- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 2
Мировой кризис начинается. Насколько сильно упадет гривна
Каждые десять лет мировую экономику сотрясают глобальные кризисы – 1987, 1998, 2008. Уже более года эксперты прогнозируют наступление очередного "10-летнего обвала", связывая его с торговыми войнами. Однако пришел он оттуда, откуда не ждали – триггером мирового кризиса стала эпидемия коронавируса, которая остановила экономику Поднебесной, запустив цепную реакцию по всей планете.
Украинцам мировые кризисы традиционно запоминаются обвалом гривны, всеобщим подорожанием, задержками в зарплатах и сокращением рабочих мест. Эксперты называют коронавирус вызовом мировой экономике, который бывает раз в 100 лет. Стоит ли запасаться в этот раз солью, мылом и спичками, разбирал UBR.ua.
Падение фондовых рынков
Пятница отметилась обвальным падением мировых фондовых рынков. Так, американские фондовые индексы упали на 10-20% от максимального уровня, при этом скорость падения оказалась неожиданной даже для трейдеров. Индикаторы Dow Industrial Average, S&P 500 и Nasdaq завершили неделю наибольшим снижением со времен кризиса 2008 года. Рухнули европейские и азиатские фондовые рынки, например, сводный индекс Stoxx Europe 600 потерял за неделю более 12%, что является самым существенным падением с 2008 года.
"Столь масштабного падения не было со времен глобального кризиса 2008 года", – емко прокомментировал происходящее руководитель отдела аналитики Forex Club Андрей Шевчишин.
Фактором, обрушившим рынки, стало известие, что эпидемия китайского коронавирсуса вызвала масштабную вспышку в Италии, выплеснувшись таким образом на территорию Европейского Союза.
"То проседание, которое происходило на рынках в прошлую неделю, – такого не было даже в 2008 году. Похожая ситуация была в 1987 году, но и тогда это не было так быстро. Вспоминают уже и 1929 год, это, конечно, преувеличение, но может быть эффект домино", – подчеркнул UBR.ua финансовый аналитик Иван Угляница.
Коронавирус
В конце прошлого года власти Китая уведомили мир о том, что на территории страны зафиксирована вспышка коронавируса, который получил название COVID-19. Эпицентром стал город Ухань, в котором находится биолаборатория по изучению самых опасных патогенов в мире, где собирали образцы тканей летучих мышей, пораженных вирусом атипичной пневмонии.
ак показало расследование властей, образцы не утилизировались, а выбрасывались в мусорные контейнеры, которые находились в 280 м от рынка морепродуктов, где и случились первое массовое заражение. Ряд ученых сделали заявления, что в коронавирусе есть "вставки", которые свидетельствуют о его искусственном характере, с намеком на то, что вирус разрабатывался как биологическое оружие. Об этом может свидетельствовать и жесткая реакция властей на неизвестную хворь.
еры против распространения заразы поразили своей беспрецедентностью. Штаб по борьбе с эпидемией в Ухане возглавил премьер Госсовета и член Политбюро КПК Ли Кэцян, армия блокировала зараженные города, граждан обязали сидеть дома, за нарушение эпидемиологических мер даже ввели смертную казнь. Возможно, даже поразившие экспертов уступки Китая в соглашении с США, прекратившем торговую войну, также были сделаны под влиянием эпидемии.
"То ли что-то исследовали, то ли модифицировали, то ли еще что-то – но вирус сильно выделяется на фоне других, скорее всего, лабораторным происхождением. Меры действительно беспрецедентны, людей в Китае позакрывали внутри домов. Причем другие страны – Европа, Южная Корея, Япония – реагируют точно так же: закрывают целые города и прекращают сообщение транспорта. По такой реакции видно, что понимают или догадываются о характере угрозы", – прокомментировал UBR.ua Иван Угляница.
Китай замер
Карантинные мероприятия охватили значительную часть страны, особенно промышленные районы и порты. В результате этого экономика Китая замерла в состоянии, которое происходит при классическом экономическом кризисе: десятки миллионов рабочих сидели дома, заводы остановились, упало потребление. В первые две недели февраля, например, продажи автомобилей в Китае упали на 92%.
"Для Китая ситуация критическая. Карантин в провинции Хубэй с населением 58,5 млн человек и жесткие ограничений на междугородние поездки затормозили китайскую экономику и развитие страны на международной арене. Сейчас ежедневные трекеры активности, составленные китайской командой Morgan Stanley, говорят об общенациональных последствиях этого краха", – прокомментировал UBR.ua аналитик "Центра биржевых технологий" Максим Орыщак.
