Ажиотаж ушел, но цены не упали. Власти начинают борьбу с торговыми картелями

Торговые сети заставят отчитаться о причинах подорожания

С началом карантина цена на продукты и медицинские товары ожидаемо выросла на волне ажиотажа, который охватил украинцев, сметавших в панике все с прилавков. Однако ажиотаж уже прошел, но цены назад так и не вернулись. Несмотря на заверения НБУ, в правительстве полагают, что цены на социально значимые товары, наоборот, выросли.

Для того, чтобы разобраться, кто наживается на украинцах, власти запускают систему всеобъемлющего мониторинга, который охватит десятки тысяч розничных торговых точек в стране. Соответствующее постановление было принято на заседании правительства в среду, 22 апреля. Эксперты рассказали, как будет работать новая система и когда цены вернутся на докризисный уровень. Источник – UBR.

Мониторинг

Постановление определяет перечень социально значимых и медицинских товаров, необходимых для борьбы с пандемией, которые отныне подпадают под государственное регулирование. И теперь любые изменения в розничных ценах должны будут декларироваться торговыми сетями и розничными точками по следующим товарам:

Гречка

Сахар

Мука пшеничная (высший сорт)

Макаронные изделия отечественного производства (вермишель из пшеничной муки высшего сорта)

Молоко пастеризованное 2,5% в пакете

Хлеб ржано-пшеничный

Яйца куриные С1

Тушка куриная

Вода минеральная без газа

Масло сливочное 72,5%

Парацетамол, азитромицин, амоксициллин, ампициллин, цефтриаксон, моксифлоксацин

Хлоргексидин, этанол, йод, другие дезинфекторы и антисептики

Медицинские маска, шапочка, халат, рукавицы, респираторы, фартуки, бахилы и др.

"Фактически с 2014 года у нас вообще отсутствовал мониторинг цен. Теперь Госпотребслужбе возвращаются функции мониторинга, а АМКУ будет принимать решение о тех или иных санкциях в отношении нарушителей. Постановление начинает действовать с мая, но мониторинг запускается буквально на днях", – говорит экономический эксперт Юрий Гаврилечко.

екларирование цены

Процедура контроля ценообразования по вышеуказанным товарам будет происходить следующим образом. Юрлицо подает подписанную электронным ключом ведомость в Госпотребслужбу через сайт ведомства. В отчете указывается полное название юридического лица или имя, фамилия, отчество физического лица предпринимателя (ФЛП), регистрационные данные, местонахождение торговой точки, наименование товара и его производителя.

В ведомости указывается также цена на товар – розничная текущая и декларируемая, то есть та, до которой предприниматель намерен поднять цену. Директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко, чьи предложения легли в основу этого документа, объясняет механизм его действия.

"Ритейл уже осваивает это декларирование на практике. Порог изменений, которые нужно декларировать, пока не согласован, на вчерашний день (21 апреля, – ред.) подразумевалось 5%. Если цена в магазине, например, будет меняться на 5% в сторону повышения, то розничная точка вносит об этом информацию на сайт", – приводит пример Дорошенко.

Борьба с подорожанием

В пояснительной записке указана цель постановления – стабилизация цен в период действия карантина. Сообщается, что в марте цены на продукты питания и безалкогольные напитки выросли на 0,4%, гречка – на 5,2%, фрукты, сахар, рис, овощи, макароны и телятину – до 3,9%, на фармацевтическую продукцию – на 1,9%, в то время как инфляция остается на уровне 1%.

Причиной роста цен назван ажиотажный спрос из-за введения карантина, падения гривны и закрытия рынков, которое привело к сокращению предложения. Эксперты объясняют "плохую" статистику изначально более высокими ценами в супермаркетах по сравнению с рынками. Ведь в сетях в цену "забивается" НДС, стоимость списанного товара, надбавки поставщиков за "вход" в торговую точку и т.д. Однако ритейлеры не гнушались и просто "задирать" цены.

"В маленьких городах никто никогда зелень не покупал в супермаркетах, потому что там дороже и менее свежий товар. Цена и так всегда выше, а теперь и спрос на эту продукцию оказался сейчас больше, особенно если мы посмотрим на имбирь или лимон, там цены задрали капитально все: оптовики, поставщики, импортеры – и люди по итогу переплатили", – рассказал UBR.ua исполнительный директор Союза потребителей Украины Максим Несмиянов.

