- Категория
- Интервью
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 14
Лучше с Ляхом проиграть, чем с другими – выиграть? Но ещё лучше – выиграть именно с Ляхом!
В середине июня Славянск облетела новость с двойственным ощущением: Славянский городской голова Вадим Лях заявил о том, что идет в народные депутаты Украины. Почему возникло это двойственное ощущение? Во-первых, было приятно, что именно наш земляк, а не заезжий политический «гастролер», возможно, вскоре будет представлять и лоббировать наши интересы в украинском парламенте. Но, как обычно, у медали – две стороны… Узнав о планах Вадима Ляха, многие жители города поняли, что буквально через месяц/полтора Славянск может лишиться градоначальника, при котором город наконец-то смог «расправить плечи».
Чтобы Славянск выглядел так, как он выглядит сейчас, и чтобы все важные процессы жизнеобеспечения города работали, как единый слаженный механизм, Вадиму Ляху пришлось преодолеть приличное сопротивление с разных сторон. Причем, с различными черными технологиями Вадим Лях столкнулся ещё до того, как 52% проголосовавших жителей города доверили ему право руководить Славянском.
Помните, как правоохранительные органы «находили» оружие в спальне у дочери Вадима Ляха? Не забыто и то, сколько сил было приложено «доброжелателями», которые не хотели регистрировать Ляха кандидатом на выборах городского головы.
Но, тем не менее, получив вотум доверия огромного количества избирателей Славянска, 10 ноября 2015 года Вадим Лях принял присягу. С тех пор начался отсчет его первой каденции на должности Славянского городского головы.
Он первым из всех славянских городских голов ощутил на себе всю «прелесть» грязных игр с привлечением групп лиц, которые назвали себя патриотической общественностью. Собственно, эти «активисты» и по сей день пытаются «выпрыгнуть из штанов», чтобы дискредитировать Вадима Ляха. Но, как видим, их позывы и потуги тщетны…
Несмотря на то, что Славянск достался Вадиму Ляху в «гнилые» времена, за 3,5 года его каденции город начал выкарабкиваться из многолетней разрухи и застоя, и сейчас развивается завидными темпами.
Вадим Лях пришел в политику в 2002 году, став депутатом Славянского городского совета. Тогда он пополнил ряды «Партии регионов». С тех пор он ни разу не сменил политического «окраса», оставаясь верным своим моральным принципам.
А сегодня мы расскажем вам, уважаемые читатели, о том, как и почему Славянский городской голова Вадим Лях принял решение идти в народные депутаты. Какими будут его первые шаги с мандатом народного депутата (в случае избрания)? Какие процессы сейчас происходят в Славянском городском совете? Кто финансирует избирательную кампанию Вадима Ляха? Кого он считает реальными конкурентами на досрочных парламентских выборах? Обо всем об этом – в интервью с кандидатом в народные депутаты Украины по одномандатному мажоритарному округу №47 Вадимом Михайловичем Ляхом.
- Когда вы впервые задумались о том, чтобы испытать свои политические возможности на парламентских выборах?
- Если говорить о том, как всё начиналось, то нужно вернуться в 2015 год – в начало избирательной кампании на местных выборах. Тогда побороться за победу на должность Славянского городского головы мне предложил Борис Колесников. Он позвонил и сказал: «Вадим, мне лучше с тобой проиграть, чем кое с кем выиграть. Если ты готов и чувствуешь в себе силы, то мы готовы обеспечить финансовую и медийную поддержку» …
В течение трех с половиной лет моей мэрской каденции в высшем эшелоне партийного руководства «Оппозиционного блока» происходили разные движения и перестановки.
Так сложилось, что у меня наиболее тесный контакт был именно с Борисом Колесниковым и с тем крылом партии, которое ориентировалось на него.
Центральный офис поддерживал нашу деятельность, как консультационно, так и через общественную организацию «Славянск – любимый город».
Позже вышло так, что команда «Оппоблока» оказалась в сложной ситуации. Ведь в течение длительного времени ставка делалась именно на Юрия Бойко, как на единого кандидата от оппозиции. Никто не думал, что возможно разъединение лидеров этой политической силы.
