- Категория
- Донбасс Европейский
- Дата публикации
Как в Славянске осваивают «новую» избирательную систему
В канун «Праздника весны» Славянск стал похожим на город, который находится в стадии избирательной кампании. С каждого бил-борда женщин поздравляет какой-нибудь политик: народные депутаты от различных политических сил, депутаты городского совета, глава президентской фракции в парламенте, действующий городской голова, а также люди, кто вновь планирует «попытать счастья» на выборах в Славянске – местных или парламентских.
Внеочередных местных выборов в Славянске в ближайшем будущем, похоже, не предвидится. Хотя ещё недавно многие пытались спрогнозировать: когда состоятся первые выборы в Славянской ОТГ – осенью 2017 года, или весной 2018? Но потом стало понятно, что избирательная гонка местного масштаба переносится на неопределенное время.
Чтобы ускорить процесс объединения территориальных громад, в прошлом году Верховная Рада в первом чтении проголосовала законопроект, который поможет ускорить процессы реформы децентрализации власти. После того, как этот законопроект станет законом, можно будет присоединять сельские и поселковые территориальные громады к городам областного значения без проведения первых местных выборов.
Стало быть, нынешний «поздравительно-политический» бум бил-бордов в Славянске – это скорее предвестник парламентских выборов. Вероятнее всего – досрочных.
Тема досрочных парламентских выборов сегодня активно обсуждается на многих медийных площадках. Впрочем, об этом говорят не только в прессе и по телевидению. Например, в пресс-службе народного депутата, который имеет отношение к Славянску, открыто говорят о том, что досрочные парламентские выборы «зреют» на август текущего года. Отсюда и политическая активность, которая с конца февраля набирает обороты и в нашем регионе.
Правда, так считают в политических лагерях, где выборов … ждут.
Большая часть народных депутатов в досрочных выборах, конечно же, не заинтересована. Ведь если взглянуть на рейтинги иных политиков, то становится понятным: им на выборах «ловить» нечего. (Неясно только, почему они этого сами не понимают…). А, значит, парламентские политические лузеры будут делать все для того, чтобы досидеть в своих креслах до конца этого созыва Верховной Рады. Но позволит им это Президент? И позволит ли обнищавшая страна?
Хотя, лидер государства прямым текстом утверждает: досрочных выборов ждать не нужно – ни парламентских, ни президентских.
А ведь досрочные (и даже очередные) выборы действительно не нужны, если они будут проходить по старой избирательной системе.
Скажите, смогут ли «похоронить» малоэффективную систему работы центральной власти досрочные или очередные парламентские выборы, если они пройдут по старому выборному закону (50% народных депутатов избираются по закрытым партийным спискам, остальные – по «мажоритарке»)? Как показывает практика, политическое болото в этом случае будет и дальше засасывать страну в трясину нищеты и прозябания. Хотя шанс кардинально изменить законодательство о выборах у наших избранников был и пока еще есть…
Напомню: более трёх лет назад лидеры парламентских партий (БПП «Солидарность», «Народный фронт», Радикальная партия Олега Ляшко, «Самопоміч», «Батьківщина») подписали коалиционное соглашение. Одним из ключевых моментов данного документа было проведение избирательной реформы.
И хоть «обещанного три года ждут», с выполнением обязательств народные депутаты явно не торопились. Однако регулярное «подталкивание» со стороны Европейского Союза и запрос на перемены со стороны гражданского общества таки сделали своё дело. В ноябре прошлого года в парламенте нашлось ровно 226 голосов, чтобы в первом чтении проголосовать проект Избирательного кодекса, который предусматривает изменение правил проведения выборов. Проектом Избирательного кодекса предусматривается внедрение новой избирательной системы – пропорциональная избирательная система с открытыми региональными списками.
Что предполагает новая избирательная система?
Чуть больше года назад автор этой статьи был участником семинара, на котором учили анализировались избирательные системы. Тогда эксперт Венецианской Комиссии и Реанимационного пакета реформ Евгений Радченко обрисовал журналистам функционирование пропорциональной системы с открытыми списками. Основные принципы этой системы выглядят так.
Страна «распределяется» на избирательные региональные округа – так прописано, что эти округа совпадают с границами области. А вот Киев и Днепропетровская область будут поделены на два избирательных региона (округа), Крым – объединят с Херсонской областью.
В каждом округе политическая партия будет обязана выдвинуть не менее 5 кандидатов. Больше – можно, меньше – нет. Из этих же кандидатов партия формирует избирательный список.
Открытые списки означают, что избиратель будет непосредственно влиять на тех, кто окажется в верхушке партийного рейтинга. А не так, как это работает сейчас – когда проходные места в списках партии банально продают.
В чём минус смешанной избирательной системы в том виде, в котором она существует у нас? Во-первых, это большие возможности для подкупа избирателей. Это легко объясняется наличием мажоритарки – системы, по которой в парламент попадают 50% народных депутатов. Ведь чем меньше округ, тем проще купить голоса избирателей. Основной целью внедрения новой избирательной системы является минимизация возможности подкупов на выборах.
Подкуп будет работать до тех пор, пока он будет дешевле, чем агитация.
А теперь представьте объём расходов, когда избирательный округ равняется размеру области! Попробуйте купить нужное количество голосов! Только для того, чтобы технически его организовать, должна работать целая армия людей. И себестоимость такого подкупа будет огромной.
Многие утверждают, что ходу такой избирательной реформы не дадут депутаты-мажоритарщики. И здесь есть одно НО: если они хорошенько задумаются, то поймут, что хороший кандидат-мажоритарщик – это настоящий клад для партии. Это человек, который может потянуть за собой других кандидатов, словно паровоз.
- Как избиратель будет голосовать?
- Избиратель, приходя на избирательный участок, будет ставить две цифры в бюллетене – номер партии и номер кандидата от этой партии.
Если избиратель не запишет номер кандидата, то тем самым он согласится с расположением кандидатов, как предлагает партия. Суть открытых списков в том, что избиратель может реально влиять на то, кто попадет в проходную часть списков.
- Что получит страна в случае проведения такой избирательной реформы?
- Избиратель начинает голосовать ответственнее. Те, кто ходят на выборы и бездумно ставят галочку, перестанут туда ходить. Они просто не поймут, как нужно голосовать. Мы увидим снижение явки, но тем самым улучшим качество нашего парламента.
Политические партии начнут работать мощно. И не только в момент избирательной кампании. Вот тогда и начнётся политический диалог.
Да, система с открытыми списками не идеальная, но мы должны искать адекватную систему для украинских реалий. Мы ещё ни разу не проводили выборы по адекватной системе.
В Славянске появились ростки будущей реформы?
Рискну предположить, что в Славянске потенциальные кандидаты в нардепы уже начали готовиться к выборам в Раду по новым правилам. Во всяком случае, стала заметной внутрипартийная конкуренция. Например, народному депутату от БПП пытается противостоять помощник другого нардепа от … БПП. А один из действующих депутатов-мажоритарщиков напоминает славянцам о том, что именно он лоббирует наши интересы в коридорах центральной власти.
Это не обычно, не привычно. Но это – факт.
Как является очевидным фактом и то, что в Славянске уже стартовала большая избирательная кампания.
… Быть европейцем означает брать на себя ответственность. В том числе – политическую ответственность за свой выбор. И я, например, четко знаю: придет время выборов – местных или парламентских – и я снова пойду на свой избирательный участок. Там я и постараюсь отодвинуть от власти людей, не оправдавших моих надежд. И, конечно же, хочется, чтобы следующий парламент наполнялся думающими людьми, а не голосами тех, кто их продаёт…