- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 3
Как Китай победил эпидемию коронавируса
В Китае, на "родине" коронавируса, заболеваемость пошла на спад.
Новых случаев в полуторамиллиардной стране – не больше пару десятков в день (причем большинство – привезенные уже из Европы), а еще в феврале ежедневный счет заболевших шел на тысячи.
По последним данным, с января в материковом Китае заразилось больше 80 тысяч человек, скончались больше 3 тысяч, излечились – около 60 тысяч.
Зато в остальном мире количество заразившихся подскочило за две недели аж в 13 раз – за пределами Китая заболели больше 50 тысяч человек.
В Европе, куда перекинулся вирус, уже шутят, что надо ехать в Китай, чтобы там пересидеть бушующую в Старом Свете эпидемию.
"Страна" узнала, как китайцам удалось победить коронавирус.
Диктатура и скорость
В интернете разошлось видео, на котором в Ухане, самом эпицентре вспышки вируса, врачи и медсестры снимают маски после закрытия последнего центра временного размещения больных. А председатель КНР Си Цзиньпин приехал в Ухань 10 марта, чтобы показать, что худшее уже позади.
Чтобы побороть вирус, китайцы ввели карантин для всей зараженной провинции Хубэй, которая по населению больше Украине (около 65 млн человек) и построили полевой госпиталь всего за 10 дней. Ряд стадионов и выставочных центров реконструировали во временные госпитали (со спадом эпидемии их начали закрывать).
Есть мнение, что быстро победить болезнь китайцам удалось благодаря диктатуре, но многие эксперты с этим не согласны, убеждая, что все дело в оперативности, слаженности, дисциплине и заботе о себе и окружающих.
Как заметил в разговоре с Би-би-си старший советник главы ВОЗ доктора Брюс Эйлворд, который расследовал обстоятельства возникновения эпидемии в провинции Хубэй, реакция страны вовсе не определяется тем, царит ли там демократия или авторитарный режим.
"В Китае мы обнаружили, что все дело в скорости. Респираторное заболевание, по крайней мере такое, можно взять под контроль, если очень-очень быстро выявить зараженных, изолировать их, выявить их контакты и тоже изолировать, – рассказал он Би-би-си. – Население должно понять, с чем мы имеем дело. Они должны осознать серьезность ситуации и сотрудничать с властями в выполнении этих мер".
По словам Эйлворда, сильное впечатление на него произвели коллективные добровольные усилия китайцев.
"Люди не боялись правительства, люди боялись вируса и последствий, если они не смогут предпринять должных совместных усилий. Власти сыграли ключевую роль в целеуказании, однако усилия по-настоящему были общими", – говорит Эйлворд.
О том же пишет на своей странице в ФБ киевлянка Екатерина Эдельштейн, которая работает в Шанхае в сфере маркетинге.
"Почему Китай справился с эпидемией за 3 недели, и почему в Европе с каждым днём ситуация ухудшается, и пока не видно просвета? Я хочу вам немного рассказать в чем секрет. И он не только в слаженной работе и реакции правительства в Китая, и не только в полевом госпитале который построили за 10 дней (хотя конечно это очень важно для лечения уже больных людей). Главный секрет – в единстве и сознательности китайского общества. Люди в один день закрылись у себя дома, на добровольный карантин, ограничили контакты с внешним миром, одели маски и соблюдали меры первой предосторожности: мыли руки!", – пишет Екатерина Эдельштейн.
Бегуны в масках и еда через интернет
Жизнь в Китае входит в свое привычное русло.
"Меры предосторожности продолжают соблюдать: моют руки, в общественных местах доступны дезинфицирующие средства, в моем доме в лифте висят антисептические салфетки, которыми протирают кнопки вызова. На каждому шагу (на входах в бизнес-центры, парки, спортзалы, жилые комплексы) меряют температуру. Многие уже выходят на работу, например, по 2-3 дня в неделю проводят в офисе, остальное время трудятся удаленно. Перед входом в офис нужно заполнить форму с указанием паспортных данных, а если выходишь на перекур, повторно меряют температуру. На улицах и в парках все больше людей, бегунов, детей на роликах, пожилых на прогулке – все в масках и стараются держаться на безопасной дистанции", – рассказывает "Стране" Екатерина Эдельштейн.
