Стоимость мобильной связи в 2021-м: операторы рассказали, к чему готовиться и как сэкономить

Хоть мобильщики неохотно говорят об изменениях тарифной сетки, эксперты отмечают, что роста ценников в этом году не избежать

Крупнейшие украинские сотовые операторы рассказали UBR.ua о том, как их тарифная политика менялась в 2020 году, в том числе – из-за пандемии коронавируса.

Также они приоткрыли завесу того, каких сюрпризов от них ждать абонентам до конца текущего года.

Киевстар

Еще в 2019 году самый крупный оператор из большой тройки запустил линейку тарифов подписки "Без границ" и тарифы Smart, которые действуют и сегодня.

"В сентябре 2020 года, на фоне значительного роста среди абонентов голосового и дата-трафика, мы обновили наиболее популярные тарифы подписки. Сделали в два раза большее количество мегабайт и минут на другие сети без изменения стоимости", – сообщили в компании.

В 2020 году "Киевстар" предложил сразу несколько тарифов для абонентов старшего возраста. Если они не пользуются мобильным интернетом – "Звонки для родителей", а для дата-абонентов – "Интернет для родителей" (6 ГБ мобильного интернета и домашний интернет, безлимит на звонки внутри сети и 60 минут на других операторов за 100 грн в месяц).

За последний год в сотовой сети оператора выросли все показатели использования услуг.

"Украинцы стали больше разговаривать, почти в 1,5 раза больше использовать интернет", – зафиксировали в компании. При этом отметив, что средние расходы абонентов за год увеличились всего на 17%, до 80 грн/мес. "Что является одним из самых низких показателей в мире", – уже не в первый раз подчеркнули в "Киевстаре".

В компании признали, что "большие инвестиции в развитие 4G сети по всей стране влияют на постепенный рост среднего чека".

Это происходит за счет того, что абоненты используют "значительно больше услуг". "И эта динамика не будет кардинально отличаться от того, что было последние несколько лет", – констатировал лидер телеком-рынка Украины.

В "Киевстаре" не раскрыли соотношение между предоплаченными и контрактными пользователями (по разным оценкам удельный вес первых – около 95-97% в структуре совокупной сотовой абонбазы Украины). В компании отметили, что число "контрактников за 2020 год выросло на 40% по сравнению с 2019-ым.

Среди преимуществ подписки – пост-пейд, то есть клиент оплачивает использованные услуги по факту. Еще оператор предлагает "подключить домашний интернет, не оплачивая ничего дополнительно".

Кроме этого, контрактные номера более защищенные, чем предоплаченные. Эта форма обслуживания предусматривает, что операции с номером телефона и SIM-картой могут делать только зарегистрированные владельцы номера.

Это предохраняет пользователя от распространенных схем мошенников, отметили в "Киевстаре".

Еще на контракте есть "семейные скидки". На счете одного абонента можно объединить до пяти номеров членов семьи или друзей.

Оператор может предоставить скидку на стоимость тарифа в зависимости от количества подключенных номеров:

два номера – 5% от абонплаты каждого номера;

три и более номеров – 10%.

Среди других предложений – скидка 33% на 10-месячную абонплату при покупке 4G-смартфона. Как заверил оператор, в зависимости от выбранного тарифа "можно сэкономить на связи от 750 грн до 4 тыс. грн".

В компании заверили, что не планируют менять мобильные тарифы в 2021 году.

Vodafone

Второй по величине оператор пересматривал тарифы в июне 2020 года. Год пандемии привел к отсутствию доходов от роуминга, которые ранее составляли "определенную часть инвестиций в сеть".

Компания тоже зафиксировала существенный рост потребления и увеличение нагрузки на сеть.

"Объем интернет-трафика в сети Vodafone за последние два года вырос почти вдвое, за год этот показатель увеличился более чем на 40%", – рассказали UBR.ua в пресс-службе красного оператора. При этом отметив, что наряду с потреблением выросла и скорость мобильного интернета.

Это подтвердили последние результаты независимого исследования Ookla (компании-разработчика Speedtest). За год скорость в сети Vodafone выросла на 32% – до 25,7 Мбит/сек, что "даже выше роста в целом по Украине", отметили в компании.

По результатам третьего квартала 2020 года (результаты года оператор объявит 13 апреля) среднемесячный доход от одного абонента (ARPU) составил 79,1 грн.

В Vodafone отметили органический рост потребления мобильного интернета. Компания "интенсивно расширяет покрытие", обеспечивая 4G-интернетом жителей населенных пунктов, где скоростного мобильного интернета раньше не было.