По состоянию на 20 февраля потребление угля, который составляет 60% от общего потребления энергии в Китае, было на 38% ниже по сравнению с предыдущим годом. Перевозки сократились, что осложнило процесс возвращения на заводы почти 300 миллионов китайских рабочих-мигрантов после празднования китайского Нового года.
"Опасность несет не столько коронавирус, сколько последствия для экономики карантинных мер – падение деловой активности, снижение товарооборота, пересылки товаров и резкого снижения потребления. Население перестает потреблять, передвигаться, инвестировать, "уходит в себя". В результате чего снижается деловая активность компаний, которые хорошо закредитованы в период нулевых ставок", – рассказывает Андрей Шевчишин.
Сотни миллионов людей стали гораздо меньше потреблять: они не ходят на работу и не производят. Они не пользуются электричеством, падает внутреннее производство и прибыли компаний, которые не могут рассчитаться с банками по кредитам. Падение производственной активности ведет к череде банкротств, т.к. кредиты отдавать нечем. Падают сырьевые цены, а рынки сворачиваются.
"Коронавирус уже дестабилизировал мировую экономику: мы видим, что в Китае заводы остановились. Производство приостанавливается, и это влияет на поставки продуктов по всему миру", – соглашается и руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.
Мировой кризис начинается
Беспрецедентный по своим масштабам простой китайских заводов не мог не ударить по другим драйверам мировой экономики, тесно завязанным на производство в Китае, который представляет из себя вторую экономику мира с 20% мирового ВВП.
"Порядка 80% всего промышленного сектора в Китае перестало функционировать из-за карантина, что привело к масштабным проблемам в глобальных цепочках поставок. Подавляющее большинство комплектующих сейчас либо производится в Китае, либо имеет китайские детали, а значит, чем дольше будут закрыты заводы в стране, тем более серьезные последствия ожидают глобальную экономику", – прогнозирует аналитик TeleTrade Сергей Родлер.
Только автозапчастей Поднебесная экспортирует на 35 млрд долларов в год. Главными покупателями выступают США, Германия, Япония и Южная Корея. Такие автопроизводители, как FCA, Hyundai, Renault, уже заявили, что некоторые производственные линии, возможно, придется закрыть, и это не говоря об ожидаемом падении продаж в самом Китае, куда, например, только Daimler продал более 600 тысяч авто в прошлом году.
"Автопромышленность играет крайне важную роль в ВВП вышеперечисленных государствах, являющихся драйверами глобальной экономики, вот и получается, что вероятность мировой рецессии растет с каждым днем", – делает выводы Сергей Родлер.
Эксперты пока колеблются в своих оценках: одни говорят о рецессии, то есть о замедлении роста мировой экономики, ссылаясь на то, что Китай все равно покажет в этом году рост до 5%. Другие – что данные по китайской экономике являются обычными приписками, которые и ранее были характерны для этой страны.
"Рост Китая – "рисованный". Ни о каком росте не может идти речи вообще, когда не менее половины китайской экономики стояло. Эти "рисования" уже никого не интересуют – все видят, что упал спрос. Так же, как никто не верит в рисованную китайскую статистику по болезням и смертям: насколько серьезен вирус, какова его контагенозность, как быстро он распространяется. Все это видят уже на своем примере. Я думаю, что такое простаивание заводов намного более серьезно, чем простой заводов при экономическом кризисе. Это может быть триггером мирового кризиса, очень похоже на то", – говорит Иван Угляница.
По словам Андрея Шевчишина, коронавирус стал спусковым крючком, но условия для скатывания мировой экономики в кризис создала торговая война.
"На мой взгляд, мы уже вошли в мировой кризис, причиной которого является падение деловой активности и ликвидности на рынках, что оборачивается банкротством компаний и проявляется в падении производства. Все ожидали, что спусковым крючком будет торговая война. Но торговая война по сути к этому привела, значительно снизив запас прочности мировых экономик", – считает Андрей Шевчишин.
Разворот назрел
Мировая торговая война создала или усилила дисбалансы в мировой экономике, которые накапливались из года в год. Рынки давно ждали разворота, а игроки на финансовых рынках в последнее время стали все чаще рисковать, что обычно и происходит в предкризисный период.
"В экономике много дисбалансов, которые заливались деньгами центробанков. Люди так уверовали в мантру, что центробанки всех спасут и до вторых выборов Трампа не будет коррекции, что пошли во все тяжкие, набирали "с плечом", не хеджировали свои валютные риски. Все было на "хаях" при том, что фундамент был и так плохой. Сейчас же часть экономики просто замораживается, а какие-то сектора вообще умирают, как, например, туризм, транспорт, развлекательный бизнес", – рассказывает о ситуации на финансовых рынках Иван Угляница.
