- Категория
- Донбасс Европейский
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 2
Студенты славянских вузов могут учиться в Европе
В 2004 году украинцы получили возможность принимать участие в различных европейских образовательных проектах в рамках программы Еразмус+ (раньше она называлась Еразумус Мундус, а с 2014 года получила название Еразмус+), которую финансирует Европейский союз. Данная программа ориентирована на развитие отрасли образования в целом и повышение профессиональной подготовки студентов. Её реализация рассчитана с 2014 по 2020 годы.
По словам руководителя Национального Еразмус+ офиса в Украине Светланы Шитиковой, идея Еразмус+ заключается в проведении неформальных образовательных мероприятий:
- Таким образом, у студентов совершенствуются навыки и их активная гражданская позиция. Безусловно, международные программы также существенно расширяют кругозор.
Образовательные перспективы, закрепленные Соглашением об ассоциации Украина-ЕС
С момента подписания Соглашения об ассоциации Украина-ЕС намерения о дальнейшем взаимовыгодном сотрудничестве в отрасли образования закрепились и на законодательном уровне.
Согласно 23 главе V раздела Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, стороны договорились поощрять углубление сотрудничества и обмен опытом в области молодежной политики и неформального образования, которое ориентировано на достижение таких целей:
- содействие интеграции молодежи в общество в целом, поощряя ее активную гражданскую позицию и инициативность;
- содействие молодежи в получении знаний, навыков и профессиональных умений вне образовательной системы, включая волонтерство, признание ценности такого опыта;
- активизацию сотрудничества с третьими странами;
- развитие сотрудничества между молодежными организациями в Украине, ЕС и его государствах-членах;
– продвижение здорового образа жизни, с особым акцентом на молодежь.
Так гласит Соглашение Украина-ЕС. И если вы думаете, что эту теорию сложно применить на практике, то ошибаетесь. Например, в Славянске уже есть успешные примеры того, как можно получать образование в Европе.
Рассказать об этом я попробую на примере одного из студентов Донбасского государственного педагогического университета.
В Славянске мне удалось найти лишь одного (!) студента, который воспользовался программой Еразмус+.
Знакомьтесь, Артур Агеев – студент пятого курса филологического факультета Донбасского государственного педагогического университета. Сегодня он вышел на финишную прямую магистратуры.
После окончания ДГПУ Артур планирует … продолжить учебу в ВУЗе. В его планах – обучение в магистратуре. Правда, уже в Германии.
- Когда вы впервые узнали о программе Еразмус+?
- Об этом проекте я впервые узнал в 2016 году. Тогда староста группы скинула в Фейсбук информацию о возможностях, которые есть у украинских студентов. Я внимательно ознакомился с условиями, подал заявку. Мне повезло: обычно на подобные международные образовательные туры отбирают 10-12 человек от одной страны. Так получилось, что я стал тем счастливчиком, которого отобрали с первого раза.
Это был проект, в рамках которого я прошёл образовательную программу в Германии. Тогда в течение 10 дней участники из Германии, Польши и Украины работали над темой истории Второй мировой войны.
Этот компонент образовательной программы подразумевает неформальное образование. Это основная ценность в диалоге. Когда слышишь интерпретацию Второй мировой войны от немца, затем – от поляка, высказываешься сам – вот тогда в голове формируется более полная картинка событий тех лет. Убеждён, что нет такого учебника, который был бы настолько же полезным (в контексте Второй мировой войны), как те несколько дней образовательного визита.
- В каких еще образовательных проектах вы участвовали?
- Я принимал участие в пяти образовательных проектах: в 2016 году – в Германии, Болгарии, а в прошлом году мне посчастливилось поучаствовать сразу в трёх проектах – во Франции, Польше и Италии.
Тематика образовательных туров абсолютно разная. Но заметил, что в последнее время европейцы делают упор на проблемы беженцев и переселенцев. Похоже, их эта проблема затронула основательно.
Отмечу, что каждый из проектов ориентирован и на воспитания дружелюбных отношений между нациями. Параллельно с тематикой программы происходит и воспитание толерантности.
Теперь я уже могу не только участвовать в образовательных программах, но и придумывать проекты, подавать их на финансирование Европейского союза.
- Какими были ваши первые впечатления от знакомства с Европейским союзом?
- Когда я первый раз поехал в Германию… Для меня это было абсолютно другим миром. Вначале, признаюсь, выбирал страны. Сегодня уже выбираю проекты.
- Сложно было подготовить первую успешную заявку?