"В условиях карантина переход работы, общения, покупок, взаимодействия с государством в онлайн также влияет на рост пользования", – объяснили в пресс-службе оператора. При этом отметив тенденци. к снижению стоимости мегабайта.

Мобильным интернетом "стали пользоваться больше и чаще". Это привело к увеличению объема интернет-трафика в тарифах.

За последний год цена за гигабайт в тарифах Vodafone снизилась на 12%.

У сотового оператора наблюдались незначительные изменения в соотношении между предоплаченной формой обслуживания и постпейдом.

"Рост подключений последний год происходит именно в контрактном сегменте – в основном, это корпоративные подключения, а также IoT ("интернет вещей") услуги, спрос на которые в последнее время растет", – констатировали в компании.

Определенное влияние оказали также предложения "смартфон + связь", которые Vodafone запустил в собственной розничной сети.

Оператор так объяснил преимущества контрактных тарифов: возможность оплачивать связь после использования; кредитный лимит; защита от мошеннических действий благодаря авторизации по паспортным данным.

lifecell

Желтый оператор сообщили, что в январе уже проводили изменения стоимости индивидуальных тарифных планов. Это коснулось семи тарифных планов из около 80, на которых обслуживаются абоненты.

"Мы запустили новую линейку тарифов летом 2020 года, часть тарифов в начале 2021 была закрыта. Ближайшие месяцы изменений в линейке пакетов услуг не предусматриваем", – рассказали в компании.

В пакетах "Лайфхак", "Интернет Жара", "Железная двадцатка", а также "4 безлимит 2019", "Жара GO", "Жара GO PLUS", "Комфорт" была изменена стоимость пакетов услуг на 4 недели/30 дней. Для некоторых тарифов компания внедрила также пакет услуг на один день.

"Стоимость изменилась в среднем на 20-25 грн", – констатировали в компании.

На рост цены для абонентов lifecell повлияли несколько факторов. Главный из них – постоянные инвестиции и работы над расширением емкости 4G сети. А также подключение новых населенных пунктов к скоростному мобильному интернету.

В дальнейшем, отметили в компании, на расценки "в значительной мере" могут повлиять стоимость лицензий на предстоящих тендерах на новые технологии или новые диапазоны частот, а также лицензионные обязательства по покрытию.

По состоянию на конец 2020 года активный трехмесячный ARPU оператора вырос на 3,2% в годовом исчислении и составил 74,1 грн /мес. В прошлом году этот показатель равнялся 71,8 грн/мес.

В lifecell количество абонентов, которые обслуживаются по контракту, "остается почти неизменным". В пресс-службе оператора отметили, что зарегистрированный абонент получает дополнительную защиту от мошеннических действий (блокировки и перевыпуска SIM-карты для завладения доступом к банковским счетам).

Как заявили в компании, разница в тарифах для зарегистрированных и обезличенных абонентов может доходить до 40%. "То есть для того, чтобы экономить на связи, не обязательно переходить на контрактное обслуживание. Достаточно зарегистрировать/персонифицировать свой номер, чтобы ежемесячно получать скидки", – отметили в компании.

Тарифы все же вырастут

Администратор сообщества MZU ("Мобильная связь Украины") Олег Свистун в комментарии UBR.ua отметил, что в 2021 году мобильные тарифы "неизбежно будут повышаться".

"Прежде всего это произойдет из-за развития LTE900 – этот частотный диапазон низкомаржинальный для операторов", – подчеркнул он. Отметив, что участники рынка также продолжат строить LTE1800 и LTE2600.

По его словам, в течение следующих двух-трех лет операторам связи нужно будет готовится к внедрению 5G. Это повлечет за собой инвестиции в лицензию на частоты и покупку нового оборудования. Соответственно, можно спрогнозировать последующий рост абонентской платы, подчеркнул Олег Свистун.

При этом, сказал он, 4G "никуда не денется", его нужно будет развивать и улучшать емкость.

"В этом году существенного подорожания еще не было, но обязательно будет", – предупредил представитель MZU. В подтверждение своих слов он указал на то, что операторы "инвестируют колоссальные деньги", а инвестиции – нужно возвращать.

По прогнозам эксперта, операторы не откажутся от практики региональных тарифов. В "неприоритетных" регионах, подытожил Олег Свистун, "Киевстар", Vodafone и lifecell будут продавать услуги подешевле, "чтобы привлечь абонентов".