- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 8
Глава Донецкой экоинспекции: Донбасс может превратиться в болото
Иллюстративное фото
В последнее время экология становится все более очевидным фактором нашей жизни. Даже те, кто особо не заморачивается проблемами полиэтиленовых пакетов или парниковых газов, ощущают остроту экологических проблем в виде обезвоживания рек, горящих лесов и торфяников, наводнений и паводков. В Донецкой области, конечно, на фоне войны эти катаклизмы выглядят второстепенно, но лишь потому, что они происходят где-то в центре или на Западе Украины. Однако у нас есть свои мины замедленного действия, которые могут рвануть в любой момент, ударив по судьбам человеческим не менее больно, чем 2014 год. Об этом "ОстроВ" побеседовал с руководителем Донецкого областного отделения Государственной экологической инспекции Украины Олегом Еврейским.
- Мы каждый день слышим новости про экологические бедствия в Украине: пылевые бури в Киеве, пожары в Чернобыле, наводнения в Закарпатье. Какие же основные экологические красные точки Востока Украины?
- Донецкая область находится среди лидеров по загрязнению атмосферы. Предприятия региона выбрасывают в воздух столько же, сколько вся остальная Украина за исключением Днепропетровской и Запорожской областей. Здесь насчитывается свыше 3,5 тыс. предприятий, выбрасывающих в воздух вредные вещества. Самые опасные для здоровья — местные угольные ТЭС: Славянская, Кураховская, Углегорская. Ещё одни из основных загрязнителей региона — Мариупольский металлургический комбинат, Краматорский феросплавный завод, Авдеевский коксохим и тд. Область лидирует и в создании особо опасных отходов.
Если срочно не повысить штрафы за нарушение природоохранного законодательства и оставить все как есть, то растить своих детей здесь не захочет ни один житель.
Одна из основных проблем – это недофинансирование лабораторий. А ведь это главный наш инструмент как Экоинспекции. Приведу пример. Допустим, мы хотим измерить выброс с источника загрязнения в воздух. Газоанализатор может замерить только до какой-то граничной точки, хотя выброс может насчитывать намного больше вредных веществ. И придется штрафовать предприятие, можно сказать, по скидке.
- В сегодняшних реалиях, практически невозможно управлять экологической ситуацией на оккупированных территориях, хотя там существует уйма проблем. Скажите, какие первоочередные шаги должны быть сделаны, чтобы не допустить экологической катастрофы на Донбассе?
- Первоочередная проблема на оккупированных территориях – это затопленные шахт. Их необходимо правильно законсервировать, чтобы вода не разрушала почву, а наружу не выходил метан. Но никто не хочет этим заниматься, ведь это дополнительные затраты, которые в итоге не приносят прибыли: платить за электричество для откачки воды, платить зарплату персоналу, который бы за этим следил и прочее. Но такая экономия может привести к ужасным последствиям для окружающей среды. Загрязнение воздуха, грунта, водных ресурсов. И в конце концов, Донбасс может превратиться в болото, из-за такого количества воды.
- Прошлый глава ГЭИ смог добиться того чтобы ТОП-загрязнители начали допускать экологов к проверкам? Какая ситуация сейчас?
- Количество недопусков опять возросло. Конечно, коронавирус повлиял на это, так как привычная отмазка сейчас: у нас все на дистанционной работе, никто не может предоставить документы. Нужно начинать снова атаковать медийно, как это было раньше, ведь репутацию никто не хочет себе подпортить. А когда это не придается огласке, конечно выгодно тихонько сидеть и платить штраф за недопуск – 765 грн.
- ММК Ильича заплатил в бюджет 10 млн грн благодаря работе Донецкой инспекции. Вы и дальше планируете проверять самые проблемные предприятия?
-Конечно, несмотря на то, что в Донецкой области существует мораторий на плановые проверки в связи с проведением антитеррористической операции, заявлений от физлиц, по которым мы имеем право выходить на проверку, всегда хватает. И в планах, конечно же, выход на предприятия из списка топ-загрязнителей.