- В то время я работал вожатым в оздоровительном лагере. Было свободное время. Сидел на бордюре возле корпуса, листал ленту новостей в телефоне. Думаю, а почему бы и нет? Так и подал эту заявку. Видимо, повезло – получилось пройти.
- Какие требования выдвигаются к претенденту на участие в образовательной программе?
- Необходимым навыком, без которого вам будет крайне сложно, является знание английского языка. Ну, или знание языка страны, куда вы отправляетесь. Правда, мне встречались люди, чей английский был достаточно слабый…
Думаю, определяющим фактором является ваше мотивационное письмо. В нём вы должны доходчиво объяснить организаторам, почему они должны отобрать на эту программу именно вас. В этом разрезе особое внимание уделяется тому, как вы сможете реализовать полученные знания по возвращению домой.
- Какие языки вы знаете?
- Я из Горловки. До 2014 года учился в горловском «инъязе». Один год обучения там дал мне хороший старт. Затем война – и вот я в Славянске. Здесь были хорошие преподаватели, которые мотивировали меня учить иностранные языки.
Знаю английский, немецкий. Три месяца учил испанский, но его уровень пока низкий.
В изучении языков очень важным является языковое окружение: хочешь быстро освоить, например, английский, постарайся попасть в англоязычную среду общения.
- Известны ли вам, достаточно опытному в этих процедурах студенту, какие-то секреты подачи успешной заявки?
- Составляя мотивационное письмо, необходимо исходить из целей проекта. Безусловно, нужно немного … приврать: доказать, что те знания, которые предлагает программа, гораздо важнее именно для вас, чем для кого-либо другого. Хорошо, если бы вам удалось привести какой-нибудь пример из жизни, который соответствует тематике образовательной программы. Необходимо наглядно продемонстрировать важность темы!
- Чего лучше избегать в ходе подготовки мотивационного письма?
- Уверен, что не нужно писать историю типа того, что вы хотите поехать на проект по неформальному обучению лишь потому, что его будут реализовать, скажем, в Барселоне. Барселона – это, конечно, круто. Но организаторы хотят получать взаимную выгоду – им нужно активизировать молодёжь и призвать к обмену опытом.
- Какой можете дать совет тем, кто имеет желание принять участие в образовательном проекте? Как, например, им найти эти возможности?
- Думаю, сегодня самой лучшей платформой для поиска возможностей является Фейсбук. Вбиваете в поисковой строке «можливості для молоді», и перед вами тут же появляется широчайший ассортимент проектов, которые сегодня доступны для Украины. Там можно найти все международные проекты, в том числе и Еразмус+.
Затем социальная сеть сама начинает предлагать сообщества, схожие с выбранными вами ранее. И со временем ваша лента Фейсбука превращается в платформу образовательных возможностей. Остаётся лишь листать и выбирать.
- Влияет ли на спектр образовательных возможностей в рамках образовательных программ полученная в украинском университете специальность?
- Самое интересное, что в большинстве случаев ваша специальность здесь никоем образом не учитывается при отборе на образовательные программы в ЕС.
- Если бы вам дали возможность реализовать какой-то проект сейчас, что бы вы сделали?
- Думаю, этот проект был бы связан с защитой окружающей среды. Отмечу, что многие разделы такого проекта можно внедрить и на волонтёрских началах. Если можно сделать это без денег – делайте!
- Какие условия участия в проекте?
- В среднем длительность каждого тура – 10-12 дней. Один из дней обязательно выделяется на знакомство со страной. Расходы на проезд, питание и проживание покрывает организатор – Европейский союз.
- Что вы почерпнули полезного после прохождения пяти образовательных проектов (кроме знаний)?
- Благодаря участию в пяти проектах мне удалось около двух месяцев провести в странах Европейского союза. Теперь у меня есть друзья и знакомые в каждой стране Европы. Разумеется, я могу приехать к ним, погостить какое-то время.
Еразмус+ не нацелен на то, чтобы я получил какой-то сертификат. Важно, чтобы люди обменивались опытом и старались подавлять всяческие проявления неуважения между людьми.
- Не было ли минусом для учебы в университете ваше участие в зарубежных образовательных программах?
- Наши преподаватели – ответственные. Если я пропустил, то значит должен сдать долги по учёбе. Скажем так: в деканате мне всё разрешают и даже приветствуют мои стремления, но «отпетлять» от здешних экзаменов не дают.
- Кроме путешествий, новых впечатлений и знакомств, есть еще какая-нибудь какая польза?
