- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 1
Дай миллион! Задумали ли парламентские партии отсечь конкурентов на местных выборах через огромные залоги
1 января вступил в силу Избирательный кодекс Украины – единый документ, по которому теперь должны происходить все выборы в нашей стране. Кодекс этот стал “дембельским аккордом” Верховной Рады 8-го созыва, а в окончательном виде был утвержден уже действующим созывом в декабре.
Кодекс наконец-то закрепил систему “открытых списков”, которая десятилетиями была фетишем в “демократическом лагере”. И первой обкаткой этой системы станут очередные местные выборы 25 октября 2020 года.
Однако пошли разговоры, что в демократические обертки оказалось завернуто усиление “больших партий” и ужесточение правил игры для “малых”. А элемент “открытых списков” – это лишь декоративная загогулинка на фасаде, ничего не меняющая.
“Вести.ua” начинают цикл материалов о полях будущих боев местных выборов с выяснения, по каким же правилам эти бои будут происходить.
Ударим залогом по нищебродам!
Действующий Избирательный кодекс – яркий пример пословицы “у семи нянек дитя без глаза”. С одной стороны, бесспорно прогрессивно, что правила проведения всех избирательных кампаний объединили под одной обложкой. С другой – это сделали не до конца. Отдельными законами регулируется деятельность Центризбиркома и ведение Единого реестра избирателей.
Кодекс долго лежал “без движения” в предыдущем созыве Рады, и был окончательно принят под присмотром Парубия в июле 2019 года – незадолго до внеочередных парламентских выборов. Заработать “на полную” он должен был в 2023 году. Зеленский документ ветировал, и в декабре уже новый созыв утвердил Кодекс с поправками и немедленным вступлением в действие. Однако, от “папередников” в нем остались некоторые мины замедленного действия.
В первую очередь речь о непомерно возросших суммах залога. На общенациональном уровне залог ввели уже достаточно давно – сумма в несколько миллионов должна “отсекать” чрезмерный наплыв клонов или технических кандидатов. А вот на местных уровнях залог всегда был минимальным – в 2015 году для кандидата в мэры Одессы он, например, составлял 34 тысячи гривен, а Львова – 28 тысяч.
По действующим нормам эти суммы должны стать заоблачными – 1,3 и 1 миллион соответственно. А для Киева сумма залога должна составить и вовсе 4 миллиона гривен – больше, чем это было на президентских выборах-2019.
Касается такое новшество только тех админединиц и общин, количество избирателей в которых превышает 90 тысяч. Это – все облсоветы, все областные центры, а также ряд других больших городов – Кривой Рог, Мариуполь, Кременчуг, Каменское, Краматорск, Мелитополь, Бердянск, Никополь, Белая Церковь и Северодонецк. Остальных это не касается – но там не будет и двухтуровых выборов мэра и системы “открытых списков” в местный совет.
Формула расчета залога от “папередников” досталась следующая. Берется базовая сумма – четыре минимальные зарплаты – и добавляется за каждые 10 тысяч избирателей. Таким образом, по подсчетам движения “Чесно”, если политсила хочет заполнить кандидатами вакансии по всей стране, ей придется выложить 88 миллионов гривен залога. Вернуть, разумеется, получится не все – а лишь в случае победы на мэрских выборах или прохождения в местный совет.
Как это сочетается с разговорами и прошлой, и нынешней власти о “деолигархизации” политики – вопрос риторический.
Как много девушек хороших, но где найти их в горсовет
По состоянию на данный момент, заоблачные залоги – это, конечно, главная преграда для для малых, региональных или “бедных” партий. Хотя и по “большим”, безусловно, ударит. Но есть и другие новации Избирательного кодекса, которые заставят игроков поднапрячься.
Яркий пример – это введенные законом “гендерные квоты”. Под влиянием духа нашего курса на евроинтеграцию и буквы обязательств перед “западными партнерами”, отныне расширяется представительство женщин в местных советах. Так, в каждой пятерке партийного списка двое кандидатов должны быть “другого пола”.
