- Категория
- Донбасс Европейский
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 4
Техосмотр возвращается: как не наступить на «старые грабли»
МРЭО (Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения) – структура, которую в Украине раньше нередко называли «рассадником коррупции». Эта институция по всей стране работала так, что, к примеру, теневые расценки на получение водительского удостоверения открыто передавались из уст в уста.
Правда, «мутные» схемы получения водительского удостоверения были далеко не единственным источником коррупции в МРЭО. Более весомая и практически узаконенная коррупция скрывалась за безобидной на первый взгляд «вывеской» под названием технический осмотр (ТО) транспортных средств.
Как это было в Украине
Раз в два года собственник транспортного средства приезжал в МРЭО, где работала специальная станция техобслуживания. После прохождения ТО и уплаты транспортного налога водитель получал талон (в народе – «налобник») о прохождении техосмотра, который затем клеился в правый нижний угол лобового стекла.
По словам многих водителей, прохождение технического осмотра было обычной формальностью, которая больше напоминала банальную «выкачку» денег. Вспоминая о практике прохождения ТО, водители приводят соответствующие аргументы:
- Какой был смысл в том техосмотре? Ну, допустим, механики проверили техническое состояние автомобиля и выяснили, что с ним всё в порядке. А, например, через 500 километров пробега в автомобиле что-то сломалось. И что, можно ездить на таком, прошедшем ТО, авто? Нормальный водитель сам заинтересован в исправном состоянии своего транспортного средства. Ведь техническое состояние автомобиля прямо влияет на его безопасную эксплуатацию! Так зачем же устраивать раз в два года дополнительные, к тому же формальные, техосмотры транспорта?
Но особым идиотизмом была практика, когда на технический осмотр нужно было предоставлять совершенно новый автомобиль!
«Выдох» 2011 года
Проблема формального проведения техосмотра транспортных средств, который превратился в коррупционную «выкачку денег», наконец вышла в публичную плоскость. Водители открыто заговорили о том, что талоны о прохождении техосмотра стали предметом купли-продажи, «маленьким бизнесом» для сотрудников МРЭО. Тему отмены техосмотра «оседлали» некоторые украинские политики. И правительство «дрогнуло»: в 2011 году обязательный техосмотр в Украине был отменен.
Справка*
В 2011 году от прохождения обязательных технических осмотров освободили автомобили, мотоциклы и мопеды, которые используются для частного извоза. Для остальных транспортных средств были предусмотрены специальные правила прохождения: раз в два года для авто, которые используются в коммерческих целях, и ежегодно – для такси и грузовиков.
Согласно директивам ЕС, прописанным в Соглашении об ассоциации Украина-ЕС, обязательный техосмотр для всех транспортных средств должен быть восстановлен уже со следующего – 2019 года.
В кругах автолюбителей уже поговаривают, что, таким образом, нам навяжут старую систему с коррупционной составляющей.
- Действительно ли существует угроза возврата старых коррупционных схем при прохождении техосмотра транспортных средств?
Такой вопрос автор статьи адресовал Иванне Климпуш-Цинцадзе – Вице-премьер-министру по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины. Вот, что она рассказала:
- Европейская интеграция – это чёткие, доступные и прозрачные правила регулирования, которые дают возможность взаимодействовать с Европейским союзом.
Вопрос техосмотров транспортных средств… Мы не можем отказываться от техосмотров. Вопрос только в том, как мы обеспечим процесс: удастся ли нам создать прозрачный механизм прохождения техосмотров. Чтобы этот процесс проходил без коррупционных составляющих, необходимо будет обеспечить качественный контроль.
Мы должны заложить ответственность за всяческие нарушения, связанные с ТО, в законодательные базы. В случае, если у нас будет работать чёткий механизм привлечения к ответственности за нарушение, то мы больше не будем говорить о том, что техосмотр может нести в себе коррупционные риски.
О том, что конкретно предусматривают Директивы ЕС, которые прописаны в Соглашении об Ассоциации Украина-ЕС, автор статьи интересовался у Ольги Кулик – аналитика Украинского центра европейской политики.
- Какие этапы имплементации данных соответствующих Директив должна пройти Украина?
- Если говорить о сроках, прописанных в Соглашении об Ассоциации, то Украина взяла на себя обязательство имплементировать Директиву 2009/40/ЕС поэтапно: через год после вступления в силу Соглашения, положения Директивы должны быть имплементированы и распространяться на транспортные средства, которые вовлечены в международные грузовые перевозки – то есть в 2015 году.
А также через три года (то есть в 2017 году) после вступления в силу Соглашения на транспортные средства, вовлеченные в международные пассажирские перевозки.