По его словам, в этих секторах была низкая прибыльность, и при падении оборотов неизбежна волна банкротств. Уже падают цены на нефть и газ. "Даже войны уже не помогают "оживить" нефть. Еще не закончилась волна банкротств в Штатах в сланцевой добыче, которая, скорее всего, грядет. Эта история еще только начинается, особенно с началом волны в Европе и теми процессами, которые уже охватили Юго-Восточную Азию, – Гонконг, Сингапур, Южную Корею", – говорит Угляница.
Другие эксперты дают более осторожные оценки, но признают, что разворот рынков назрел. "О здоровой коррекции уже давно говорят – несколько лет. То, что она произошла сейчас, есть причина – коронавирус. Но сказать точно, что это начало затяжного кризиса, пока сложно. Все зависит от того, как будет развиваться ситуация с коронавирусом", – считает Паращий.
Нынешний кризис отличается от кризиса 2008 года, который был вызван сложными ипотечными кредитами и падением цен на недвижимость в США. Сейчас же угроз в финансовой сфере, как, например, дефолт, не предвидится – кризис ударил по промышленности.
"Пока что ситуация выглядит исправимой. Если удастся побороть вирус или остановить его распространение, то власти Китая и не только Китая готовы выделять деньги на стимулирование восстановления экономики. Но если в ближайший месяц ситуация не наладится, то это может действительно перерасти в кризис производства, который простыми монетарными мерами, возможно, и не получится восстановить", – прогнозирует Паращий.
Впрочем, производство вакцины займет минимум 6-12 месяцев и можно ждать, что темпы роста заболеваемости будут увеличиваться. А что касается карантинных мероприятий, то в эпоху глобализма сомнительно, что страны будут готовы перекрыть авиа- и жд- сообщение, а значит вирус будет распространяться дальше.
Украина под ударом
На Украину мировой кризис окажет неоднозначное влияние. Безусловно, он нанесет удар по ее экономике, но этот удар будет существенно слабее того, который случился в 2008 году. При этом падение цен на углеводороды может и укрепить наши экспортные позиции.
"Мне кажется, что катастрофического влияния кризиса на Украину, как это было в 2008 году, не будет. У нас сейчас совсем другая структура экспорта. Кризис тогда произошел из-за того, что сильно упали машиностроение и металлургия, сейчас их доля в два раза меньше. А аграрный экспорт, который у нас сейчас основной, не должен сильно пострадать, если дешевеет нефть, газ, уголь. Соответственно, для гривны я пока никаких серьезных рисков не вижу", – прогнозирует Паращий.
Однако глобальные пертурбации не минуют Украину, и первая ласточка уже прилетела. На прошлой неделе впервые провалились торги Минфина по ОВГЗ, которые в последние полгода заливали потоками долларов украинскую финансовую систему – именно этот фактор сработал на феноменальное укрепление гривны. Теперь же предчувствие большого мирового кризиса заставило спекулянтов перенаправить свои кровные в надежные "тихие гавани", избегая рисков развивающихся экономик, к которым относится и Украина.
"Коронавирус стал триггером, который обнажил проблемы. Сейчас упали валюты всех развивающихся стран: российский рубль, турецкая лира, бразильский реал, южноафриканский рэнд, доллар укрепляется. Гривна стоит, но она, как правило, падает позже остальных. Падение спроса на ОВГЗ – отражение ситуации на внешних рынках, на "трехлетки" никто не пошел на позапрошлой неделе, на "семилетки" – на прошлой. "В длину" сейчас никто не идет. Украинские евробонды просели заметно", – анализирует Иван Угляница.
Однако именно за счет размещения ОВГЗ кабинет Алексея Гончарука активно затыкал дыры в государственном бюджете, и этот инструмент больше не работает. И теперь правительство станет перед дилеммой: либо пойти на задержки выплат бюджетникам – учителям, врачам, пенсионерам, либо ослабить гривну. Во втором случае это позволит выполнить государству соцобязательства.
Базовый прогноз по гривне был 26-27 грн за доллар, но в связи с кризисными явлениями, я думаю, что мы можем войти в диапазон 27-28 грн. При таком курсе угроз для сведения госбюджета не будет", – спрогнозировал Андрей Шевчишин.
Впрочем, ситуация неопределенности позволяет делать и более оптимистические оценки. По словам Александра Паращия, все настолько непредсказуемо, что кризисные явления, наоборот, могут гривну даже укрепить за счет платежного баланса. Хотя и он признает, что коронавирус – большой вызов всему миру, который бывает раз в 100 лет.
"Пока таких прецедентов не было, это будет точно новый опыт – распространение заразы подобного масштаба в новейшей истории, не считая события 100-летней давности (испанского гриппа, – ред.). И это большой вызов", – резюмирует Паращий.