Так, после распада «Оппозиционного блока» одна его часть оказалась в более выигрышной ситуации. Одни были готовы к выборам, а другие – не очень. Теперь им приходится догонять и наверстывать упущенное время.
В этот раз у меня сработал внутренний посыл. Если кто-то поставил нашей партии подножку, то я готов был подставить плечо в ответ.
Я увидел, что у команды «Оппозиционного блока» сформировались новые политические принципы. В их основе – внеблоковый статус и нейтралитет Украины по отношению к России и НАТО. Мне больше импонирует такой подход к геополитическим вопросам, нежели оголтелая критика всего вокруг.
- Когда поступило предложение принять участие в парламентских выборах? Как это было?
- Совсем недавно – после того, как Президент Украины Владимир Зеленский объявил о роспуске Рады. После этого и началось формирование команды кандидатов от Оппозиционного блока, которые способны бороться за победу на мажоритарных округах.
Мы регулярно контактировали с Борисом Колесниковым. А прозвучало это так: «Если поступит предложение идти в народные депутаты от нашей партии – согласишься?» Тогда ответил – буду думать.
- О чем именно нужно было подумать?
- Я понимаю, что есть ряд факторов, которые играют не в мою пользу: это, прежде всего, очень короткая дистанция избирательной кампании. К тому же большинство горожан воспринимают меня, как городского голову, а не в качестве кандидата в народные депутаты. Плюс ко всему на нашем округе достаточно непростая конкурентная ситуация среди кандидатов в народные депутаты.
Несмотря на это, я принял решение идти в Верховную Раду. Считаю его правильным.
Свой «поход в Раду» я не расцениваю, как политическую карьеру. Мне искренне хочется, чтобы наш город развивался. Я вижу, что с командой «Оппозиционного блока» у меня есть все шансы воплотить в жизнь задуманное. Мне импонирует то, что в «Оппоблоке» не критикуют оголтело любые действия власти, а нацелены на результат.
- Вы имеете в виду отношении партии к новоизбранному президенту и его лозунгам?
– Да! Считаю, что нужно дать шанс и время новой власти, чтобы они реализовали свои обещания. Обещали мир – давайте его поддерживать. Если вдруг президент начнет отходить от этих идей, тогда давайте требовать от него выполнения предвыборных обещаний, и находить способы, как повлиять на власть.
Сегодня я разделяю идеи, озвученные «Оппозиционным блоком». Если я, оказавшись в парламенте, почувствую «политический крен» или смену курса, или пойму, что обещания новой власти «услышать каждого» не сдерживаются, тогда мне ничего не помешает сложить мандат и вернуться к участию в местных выборах, которые запланированы на осень 2020 года.
- Вы советовались с кем-то перед принятием решения идти в народные депутаты?
- Я собрал фракцию Оппоблока в горсовете и сообщил депутатам о том, что уезжаю на съезд, где может поступить предложение идти в народные депутаты. Тогда я сказал, что готов его принять. Никто не был против.
Это уже сегодня есть некоторое «брожение». Но ближайшее пленарное заседание сессии покажет, как поведут себя некоторые депутаты горсовета.
Ведь многие понимают, что сегодня стартовые позиции «Оппоблока» ниже, чем у политического «аналога» – всем места «под солнцем» не хватит. Поэтому появляются перебежчики.
Но политика проходит и наступает работа. Ведь у нас и сегодня есть в депутатском корпусе городского совета разноплановые представители. Нынешний раскол среди депутатов – это, скорее, поддержка «своего» кандидата в нардепы.
Но я уверен, что у нас есть достаточно времени, чтобы «раскрутить» рейтинг партии и на местном, и на национальном уровне.
- Возможно, кто-то отговаривал вас от принятия решения идти в депутаты (родные, близкие, друзья)?