Данная Директива находится в процессе адаптации. Примичательно, что в процессе адаптации Директивы в украинское законодательство состоялось искаженное применение его положений в части ответственного органа по осуществлению технического осмотра автомобилей – законопроект № 7317 передает эту компетенцию на МВД, что прямо противоречит требованием ЕС.
Что касается легковых автомобилей, малых грузовиков и прицепов грузоподъемностью до 3,5 тонн, то уже в 2019 году должны стартовать техосмотры. Техническая проверка после первой регистрации – через 4 года. Частота прохождения техосмотра – один раз в два года.
Кроме того, в 2014 году в ЕС обновили нормы о техосмотрах, и была принята новая Директива 2014/45/ЕС.
Согласно этому документу, каждая страна ЕС, опираясь на положения Директив, может построить собственную модель проведения техосмотров. Некоторые страны выбирают монополизированную модель, то есть выбирают одного субъекта, который уполномочен выполнять техосмотр. Некоторые страны действуют с точностью до наоборот – дают возможность владельцам транспортных средств выбирать исполнителя по ТО, то есть выбирают конкурентную модель и, таким образом, создают рыночные условия.
Разница между Директивами 2009 и 2014 годов в основном состоит в том, что субъекты хозяйствования, которые хотят осуществлять или уже осуществляют ТО, должны соответствовать минимальным требованиям, определенным Директивой и установленным соответствующим государством – членом ЕС. Это касается как требований к оборудованию, которое используется для ТО, так и к квалификации персонала, который задействован в проведении техосмотров.
Вместе с тем, Директива 2014 года вводит необходимость осуществления обязательного ТО для колесных тракторов с максимальной проектной скоростью больше 40 км/час, которые используются как замена грузовых автомобилей для коммерческих перевозок.
- Украина справляется с взятыми на себя обязательствами?
- Если говорить об успехах имплементации Соглашения об ассоциации, то транспортная отрасль в контексте осуществления ТО, является одной из самых сложных. В Украине разработан ряд законопроектов, но они еще не приняты парламентом.
Затягивание с адаптацией директив в сфере транспорта может привести в ближайшем будущем к тому, что Украина не получит базовых квот на использование многоразовых разрешений Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ). Они распределяются между странами – членами ЕКМТ (среди которых и Украина), и позволяют украинским перевозчикам осуществлять перевозки на территории ЕС на основе многоразовых разрешений. Без них им придется самостоятельно получать разрешения на перевозку по территории ЕС каждого груза.
А пока что мы наблюдаем следующую ситуацию: единственное, что удалось сделать в этом контексте – установить норму для ограничения скорости в черте города до 50 километров в час. При том, что это не является требованием Директив, это требование международных конвенций.
К сожалению, наши реформы внедряются лишь полумерами.
- Как мы можем защитить себя от внедрения в механизм техосмотров коррупционной составляющей?
- В Директивах ЕС, например, предусмотрен своего рода предохранитель. Так, если один субъект осуществляет техосмотр и обнаруживает неисправность, то такую неисправность может исправить либо владелец транспортного средства самостоятельно, либо другой субъект, но не тот, который осуществляет ТО.
Проводить техосмотр должно не государство, а независимые станции техобслуживания или специальные пункты контроля, которые будут соответствовать перечню требований: соответствующее оборудование, персонал, репутация.
Если же произошла авария по причине ненадлежащего технического состояния автомобиля, то это может означать, что техосмотр осуществлен неправильно. Тогда эксперт, который ставил свою подпись и печать на сертификате о прохождении проверки, понесет ответственность.
В случае повторения аварийной ситуации, эксперт и станция техобслуживания теряют право проводить техосмотры.
Своё мнение по поводу необходимости внедрения техосмотров высказал пресс-атташе Представительства ЕС в Украине Давид Стулик:
- Основная задача этого требования – повысить уровень безопасности дорожного движения, а, значит, – сократить смертность на дорогах Украины. Кроме этого, зачастую происходят ДТП с участием коммерческого транспорта (фур), которые перевозят химикаты и другие вредные вещества. В итоге может произойти загрязнение окружающей среды.
Принципиальным моментом внедрения техосмотров в Украине должно стать кардинальное отличие от старой знакомой украинским водителям коррупционной системы.
Уже через полгода владельцы транспортных средств поедут на станции техобслуживания для прохождения техосмотра. Чтобы процесс возвращения техосмотров не «пропитался» коррупционной составляющей, как это было до 2011 года, необходимо провести реформу системы технического осмотра в соответствии с требованиями вышеуказанных Директив.
Матеріал публікується в рамках проекту «Точне відображення Угоди про асоціацію Україна-ЄС в українських медіа». Проект реалізується за фінансової підтримки Агентства США з міжнародного розвитку (USAID) та Міністерства закордонних справ Республіки Польща. Думки, виражені в цій публікації, відображають виключно точку зору автора.