- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
Власти заставят регионы конкурировать за ресурс, чтобы побороть депрессию
В Минрегионе запланировали изменить метод государственной поддержки регионов. Вместо дотаций социально важным, но не развивающим область в долгосрочной перспективе проектам, Минрегион, распоряжаясь госбюджетом, будет отдавать предпочтения инвестиционным и экономически обоснованным предложениям. Источник – UBR.
Минрегион и интересные конкурсы
Обеспечить это планируют за счет возвращения к созданному в 2014 году Государственному фонду регионального развития (ГФРР), – чьи деньги громады и города получают на целевые нужды в рамках общеобластного конкурса, – изначально задуманной инвестиционной составляющей. Ее фонд потерял и в 2015-2019 годы в основном покрывал потребность территорий в обеспечении социальной базы – ремонте школ, больниц, ЖКХ. Только 7,9% из 18,7 млрд грн, потраченных на проекты в рамках работы фонда за период 2015-2019 гг., были использованы, были использованы для ремонта дорог.
Инвестиционная роль будет закреплена за фондом после принятия законопроекта №2202. На данный момент он уже несколько месяцев пребывает на рассмотрении в комитетах Верховной Рады.
Одновременно с трансформацией фонда власти окончательно планируют отойти от механизма прямых субсидий на социально-экономическое развитие. "Уверен, что в 2021 году социально-экономические субсидии отпадут как атавизм", отметил в интервью "Интерфакс-Украина" новоназначенный глава профильного министерства Денис Шмыгаль, обосновывая это созданием качественной ресурсной альтернативы для ОТО.
С одной стороны, благодаря получению с 1 января нового года окончательную самостоятельность и переход на прямые межбюджетные отношения, а с другой, благодаря реформированию ГФРР. В этом году общий бюджет субсидий составил 2 млрд. грн, в то время как ГФРР получил 7,5 млрд. грн, вплотную приблизившись к предусмотренному законодательством объему в 1% от госбюджета.
Данные меры должны обеспечить достижение глобальной задачи выравнивания экономического уровня регионов. Цель будет задекларирована после принятия Стратегии регионального развития на 2021-2027 годы, которая разрабатывается в рамках реализации правительственной программы "Украинцы, которые живут в депрессивных регионах, имеют достаточно возможностей для развития". Программа ставит задачу принять Стратегию к 1 апреля этого года, хотя конкретные планы ее реализации на ближайшие три года с 2021 по 2023 предусмотрено утвердить лишь в ноябре.
Опрошенные UBR.ua эксперты считают, что перераспределение госсредств не поможет остановить дальнейшую дифференциацию регионов: их финансовая и институциональная самостоятельность будет зависеть от налоговой и административной политики государства, будущее которой на данный момент остается неопределенным.
В то же время эксперты опасаются, что отход от прямых субсидий на социально-экономические нужды и переход к конкурентно-конкурсной практике может лишить отстающие области, – которых, признавался Минрегион, исходя из уровня ВРП в Украине 12, то есть ровно половина, – последней возможности залатывать прорехи в деградирующей социальной инфраструктуре. Отметим, что объединенные территориальные общины (ОТО), только 38 из которых недавно были определены Минрегионом, как институционально состоятельные, и ранее имели проблемы с получением государственных грантов ввиду безграмотности местных управленцев.
"Депрессивные регионы на то и депрессивные, что у них нет средств на обеспечение социальной базы и грамотного составления проектных планов, которые бы могли дать им возможность получить деньги от ГФРР на конкурсной основе. Да, Фонд создавался для инвестиционных проектов и использовался не по назначению, но если вернуть ему первоначально запланированную роль, то за счет чего будут строится больницы и школы?", – задается вопросом директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, отмечая, что после проведения децентрализации в даже относительно обеспеченных регионах ресурсов снова может не хватать.
"Передавая в рамках децентрализации финансовый ресурс, перераспределяя налоги, одновременно центр передает и полномочия, обязательства по их использованию. Если на первом этапе у местных органов власти образовывался свободный финансовый ресурс, то сейчас такого нету. В их бюджетах снова не так много денег", – констатирует Пендзин.
Удочка вместо рыбы
В рамках реализации правительственной программы до 2027 года в Украине должно появится миллион дополнительных рабочих мест и $50 млрд внешних инвестиций, а разрыв между регионами по основным экономическим показателям будет радикально сокращен – по безработице отставание худшего из регионов от Киева с 2,8 до 1,5 раз, по объему валового регионального продукта (ВРП) с 17 до 15, а по притоку иностранных инвестиций и прямых капитальных инвестиций – с 187 до 100 раз и с 30 до 15 соответственно.