Я стараюсь не жить одним днем, а продумывать ситуацию на несколько шагов вперед. Так, на протяжении последних трех лет иногда приходилось делать некоторые прогнозы, и они сбывались. Поэтому сегодня многие ко мне прислушиваются. Если в некоторых вопросах я ещё учусь, то в политике, думаю, уже имею определенный опыт. Поэтому отговаривать не пытались. Решение поддержали.
- Участие в парламентской гонке – удовольствие не из дешевых. Вам кто-то помогает финансово?
- Я иду на выборы от партии Оппозиционный блок. Сегодня формируется избирательный фонд. Соответственно, там будут и партийные деньги, в том числе.
- Есть ли какие-то обязательства у вас перед политическим «инвестором»?
- Я не думаю, что кто-то будет требовать принятия каких-либо антинародных законов. А нынешняя идеология партии мне близка – поэтому и буду её поддерживать. Я не думаю, что может идти речь о каких-либо других обязательствах.
Тем более, эта кампания будет не очень дорогостоящая: медийный план, борды и прочее. Но сама кампания будет настолько короткой, что никто из кандидатов не успеет потратить большие деньги. Объясню: на избирательную кампанию можно использовать только деньги из избирательного фонда. Он сегодня только формируется. В полном объеме работа начнется где-то 6 июля, а закончится – 19. Можно ли много потратить за это время? Вряд ли…
Тем более, партия делает ставку на уже известных людей, на чью раскрутку не придется тратиться.
- Как вы планируете завоевывать доверие новых избирателей – голоса жителей Славянского и Александровского районов, которые не знают вас, как человека, не знают о ваших достижениях в должности Славянского городского головы?
- Проблематика Славянского района мне известна. Многие жители района часто бывают в Славянске и видят, как развивается наш город. Участвуя в избирательных процессах с 2002 года (работал в штабах различных народных депутатов), я хорошо ознакомился с тамошней ситуацией. Теперь нужно только её систематизировать и актуализировать.
По поводу Александровского района – немного сложнее. Там далеко не все избиратели знают, кто такой Лях. Готовясь к выборам, округ активно «засевали» некоторые другие заезжие депутаты-кандидаты. Но у меня ещё есть время для того, чтобы тамошние избиратели разобрались, кто есть кто...
- Назовите три основных пункта вашей избирательной программы?
- МИР. Я вижу единственный путь к достижению мира на Донбассе: снятие экономической блокады и реинтеграция «той» части жителей Донбасса – прежде всего, через смену их политических настроений. Нужна борьба за их умы. Однозначно нельзя добиваться мира военным путем. К примеру, у меня на неподконтрольной Украине территории Донбасса живут родственники. За время войны умерла моя бабушка, и я не смог даже на похороны приехать. Это очень грустно, когда твои родственники уходят, а ты не можешь с ними полноценно общаться. Поэтому важность мирного процесса для меня актуальна, как ни для кого другого.
РАБОЧИЕ МЕСТА. БИЗНЕС-ИНФРАСТРУКТУРА. РАЗВИТИЕ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ
Нужно принимать такие законодательные акты, которые будут стимулировать работу и развитие образовательных учреждений, где готовятся рабочие кадры. Освобождать работодателя от социальных взносов за молодых работников.
Ведь сегодня из 100% выданных дипломов – 80 гуманитариев и 20% – технарей.
РАЗВИТИЕ ГОРОДА-КУРОРТА, КАК ЖЕМЧУЖИНЫ ДОНБАССА.
Необходимо принятие закона о городе-курорте – чтобы закон давал приоритет в развитии. Таким образом, удастся получить крупные инвестиции в инфраструктуру городов-курортов: качественная вода, дороги и прочее. Тогда и бизнес сам придет к нам.
- Ваше основное преимущества над конкурентами на парламентских выборах?
- Одно из преимуществ в том, что я – житель Славянска. Я отлично знаю проблематику города и района. Будучи депутатом городского совета с 2002 года, я детально изучал, что к чему и как это работает. Имея мощное мэрское лобби в Раде, гораздо проще будет решать те или иные проблемы. Ведь никто так не понимает точечные проблемы, как городской голова.
Мэры понимают, как нужно сделать так, чтобы регион развивался.