Норма, безусловно, прогрессивная, и вслух против нее никто возражать не берется. Проблема в другом – “кадровый резерв” местных партийных отделений может просто не иметь достаточного количества медийно раскрученных женщин. А партийные бонзы опасаются брать в списки кого-попало.
Однозначных санкций за незаполнение “гендерных квот” нет. Но местная избирательная комиссия вполне может отказаться регистрировать список – де-юре сейчас это полностью на ее усмотрении.
Есть в Кодексе и коллизия, связанная с “параллельным баллотированием”. Речь об одновременном выдвижении человека кандидатом в мэры и, условно, первым номером в списке в горсовет. Сейчас (ч. 4 ст. 216 ИК) “особа может быть выдвинута... только в одном избирательном округе и только от одной местной организации партии или в порядке самовыдвижения”.
В порядке самовыдвижения кандидаты могут идти только в мэры или депутаты малых громад. Таким образом, однозначно запрещается выдвижение, скажем, одновременно в горсовет и облсовет, а по поводу выдвижения в мэры и депутаты вопрос прямо не урегулирован.
Открытые списки: собрали все лучшее или все худшее?
Наконец, нужно объяснить самое важное – что же это за система, по которой мы будем выбирать местные советы на будущие пять лет?
В советы с числом избирателей менее 90 тысяч система будет попроще. Территория будет поделена на несколько многомандатных округов, но голосование в них проходит как в обычном мажоритарном округе. Депутатами становятся сразу несколько человек – условно, получившие первое, второе и третье места по округу. И это вполне могут быть выдвиженцы одной и той же партии.
А вот в “большие” советы система посложнее. Территория нарезается на несколько многомандатных округов, в каждом будет “разыгрываться” приблизительно по десять мандатов. Депутатом может стать только партийный выдвиженец.
Каждая партия формирует список общий (на область или большой город), который разбивается на окружные списки. И тот, и другой ранжированы в порядке, решенном партийными начальниками.
Распределение мандатов происходит в первую очередь на округах – чем больше на конкретном округе соберет партия, тем больше ее кандидатов по окружному списку получат заветную корочку. Это будет определяться путем деления общего количества полученных по округу голосов на “избирательную квоту” – порог прохождения одного кандидата (исчисляется делением общего числа голосов за партий-победителей на число мандатов).
Остаток же голосов, которых не хватило на избирательную квоту, со всех округов суммируется. Он уже идет на счет кандидатов по общему списку – которые в нем повыше, а вот на своем округе “пробиться” не смогли. Таким образом, первые несколько кандидатов из списка гарантированно получат мандат, даже если на своем округе “пролетели”.
Важно, что это касается только тех партий, которые в целом по городу или области получили более 5%. То есть, можно набрать хороший результат по округу, но в местный совет не попасть – если на остальных округах партия поддержкой не пользовалась.
Все это – несколько измененная пропорциональная система, давно нам знакомая, только с разбивкой на несколько многомандатных округов вместо привычного одного. А в чем же “открытость списков”, спросите вы?
А она в том, что в бюллетене будет два места для пометок избирателя. Главная галочка должна ставиться напротив той или иной партии – без этого бюллетень будет недействительным. И, в принципе, этой галочкой можно и ограничиться.
Но есть и вторая графа. Туда можно внести номер кандидата от избранной вами партии по конкретному округу. Пронумерованный список этих кандидатов прилагается. И если за кандидата наберется таких пометок четверть от избирательной квоты (для Киева это “на глаз” составит полторы тысячи голосов), то этот кандидат попадает в начало общерегионального списка – и таким образом его шансы получить мандат значительно возрастают.