- Сейчас сезон отпусков и многие будут отдыхать на Азове. Уровень загрязнения подчас зашкаливает, канализация зачастую выведена прямо в море, причем недалеко от берега. Вы планируете какие-то рейдовые проверки по этой проблеме?
- Легально в море выведен только один организованный вывод канализационных стоков – это выпуск после очистки стоков на станции биологической очистки Мариупольского водоканала.
С началом АТО плановые проверки были прекращены, но в июне инспекция зашла на проверку по обращению граждан. Были отобраны пробы сбросов, которые показали незначительные превышения ПДК по группе аммония. Находится в с. Рыбачье. Не в зоне купания.
Ежегодно кроме загрязнения промышленными предприятиями и портами растет загрязнение Азовского моря в летний период, когда увеличивается количество отдыхающих и начинают работать базы отдыха. Большое количество учреждений отдыха расположены вдоль береговой линии Азовского моря. В некоторых случаях стоки от баз отдыха могут быть сброшены в море. Госэкоинспекция в рамках действующего законодательства на сегодняшний день имеет право только комисионно обследовать данные объекты отдыха вместе с другими органами исполнительной власти, или по обращению граждан при условии согласования центрального органа исполнительной власти. К сожалению, на территории Донецкой области с 2014 года действия мораторий на плановые проверки.
– Экоинспекция ассоциируется с коррупцией и поборами. Как будете исправлять имидж? Будут ли внутренние изменения, обновление штата?
Исправлять имидж в этом случае можно только медийно, быть открытыми к вопросам журналистов и граждан. Сейчас мы делаем добор по штату по договорам, после карантина будем проводить конкурсы и проводить полноценную чистку штата. Будем брать молодых, незапятнанных коррупцией, и обучать.
- Как можно обратиться в инспекцию чтобы была проведена реальная проверка, а не формальная отписка?
- С момента, как я вступил на должность три месяца назад, отписок мы не делаем, выходим на каждую жалобу. Физлицо может написать заявление на официальную почту ([email protected]), принести собственноручно, по телефону, расписать проблему, указать адрес субъекта, на которого жалуется, конкретно описать проблему и тогда мы обработаем заявление и выйдем на проверку.
- Есть ли шанс что экологическая ситуация в Донецкой области начнет выравниваться? Достаточно ли для этого сил экоинспекции?
- Конечно, при правильном подходе всех структур к этому вопросу и изменений в законодательстве, у нас есть все шансы сделать Донецкую область в будущем местом для эко-туризма. Просто тут должно работать все в комплексе: прокуратура, полиция, поддержка областной администрации и в общем политическая поддержка, конечно же.
- Вы на должности уже 3 месяца. Есть ли какие-то результаты, достижения, о которых можно отчитаться?
- Да. В принципе, основной KPI в нашей работе – это цифры. За первый квартал 2020 года (январь-март), к примеру, когда на должности был предыдущий руководитель, было насчитано 10 тыс. грн. ущерба, а с марта по июнь, за мое время работы, уже 11 млн. грн. То есть разница в тысячи раз.
- Как у вас сложились отношения с главой администрации? Есть общее видение и планы работы?
- К сожалению, пока не было возможности с ним увидеться. В первый же день работы записался на прием, но ответа или приглашения до этого времени не поступило, но все же хотелось бы обсудить экологические проблемы с руководителем области и планы по их решению.
- Ну и напоследок хотелось бы узнать, что же нам нужно предпринять или поменять на законодательном уровне, чтобы экологическая политика в Украине работала эффективно и на результат, который измеряется состоянием окружающей среды и продолжительностью жизни населения?
Тут я вижу три основных момента. Первый – это принятие закона про экоконтроль (№3091). Это как база для всей реформы инспекции. Второе – это установка на источниках выброса датчиков, которые считывали бы информацию о количестве выбросов и их составе 24/7. Третье – не менее важное – это увеличение бюджета на материально-техническое обеспечение и на зарплаты экоинспекторам, ведь сейчас это копейки, что и приводит к постоянным коррупциогенным рискам.