- На 47 округе зарегистрировано 19 претендентов на мандат народного депутата. Сколько из них реальных?
Я считаю, что тройка лидеров уже сформирована – Недава, Солод, Лях. Этих кандидатов жители округа знают. Кто-то ещё попробует «выехать» за счет бренда партии, а остальное – это исключительно технические кандидаты.
- Есть ли у вас команда (избирательный штаб)? Проводили соцзамеры уровня доверия к вашей кандидатуре?
- Штаб уже сформирован, вскоре займемся социологией. У конкурентов было преимущество в том, что они уже народные депутаты, и на основании этого они ведут свою предвыборную кампанию.
- Сегодня поговаривают о том, что Зеленский хочет провести и местные выборы досрочно – осенью 2019 года. Как думаете, он это сделает?
- Я все же думаю, что местные выборы пройдут по плану – осенью 2020 года. Ведь в противном случае будет нарушен процесс децентрализации – что делать там, где уже созданы объединенные территориальные громады и выборы только недавно прошли? Сказал бы так: 70% – что будут плановые выборы, 30 – досрочные.
- Смоделируем ситуацию: Вы – народный депутат, Жан Ким – и.о. городского головы, осенью 2019 года– местные выборы… Можете назвать тройку потенциальных претендентов, кого бы вы хотели видеть следующим городским головой?
- Сегодня я не хотел бы называть никаких фамилий. Ведь многое зависит от того, какую политику будут вести некоторые депутаты городского совета. На сегодняшний день у меня есть несколько кандидатур, в ком я вижу достойного претендента на должность городского головы. Но дело в том, что в ходе беседы с некоторыми из них, возникает другая проблема: а хотят ли они окунуться в эту неблагодарную работу? Ведь у нас же не только «в белую» работают, но и подключают к работе некоторых «активистов», которые стараются запятнать репутацию и прочее.
- За время вашей каденции в городе было сделано много хорошего. Не жалко оставлять рабочий механизм управления и мощную базу проектов?
- Я, по-честному, патриот своего города. Я оставляю это не кому-то, а городу. Когда я пришел к власти, здесь была полная разруха: ни проектов, ни команды – вернее команда была, но очень запугана. Нападки «активистов» и давление с разных сторон – все это сковывало действия команды.
Затем на нас обрушилась порция нововведений: прозорро, новые тендерные процедуры, другие новшества.
А сегодня люди видят во мне лидера и доверяют этот «локомотив». Тут не может быть «жалко оставлять». Однозначно могу сказать, что, в случае избрания народным депутатом, мне не стыдно будет передавать город. И это – моя гордость.
Всё может произойти – не избрали, не переизбрали, появилось новое лицо, нашли более достойного, подвело здоровье. Но я точно знаю, что мне не стыдно. Направление развития городу задано верное, и оно будет однозначно продолжаться.
- Если взглянуть на вашу предвыборную программу на мэрских выборах 2015 года: что удалось/что нет?
- Могу сказать так: всё что я обещал – все начал. Обещал круглосуточное водоснабжение на микрорайоне Артема и в центре города – это получилось: три месяца она была. Правда, сейчас из-за пертурбаций с «Водой Донбасса» есть сложности. Обеспечить круглосуточное водоснабжение – это не просто открыть кран на 24 часа. Нужно было создать целую инфраструктуру технически. И мы это сделали. Ведь многие не верили, что удастся обеспечить микрорайон Артема круглосуточным водоснабжением.
Упаднические настроения были повсюду…
У меня была мечта – сделать современный Центр предоставления административных услуг. Тогда ещё даже программы такой не было. И вот мы уж им пользуемся. Сейчас строится аналогичный прозрачный социальный офис. Хотелось бы сделать нечто подобное и в РАГСе. Но, к сожалению, он нам неподконтролен.
Полигон (свалка ТБО). Ранее его не закрывали потому, что на этом кто-то зарабатывал большие деньги. Никто не верил, что мы его закроем. Все твердили, что каждый мэр будет на этом зарабатывать (на переработке мусора). И даже после того, как на сессии было принято решение о закрытии, многие все равно были убеждены, что там будут работать переработчики. Но, как видим, сегодня на полигоне уже не осталось и следа от мусора.