Нюансов здесь несколько. Голосование за конкретных кандидатов необязательное – и поэтому избирателя нужно специально мотивировать. Избиратель может не знать/забыть о новшестве. Поскольку нужно вписывать цифру от руки – ее теоретически можно “подправить” при подсчете бюллетеней. Условно говоря, превратить “2” в “12”.
Любое новшество вызывает вопросы, инерцию и не сразу приживается – это понятно. Но в нашем случае элемент “открытости списков” выглядит как имитация. “Вести.ua” готовы поспорить, что случаев, когда кандидат поднимется в избирательном списке, будут единицы по стране. То есть – сработают только списки, “нарисованные” партийным начальством.
Что собираются менять
Вопросов и возражений к действующему избирательному закону многовато. И сейчас активно обсуждается принятие некоторых таких возражений.
В первую очередь речь о снижении суммы залога. Уже зарегистрирован проект изменений в ИК, который снизит залоги примерно в девять раз. Внесен он от представителей парламентской оппозиции, “малых” фракций, но представители монобольшинства согласны, что снижать заоблачные суммы залогов нужно. Правда, не в девять раз, а в два-три, по словам нардепа Александра Качуры.
Обсуждают и снижение предела больших и малых местных советов. Если сейчас этот порог составляет 90 тысяч избирателей, то его могут снизить до 20-30 тысяч, считает Александр Черненко, специалист по избирательному законодательству и экс-нардеп от БПП. Такое снижение порога введет пропорционалку для громад поменьше, но и – повысит суммы залога и усложнит там правила игры.
Собираются внести ясность в момент с параллельным баллотированием. “Облегчат” и гендерные квоты – и Качура, и Черненко говорят о том, что их снизят с двух людей “другого пола” в каждой пятерке до трех в каждой десятке. Снижение незначительное, но руки партиям немного развяжет.
Но самая большая “зрада” не в этом. Со ссылкой на свои источники Александр Черненко утверждает, что планируется внести одно важное новшество, переворачивающее все. Партия получит право выдвигать своих кандидатов только в случае, если она выдвинет списки в две трети областных советов.
На первый взгляд безобидная норма, это должно выбить из игры региональные и малые партии. Ведь дело даже не в том, чтобы какая-нибудь Партия венгров или ВО “Свобода” нашли кандидатов в Херсонский облсовет. Ключевая проблема – это внести залоги. На данный момент это минимум 30 миллионов гривен “за вход в игру” – деньги, которые (скорее всего) будут безвозвратно потеряны. И если ваша цель – это конкретное кресло мэра или фракция в горсовете, то такой порог с двумя третями облсоветов вполне может вас отсечь.
Черненко считает, что по этому поводу уже достигнуто взаимопонимание между всеми парламентскими партиями. “Слуги народа” если не внесут это сами, то поддержат, а к ним присоединятся и ОПЗЖ, и “Батькивщина”, и “Евросолидарность”.
По словам Черненко, это новшество будут пропихивать уже после решения по рынку земли. 10 марта в профильном комитете должен состояться “круглый стол” по изменениям в Избирательный кодекс, на котором эту поправку и собираются вынести “на свет”.
“Слуга народа” Александр Качура в комментарии “Вести.ua” категорически отверг возможность внесения этой поправки.
“Это неправда. Такая идея была у части народных депутатов, но после обсуждения с внепарламентскими политическими силами и гражданской средой мы отказались от этой идеи,” – утверждает нардеп. С точки зрения европейского права, это – ограничение субъекта выдвижения в его правах. И ссориться с “западными партнерами” из желания отсечь малые партии от игры власти не хотят.
Так ли это, увидим уже на следующей неделе. В любом случае, Избирательный кодекс еще придется менять “по ходу пьесы” – ведь как раз разворачивается процесс изменения Конституции по децентрализации. Укрупнение районов и общин неизбежно потребует изменений в кодекс. А поскольку закрытие вопроса с Конституцией возможно аж в начале сентября, накануне начала избирательной кампании, то внезапные сюрпризы могут появиться в любой момент.