Теперь же Госпотребслужба будет выяснять причину повышения цен. Кто конкретно и как виновен в подорожании: подорожало ли сырье, подняли ли цену поставщики или накинула большую наценку розничная точка. Благодаря онлайн-отчетности по цепочке будут выявлять все операции, которые привели к росту цены на регулируемый товар, когда рынки шли вверх.

"У кого-то гречка по 70 грн, у кого-то – по 20 грн. Население скупает дешевую, остается самая дорогая гречка с высоким заработком. И на нее начинает переключаться рынок. Все новые игроки уходят в этот сегмент, и рынок подтягивается. Это сверхприбыль, но они считают, что это рыночная экономика. На самом же деле у нас дикий капитализм, который ничем не регулируется. Поэтому потребитель переплачивает", – рассказал UBR.ua Несмиянов.

В период ажиотажа ряд поставщиков не подвозили дефицитные товары в час пик в небольшие сети супермаркетов, потому что сделали приоритетом работу с большими сетями с большим заработком, говорит Несмиянов, а во время хаоса и паники населения заработок максимальный.

Борьба с картелями

Цель мониторинга – собрать всю необходимую информацию для Антимонопольного комитета (АМКУ), который и будет на ее основе выявлять те процессы и расследовать картельные сговоры, которые заключаются как в первом "эшелоне" торговли – розничной сети, так и за ее спиной, среди поставщиков. При наличии доказательств виновных будут штрафовать. Но вначале нужно собрать доказательства нарушений.

"Чтобы начать работать, АМКУ должен увидеть, с чем можно работать, и за неделю такую информацию не собрать, на это уйдет 1-2 месяца. Наконец, мы получим достоверные данные по ценам. Я думаю, мы увидим интересную картину, когда Госпотребслужба будет подавать одну информацию по ценам, а Госстат – другую. Госстат измеряет изменение оптовых цен, а данное постановление направлено на отслеживание розничных. Можно будет отследить, что происходит в опте и разнице", – считает Гаврилечко.

Впрочем, говорят эксперты, АМКУ и ранее мог готовить аналитику и проводить расследования, но сильно в этом не преуспел.

"Было громкое дело 2010 года, которое вели несколько лет, в 2014 году завершили, выставили 200 млн грн штрафа на 14 торговых сетей за одновременное повышение цен на определенные продукты. И толку? Они это дело проиграли в суде. Они проиграют в суде любое дело с достаточно высокой суммой, потому что судебная система у нас "дырявая", – полагает Максим Несмиянов.

По сути, система мониторинга, уверены эксперты, принесет результат только тогда, когда эффективно заработают как АМКУ, так и правоохранительная система, которая будет наказывать нарушителей.

Будут обходить

Существуют возможности уходить и от мониторинга, и от наказания, которым пользуются уже сейчас. Так, например, торговцы медицинскими масками из Китая просят своих поставщиков за рубежом ставить завышенные закупочные цены, чтобы иметь возможность без опасений поднять цены внутри Украины, что и случилось с медицинскими масками.

"Посредник, к примеру, купил по 10 грн, продал уже по 70 грн. Аптеки получили от поставщика по 70, а продавали по 80. Начинается расследование, и выясняется, что фирма поддельная, и ее "владелец" – человек без определенного места жительства. Фирма банкротится, и на нее бесполезно накладывать штрафы", – говорит Несмиян.

Впрочем, полагают эксперты, система мониторинга в любом случае – шаг вперед, так как подобные системы действуют и в других странах. И в ближайшие месяцы можно ожидать удешевления по тем товарам, цены на который до сих пор беспочвенно высоки.

"Цены однозначно должны вернуться на тот уровень, который был до пандемии, с небольшой наценкой, так как доллар все-таки вырос за это время на 10%, а на мировом рынке есть повышение цены на ряд товаров, в том числе зерно. Поэтому повышение цен на эти продукты будет, но остальные продукты вернутся на свой уровень", – считает Алексей Дорошенко.