В торговые центры потихоньку возвращаются покупатели, но людей все же намного меньше, чем раньше. Рестораны все еще пустуют.
"В Китае и раньше была популярна интернет-торговля и доставка на дом, а сейчас еще больше. Я могу заказать даже фрукты из лавки за 300 метров от моего дома, и не выходить на улицу. При этом и тут соблюдают дополнительные меры безопасности. В моём доме, например, доставка осуществляется на пункт охраны, потом охрана привозит в подъезд – и ты уже сам забираешь внизу подъезда. Стараются по максимуму избегать прямых контактов. В некоторых случаях со строгим карантином (например человек вернулся из опасного региона) соседи покупали продукты и оставляли у человека под дверью, чтобы он лишний раз не выходил из дому и не подвергал риску окружающих. С продуктами проблем нет – первую неделю был ажиотаж, но правительство быстро обеспечило ритейлеров всем необходимым", – рассказывает Эдельштейн.
Для контроля заболевших китайцы разработали специальное приложение, которое по геолокации присваивает QR-код и цвет, служащий пропуском в общественные места.
"Например, если телефон показывает, что человек все время провел, например, в Шанхае и не контактировал с больными людьми, ему присваивают зеленый цвет. Если же ездил в провинцию с заболевшими – желтый (тогда ему нужно провести определенное время в карантине), и так далее. Желтый цвет дают также, если ехал в поезде, в котором был заболевший. Тогда медики связываются со всеми пассажирами и отслеживают их состояние", – рассказывает Екатерина про китайскую систему контроля над коронавирусом.
В Ухане многие все еще большую часть времени проводят дома, хоть и там болезнь уже отошла.
"Волонтеры приносят в дома продукты – овощи, яйца. Еду фасуют по пакетам и раздают людям. Во дворах домов стоят палатки-пропускные пункты, в которых проверяют температуру и данные всех входящих", – делится у себя в Instagram танцовщица Настя Зинченко, которую несмотря на обещание Зеленского так и не забрали с собачкой из Уханя.
Любопытен также опыт соседнего с Китаем 90-миллионного Вьетнама, где всего 38 случаев заражения. Причем половина людей уже вылечилась.
"Правительство здесь строгое и думает о людях. Только когда это все началось еще в январе, сразу отменили все визы для китайцев и корейцев. Сейчас в страну не может попасть ни один гражданин ЕС. Когда зафиксировали больного в одном самолете, то отследили всех пассажиров в разных концах Вьетнама и заставили сдать анализы. Каждый день приходят смски – правительство отчитывается, что и как. Сделали интерактивную карту с обозначением мест, где были люди, которым поставили диагноз. У них сразу спрашивают, где они были и с кем контактировали. Потом идут в заведения, где те были, и всех – на карантин в секунду, а само заведение закрывают на три недели дезинфекции", – рассказала нам живущая во Вьетнаме украинка Ирина Кокота.
"Завезли американцы"
Тем временем в Китае обсуждают теории, откуда у них взялся коронавирус. Одна из популярных – она пришла от американцев.
Об этом заявил официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь. По его мнению, COVID-19 в Ухань могли завезти американские военные.
"Когда в Соединенных Штатах появился "нулевой" пациент? Сколько людей инфицированы? США должны все нам объяснить!", – написал Лицзянь в Twitter, потребовав от Вашингтона более полной информации по COVID-19.
Так Лицзянь прокомментировал выступление главы Центра по предупреждению и контролю заболеваний Роберта Редфилда, который рассказал о смерти американских военных от коронавируса, хотя им изначально диагностировали грипп. То есть, получается, что случаев заражения в США может быть гораздо больше и начались они гораздо раньше, чем это сообщается официально. Просто им ставили неправильный диагноз (или скрывали правильный).
По словам китаиста Василий Кашина, представители США участвовали во Всемирных военных играх, проходивших в октябре прошлого года в Ухане.
"Возможно, с этим связано предположение Лицзяня", – говорит Кашин.
Американцы, впрочем, отрицают такую версию и даже вызвали в Госдеп китайского посла в Вашингтоне.