- Категория
- Донбасс Европейский
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 5
Как бизнес в Славянске «протаптывает дорожку» на европейский рынок
Чем известен Славянск? Кроме того, что наш город «прославился» тем, что здесь началась активная фаза боевых действий на Донбассе, у него есть и более приятные черты. Многие знают Славянск, как город-курорт, в котором есть лечебные солёные озёра.
Но среди прочих характеристик Славянска есть у него еще одна отличительная особенность – керамическое производство. Взамен обанкротившегося Славянского керамического комбината в городе появились сотни частных посудных цехов.
Одно время казалось, что все свободные керамические «ниши» в нашем городе были заняты ещё в 2000-ых годах. Но потом выяснилось, что в Славянске есть немало предпринимателей, которых не смущает плотная конкуренция на местном рынке керамики. Они уверенно стартуют в этом бизнесе, не обращая внимания на естественные трудности вхождения в рынок.
В народе говорят: Бог помогает тем, кто сам готов трудиться и не жалеть сил для достижения своей цели. К счастью, таким людям помогает не только Господь.
Уже три года в Украине (в частности, на территории Донецкой и Луганской областей) работает программа ПРООН, которая финансируется Европейским Союзом (конкретно – правительствами Польши и Чехии) и Правительством Японии. Цель программы – создание новых рабочих мест путём создания или расширения предпринимательской деятельности.
Недавно семье из Славянска, благодаря этой программе, удалось вывести на новый уровень свой бизнес – гончарное производство керамических изделий из красной глины.
В минувшее воскресенье в Славянске на базе платформы инициатив «Теплица» гончар-бизнесмен Дмитрий Яровой делился историей своего успеха с теми, кого это интересует. Журналист «Карачуна» также пообщался с местным гончаром.
- Как возникла идея создать гончарный бизнес?
- Я учился в Харькове на графического дизайнера. Затем несколько лет работал по специальности: дизайнером, фотографом, полиграфистом. Во время военных действий в 2014 году родители оказались в сложном экономическом положении, и я решил вернуться, чтобы им помочь – всё бросил и приехал.
Мои родители имели опыт работы в керамической отрасли. Пришлось и мне научиться этому ремеслу. Производить изделия из красной глины – сегодня это мейнстрим – это считается эко-керамикой.
Мне стало интересно. Купил станок. С помощью интернета осваивал навыки работы с глиной. Потом прошёл один мастер-класс, и (неожиданно для себя) у меня начало что-то получаться: было забавно наблюдать, как из обычной глиняной массы рождаются керамические изделия.
Гончарное производство – это наш основной вид деятельности. Хотя параллельно занимаемся и литьевым методом производства.
Затем составили бизнес-план, получили грант… И – вперед! Конечно, если бы не помощь Европейского Союза, то нам бы пришлось в течение длительного времени выходить на сегодняшние объёмы производства.
- Каким образом вы осваивали грантовые средства?
- Закупили оборудование: гончарный станок, мешалку для производства шликера, мельницу, компрессоры. Всё это – основа производства. Тогда мы получили на развитие бизнеса грант – максимально возможные 200 000 гривен.
И если ещё год назад объём производства был 20-30 коробков продукции (большие коробки из-под сигарет), то сегодня мы вышли на объёмы 150-200 коробов. На сегодняшний день у нас работают 5 сотрудников.
- Не секрет, что львиная доля керамических цехов в Славянске работает «в тени» (наёмные сотрудники не трудоустроены официально). Как известно, основным условием получения гранта было создание рабочих мест – разумеется, с официальным трудоустройством. Как удаётся выдерживать конкуренцию в таких условиях?
- Именно поэтому я до сих пор не езжу на Лексусе… А те, кто не платит налоги, могут позволить себе демпинговать. Но в нашем бизнесе есть одно значительное преимущество – в то время, когда многие конкуренты гонятся за дешевизной и объёмами, мы делаем упор на качество товара. Благодаря этому, удаётся выдерживать конкуренцию.
- До 2014 года основным покупателем продукции славянских керамиков была Россия. Куда, в какие страны сегодня возят свой товар наши керамики?
- К сожалению, пока что так и остаётся – крупные оптовики из России до сих пор потребляют основную массу производимого в Славянске товара.
- Реально ли с нашей продукцией выходить на европейский рынок? Качество позволяет?
- Раньше мы все зависели от России. Российский покупатель хоть и не очень платежеспособный, но и не столь требовательный к качеству товаров. Поэтому российский рынок не позволяет нам устанавливать высокие цены. Приходится все товары продавать с минимальной прибылью.
Я рекомендую выходить на рынок Европейского Союза. Бывает, к нам приезжают дилеры из Европы – они готовы покупать наш товар. Правда, нужны соответствующие документы.