- С помощью таких программ получается развивать себя – своё критическое мышление.
Ведь разница менталитетов замечается достаточно быстро. Например, студенты из Украины немного закрыты в себе – они сидят ровно и стараются вовремя выполнить задание. Но у большинства наших соотечественников, к сожалению, ограничено творческое мышление. Когда дело доходит до творческого задания, мы сразу же оказываемся в проигрышной ситуации. А те, кто уже проходил подобные образовательные туры, им проще.
Мне кажется, что отчасти именно по этой причине многие молодые люди в Европе многие зарабатывают на идеях, а украинцы – на технической части реализации тех самых идей...
- Еразмус + предоставляет возможность длительных образовательных программ. Вы планировали участвовать в них?
- Да, есть программы обменов между университетами. Для меня это уже не актуально, а вот для начинающих студентов – это то, что нужно. Есть программы размус-тренинг, есть размус-обмен. Например, для размус-тренингов нет возрастных ограничений. Каждый может попробовать подать заявку.
- Когда, пройдя образовательный тур в Европе, вы возвращаетесь в Украину, проявляют ли интерес ваши сокурсники к европейскому образованию, интересуются ли условиями участия в образовательных турах?
- Да, они спрашивают. Интересуются, как там за границей… Я им присылал ссылки на различные образовательные программы, но пока никто не прошел.
- Свое профессиональное будущее связываете с Украиной?
- Чем больше ездишь по разным странам, тем яснее осознаешь, что менталитет различается, и … всё чаще хочется домой. Я планирую реализовать себя в Киеве. Но если будут какие-то перспективные возможности, то от проектов сотрудничества с Европейским союзом отказываться не буду.
Сегодня многие люди уезжают из Украины. Некоторые – навсегда. Ну, а кто, если не мы, молодежь, будем поднимать родную страну... Хочется только, чтобы и родное государство обращало на нас внимание!
- Что наиболее ценное вам удалось «вынести» из образовательных программ?
- В рамках одного проекта в Закарпатье (по изучению немецкого языка – 10 участников из Германии, 10 – из Украины: я поехал изучать немецкий язык, а немцы учили украинский,) я познакомился с координатором программы из Дрездена. Она хорошо осведомлена в образовательной деятельности (в контексте подготовки проектов).
Она мне помогла. И вот я уже готовлю документы для поступления на магистратуру филологии в Германию в рамках программы DAAT. Летом я поеду в Германию подработать, а на следующий год – учиться.
Там мне предоставят стипендию. Т.е. моё обучение будет бесплатным. Но, чтобы обеспечивать себя, нужно будет подрабатывать. Ведь если учесть, что в Германии «минималка» – 1500 евро, а моя стипендия – 800 евро (и без общежития), то… сами понимаете.
Также я попросил ректора Донбасского государственного педагогического университета Светлану Омельченко рассказать о совместных с европейскими ВУЗами образовательных проектах:
- Осуществляет ли наш университет какое-то содействие своим студентам в том, чтобы они получали дополнительное образование в странах Европы?
- Да, касательного этого вопроса университет проводит работу в двух направлениях. Первый – подготовка проектов на конкурсы Программы Европейского Союза Еразмус +, второй – подписание соглашений с учебными заведениями других стран, которые предусматривают студенческую академическую мобильность.
- С университетами каких стран есть договоренности по поводу образовательных обменов?
- Беларусь, Болгария, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Кипр, Польша, Румыния, Словакия, Франция, Чехия.
- Есть ли у ДДПУ какие-то договоренности в рамках программы «Еразмус +»?
-В 2017 году представители университета приняли участие в Международной информационной неделе Программы Европейского Союза Еразмус +. В результате мы прописали два проекта по направлению Жана Моне, вхождение в консорциум и участие в подготовке структурного проекта по направлению КА2 – capacity building (развитие потенциала).
ак видим, цель подобных программ не в том, чтобы по окончанию учёбы «прописаться» в ЕС, а в том, чтобы получить драгоценный опыт. Будущее Украины находится в руках тех людей, которые сегодня получают образование – качественное европейское образование. Главное, чтобы большинство из них нашли грамотное применение полученных знаний и опыта здесь – в Украине.
Матеріал публікується в рамках проекту «Точне відображення Угоди про асоціацію Україна-ЄС в українських медіа». Проект реалізується за фінансової підтримки Агентства США з міжнародного розвитку (USAID) та Міністерства закордонних справ Республіки Польща. Думки, виражені в цій публікації, відображають виключно точку зору автора.