и различный мусор. Тем самым угрожали жизни прохожих внизу, припаркованным автомобилям. Эту проблему мы озвучили председателю своего ОСМД. Результат – вход на чердак недостроя был оперативно закрыт. Всего пару часов работы сварщика – и многолетняя проблема была устранена.
Но главное – теперь мы понимаем, как и куда расходуются наши деньги. Мы видим активность председателя ОСМД, который кроме текущей работы также беспокоится о перспективе: готовит обращения в городской совет (заасфальтировать придомовые подъездные дороги, решить проблему с регулярным протеканием стоков в подвал дома и т.д.) А ведь раньше для подобных действий работников ЖЭКа нужно было «брать измором». И, зачастую, безуспешно.
А вчера я заходил в подъезд, и на дверях увидел такое объявление (см. фото). В нём говорится, что вскоре состоится собрание, где будут обсуждаться вопросы ремонта крыши и труб подачи холодной воды, повышение стоимости квартплаты и другие предложенные вопросы.
Работа, как видим, идет.
Лучший двор Славянска
А для контраста и лучшего понимания преимуществ ОСМД перед ЖЭКом приведу в пример другой двор – по улице Васильевская, 20. Здесь жильцы с момента заселения дома создали ОСМД. Размер квартплаты – приблизительно такой же, как и в традиционных ЖЭКах. Но посмотрите, что они имеют уже много лет: фонтан во дворе, пикник зона с мангалом, множество детских площадок, ухоженные зеленые насаждения.
А не так давно международная организация Save the Children, деятельность которой финансируется, в том числе Европейским Союзом, подарила этому двору современную детскую площадку. Это в очередной раз доказывает очевидный факт: когда ты определённый объём работ делаешь сам, то найдётся и тот, кто тебе поможет.
… Прогулявшись по данному уютному дворику, со всей отчетливостью понимаешь, что нам всем пора выходить из прежней коммунальной системы отсутствия контроля над работой ЖЭКов. Нам нужно не бояться брать на себя ответственность за то, что принадлежит нам. Ведь именно мы, жители многоэтажных домов, кровно заинтересованы в том, чтобы наши деньги расходовались по назначению (то есть на наши дома), а все работы по их обслуживанию выполнялись качественно.