Помимо нынешней непрозрачной работы ГФРР, которую в рамках законопроекта №2202 также планируют сделать более публичной в СМИ и на правительственных ресурсах, основной преградой для достижения намеченных планов остается слабая подготовка кадров на местах.
Органы самоуправления неохотно разбирают средства фонда, отмечал ранее советник премьера по инфраструктурным вопросам Юрий Голик. Также, свидетельствует отчет Счетной палаты о работе ГФРР, города и ОТО в 14% неэффективно использовали полученные средства, затягивая сроки начала и сдачи объектов.
В связи с этим в Минрегионе хотят начать более строго проводить отбор проектов: власти будут требовать подтверждения от инициаторов тех или иных идей способности не только воплотить их в жизнь, но и впоследствии эксплуатировать. Также проект должен соответствовать принятым областными советами местным Стратегиям развития до 2027 года.
В Минрегионе считают, что строгие условия отбора и конкуренция между проектами, помимо повышения их качества, будут способствовать поднятию управленческого уровня местных властей. Как результат, к моменту завершения действия Стратегии, 100% структур местного управления должны стать институционально способными, 70% – финансово самодостаточными Также планируется, что поддерживать органы местного самоуправления будут не менее 60% населения. Сегодня ситуация противоположная – как отмечается в проекте Стратегии до 2027 года, 67% бюджетов общин, пребывающих на межбюджетных отношениях, дотационные.
Для достижения этих показателей, кроме косвенных способов, будут использоваться и прямые. Стратегия Минрегиона предполагает увеличение расходов бюджета в "мягкие" проекты и развитие "человеческого капитала". Из уже твердо определенных воплощений данных намерений пока известно о преобразовании Агентств регионального развития в действительные субъекты региональной политики.
Правда, как будет работать институт, создаваемый в качестве инструмента поддержки МСП и привлечения инвестиций, до конца не ясно: пока что в Минрегионе планируют запустить на их базе пилотный проект "Офисов евроинтеграции" – для координации усилий по имплементации европейских стандартов развития территорий. Пробный проект уже создан в Херсонской области.
Опасение общественности касательно лишения неспособных к конкуренции общин и территорий денег на поддержание социальной базы может быть развенчано после публикации окончательной версии Стратегии. Во всякому случае, в проекте документа отводится роль целевой поддержки депрессивных регионов, причем с использованием более грамотного подхода. Так, Стратегия разбивает регионы на функциональные типы, – приграничные, приморские, зоны влияние международных транспортных коридоров, моногорода, сельские местности и т.д.
Однако для более целенаправленной поддержки именно депрессивных регионов необходимо установить критерии их определения – утвержденные сейчас точным индикатором "депрессивности", считает экспертное сообщество, служить не могут. В правительственной программе определения четких критериев депрессивности также учитывается.
Строим крышу без фундамента
Несмотря на внешнюю многогранность изменений, политолог и специалист по региональной политике Владимир Воля в разговоре с UBR.ua обозначил изменения, как "точечные и несистемные". По его мнению, к реальному поднятию уровня жизни в депрессивных регионах может привести только налоговая, административно-территориальная и судебная реформы.
"Чтобы проводить какие-либо изменения, для начала необходимо произвести инвентаризацию имеющихся активов, то есть нормальную перепись населения", – выделяет он первый шаг в борьбе с депрессией.
"Любые инвестиционные конкурсы, направленные на создание предприятий, точек роста или источников дохода в бюджет депрессивных территорий, они все равно зависят от общих государственных стандартов и правил игры. Можно пытаться использовать точечные инструменты, но до тех пор, пока не завершена судебная реформа, пока нет прогресса в борьбе с коррупцией, и надлежащего общегосударственного налогового регулирования, это все бессмысленно", – отмечает Воля.
Он озвучил собственное видение оказания помощи отстающим территориям.
"На основе новой административно-территориальной системы можно было бы проводить двухступенчатую налоговую политику. Она бы определялась с учетом, что определенные территориальные единицы имеют высокий доход, как, к примеру, большие города – Харьков, Днепр, Одесса, Львов, – а районы, которые от них находятся достаточно далеко и экономически не связаны, должны облагаться более низкими налогами. Если в Изюме и Киеве будет одинаковый уровень налогов, то для бизнеса очевиден выбор, куда ему идти", – выразил мнение Воля.
Заострил внимание на необходимости завершения административной реформы и Олег Пендзин, отметив, что только после этого можно будет действительно понимать, как должен работать в частности ГФРР и Стратегия регионального развития в целом.
"Работа ГФРР должна накладываться на новую концепцию децентрализации. Президент отозвал свой законопроект и вопрос с префектами завис. Мы возводим крышу и представляем, как красиво по не будет проходить водосточная труба, не имея понятия, как построить фундамент", – подытожил директор Экономического дискуссионного клуба.