Сейчас я занимаюсь оформлением сертификата соответствия. А пока что наша продукция экспортируется в качестве образцов – поэтому объёмы пока что небольшие.
Также нужно большое внимание уделять упаковке – продукция «в пакетиках» в Европе мало кого заинтересует, а вот картонный коробочек – это пожалуйста. На этой упаковке должны быть отметки о том, что вы имеете необходимый сертификат качества.
Кстати, в вопросах выхода на европейский рынок нам помогает кластер «Керамический край». Бывает, они делают рассылку: «Кто возьмется сделать заказ для Испании, или Италии?». И мы берёмся.
- Насколько экспорт в ЕС выгоднее привычного российского?
У меня есть друг итальянец. Он приезжает и каждый раз меня удивляет, когда озвучивает цену на подобную продукцию в Европе: если у нас гончарная бутылочка (объёмом 0,5 литра) стоит до 100 гривен, то в Италии она будет стоить на порядок дороже.
После того, как я оформлю сертификат соответствия, не будет сложностей в экспорте товара в страны Европейского Союза. Да, это дорогое удовольствие, но оно быстро окупится. В этом вопросе мне помогают специалисты Донецкой торгово-промышленной палаты.
- Во многих посудных цехах нет цивилизованных условий труда. А в каких условиях работают ваши сотрудники?
- Мы делаем упор на то, чтобы человек работал в тепле и комфортных условиях. Сегодня всю прибыль мы направляем на это. Не зря говорят, что кадры решают всё. Одним из залогов успеха бизнеса являются наши сотрудники. Поэтому мы стараемся обеспечить для них такие условия работы, чтобы они ценили свое рабочее место.
- Вы начали заниматься этим бизнесом только после того, как война ушла из Славянска. Практически все керамические ниши в Славянске уже заняты. Как удалось привлечь клиентуру?
- У нас есть уникальная продукция, которую не производит никто. Когда вы садитесь за станок, вы тут же можете создать уникальный экземпляр продукции. Кто-то использует станки для «катки» – но это уже не то. А у нас – ручная работа.
Наши рынки буквально завалены некачественной продукцией. Кроме недолговечности, она ещё бывает и вредной. Например, мы не обрабатываем свою посуду вредным лаком.
- Какие у вас основные каналы реализации продукции?
- Есть традиционные оптовые покупатели, которые занимают львиную долю всего объёма сбыта продукции.
Недавно я создал сайт предприятия. И вскоре стало понятно, что можно реализовывать товар, наценка на который гораздо выше, чем для оптовиков. Бывает, что люди заказывают конкретную модель чего-либо. Наши клиенты любят эксклюзив, а мы его производим.
Большинство успешных производителей керамики в Славянске – это люди возрастом 50 +, которые до сих пор используют телефон «Нокиа с фонариком», но ездят на Мерседесах. Они не любят Фейсбук и ничего не слышали об Инстаграме. А сейчас много торговых интернет-площадок, где некоторые предприниматели продают изготовленную чашку или тарелку не за «5 копеек», а за 5-10 долларов.
Мой совет – создавайте сайт для реализации произведенной продукции.
- Какие планы по развитию?
- Знаете, в чём сложность в литьевом производстве: нужно произвести модель, сделать кап, отлить формы. А в случае с красной глиной, ты можешь творить всегда. Поэтому наше развитие – это наращивание объёмов производства и освоение выгодного рынка Европейского Союза.
В последнее время клиенты всё чаще обращают внимание на качество. Ширпотреб скоро никому не будет нужен.
- По итогам 2017 года средней уровень заработной платы в Славянске составляет около 6000 гривен. Ваши сотрудники столько зарабатывают?
- Всё зависит от результатов их работы. Но наши работники зарабатывают и большее. На сотрудниках экономить не стоит – инвестиции в людей возвращаются сторицей. К тому же, например, «Керамический край» совместно с ПРООН и европейскими донорами планируют создать специальную школу, где будут обучать профильных специалистов – их за копейки уже не наймёшь.
Хорошо, что на керамическом рынке Славянска появляются предприниматели, которые не боятся играть по новым – европейским правилам: заботятся об условиях труда наёмных работников, об официальном трудоустройстве и уплате налогов, ориентируются на качество продукции, а соответственно и на рынки Европейского Союза. Конечно, их главная цель – создать максимальную добавленную стоимость. Но это нормально! Это бизнес!
Данный пример становления и развития керамического бизнеса Дмитрия Ярового должен, по идее, стимулировать и других предпринимателей-керамистов «шевелиться» в поисках новых моделей ведения честного бизнеса и новых рынков сбыта. Предприниматели «из девяностых» хорошо умеют считать и вскоре поймут: зачем продавать килограмм глины за 2 доллара в Россию, если тот же килограмм можно продать за 80 евро, но в Европу! Пора, давно пора выходить на новый уровень – европейский!