Также в моей программе был такой пункт – «детская площадка – в каждый двор». Разумеется, пока ещё не в каждом дворе она появилась, но мы к этому идем. Столько площадок город Славянск ещё не видел никогда. Тем более, они устанавливаются системно, постоянно, а не просто под выборы.
И так со многими направлениями.
Внутриквартальные дороги – кто их делал раньше? Никто. Нам удалось запустить эту работу.
Сегодня нам во многих вопросах ставит «подножку» ситуация с водой: мы регулярно должны погашать задолженность перед «Водой Донбасса» в колоссальном объеме. Можно только представить, что можно было сделать в городе за эти деньги.
Памятники воинам-освободителям Великой Отечественной войны. Эта тема в последние годы была очень «не модной». Но мы, тем не менее, все равно приняли несколько городских программ и заботились об их должном состоянии. Официально выделили бюджетные деньги, плюс помогали депутаты.
Безусловно, за время моей каденции были и некоторые ошибки. Но не делает ошибок только тот, кто ничего не делает.
- Ваша каденция сопровождалась мощным потоком негативной информации и другими приемами нечестной конкуренции. А нынешние оппоненты пытаются вас «мочить» по известным темам – игорный бизнес, сепаратизм 2014 года и т.д. Если бы тогда, в 2014 году, когда Славянск захватывали боевики, можно было бы что-то изменить в ваших действиях – вы что-то бы поменяли?
- Иногда мою толерантность принимают за слабость, но это не так – я просто делаю взвешенные шаги. Вряд ли я что-то поменял бы.
В ситуации, в которой оказался город в 2014 году, у каждого был свой выбор: можно было уехать, остаться и оказывать сопротивление, можно было перейти на сторону сепаратистов и поддерживать Россию, приглашая Путина.
Тогда мы были в полной растерянности. Как и многие люди, я реально не понимал, что происходит.
А где же были те, кто сегодня громче всех кричит о предательстве и сепаратизме? Почему из 40-миллионной страны не нашлось хотя бы миллиона людей, которые оказались бы тогда около Славянска? Где же все эти «герои», которые на протяжении последних 5 лет только и делают, что кричат о патриотизме и о том, что в Славянске работают предатели. Ведь тогда здесь хватило бы и несколько тысяч людей, вооруженных простыми палками.
- А по игорному бизнесу? Как можем объяснить людям, что это не ваших рук дело?
- Ничего не нужно объяснять. Мы собрали 6000 подписей под петицией к Президенту Зеленскому о закрытии игорного бизнеса в Славянске. Теперь ждем реакции. Многим и так понятно, что я не имею к этому никакого отношения. А остальным – уже нет смысла объяснять. Это все результат того, что кто-то специально делает вбросы на чувствительные для людей темы.
- Вы встали у руля Славянска в сложные времена. Помним, к каким методам политической борьбы тогда прибегали правоохранители: например, «шили» уголовные дела, которые так ничем и не закончились и т.д. Как удалось справиться со всем этим?
- Есть разные стили управления. Кто-то перекладывает ответственность на заместителей и не вникает в жизненно важные процессы города. У меня – по-другому. Каждый день в 08:00 у меня планерка с замами. Чтобы принимать какие-либо решения, я должен всегда быть в курсе происходящего.
В 2015 году я понял, что полагаться на подчиненных особо нельзя. Во все нужно вникать самому и разбираться. Иначе могут «подставить». Либо «подставишься» непроизвольно.
Но хочу сказать, что сегодня у меня нет личных врагов, которым я хотел бы отомстить. Я не «зацикливаюсь» на прошлом. Ведь если «заморачиваться», то это будет отвлекать и мешать двигаться вперед. Ведь впереди будут ещё разные соперники, «доброжелатели». А если будешь тащить с собой «скелеты из прошлого», то можно просто «увязнуть» в дороге…