- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 5
Повышение зарплат с 1 сентября: кто получит больше
С 1 сентября многие украинцы, работающие по найму, станут зарабатывать больше – Верховная Рада приняла закон о повышении минимальной зарплаты с нынешних 4723 грн до 5000 грн в месяц. Обещано, что в следующем году будет еще два повышения: с 1 января 2021 года – до 6000 грн и с 1 июля 2021 года – до 6500 грн. Напомним: автором закона был президент Владимир Зеленский.
Сайт "Сегодня" разобрался, что это даст Украине, у кого вырастут заработки, а также как менялась сумма "минималки" и сколько продуктов и товаров можно было купить на одну минзарплату 20 лет назад и теперь.
Почему повысили минимальную зарплату
Минимальная зарплата (МЗ) повышалась регулярно, но темпы ее роста в разные годы были неодинаковыми. В итоге она составляла то больший, то меньший процент от средней зарплаты по стране (см. инфографику). Самый большой рост МЗ был с 1 января 2017 г. по так называемому "закону 3200", когда ее увеличили вдвое – с 1600 до 3200 грн, дабы вывести зарплаты из тени. Тогда МЗ составила почти половину средней зарплаты по стране, затем эта цифра постепенно уменьшалась.
Рост минимальных зарплат при падающей экономике и во время эпидемии коронавируса кажется не совсем логичным. Но, по официальной информации, минимальная зарплата увеличится с 1 сентября потому, что, во-первых, в Украине повышается средняя зарплата. В июне она достигла 11 579 грн против 11 446 тыс. грн в докризисном марте и 10 783 тыс. грн в июне прошлого года.
Во-вторых, разъясняется, что источником дополнительных расходов в этом году станет экономия расходов на обслуживание (выплату процентов) внешнего долга в сумме 3,5 млрд грн — такая дополнительная сумма высвободилась из-за отклонения фактического курса от прогнозного, т.е. учитывавшегося при верстке бюджета. Проценты выплачиваются в долларах, а курс сейчас не 29,5 грн/доллар, а на 2 грн меньше.
В-третьих, после роста минзарплаты вырастут и налоговые поступления – на доходы физлиц и НДС, это еще более 500 млн грн.
Очевидно, что все эти деньги пойдут на повышение выплат бюджетникам, бизнесу придется решать проблемы повышения минзарплат самостоятельно.
Для сохранения соотношения между размерами должностного оклада работника 1 тарифного разряда Единой тарифной сетки (ЕТС) и остальных окладов, оклад 1 разряда увеличивается до 2225 грн (+123 грн, или на 5,86%). Соответственно вырастут в процентах и остальные 24 разряда ЕТС. Но работникам низших разрядов будут доплачивать к окладу до минимальных 5000 грн (без вычета налогов). Чистая минимальная зарплата получится 4025 грн (+223 грн).
Интересно, что даже после повышения оклада 1 разряда (по нему платят уборщицам и подсобным рабочим), половина окладов по тарифной сетке окажутся ниже минимальной зарплаты. Это значит, что по ним придется доплачивать до 5000 грн. Например, даже 12-й тарифный разряд – это старший научный сотрудник НИИ, учитель высшей категории – "стоит" всего 4717 грн. И лишь оклад ведущего научного сотрудника (13 разряд) больше минимума – 5051 грн.
Но бюджетники получают не только оклад, а и надбавки к нему. Так в соответствии со ст. 25 закона "Об общем среднем образовании", школьному учителю положены надбавки в процентах от оклада. За классное руководство – 20-25%, за проверку тетрадей – 10-20%, за заведование мастерскими – 15-20%, учебными кабинетами – 10-15%. Еще одна доплата – 10-30% оклада за стаж работы (свыше 3 лет).
Несложный расчет показывает, что учитель высшей категории может получить дополнительно к окладу еще от 2830 до 4480 грн. То есть его зарплата с 1 сентября составит 7547-9192 грн, или 65-80% от средней зарплаты по стране.
Ранее оклад учителя высшей категории составлял 4456 грн (прибавка к окладу 261 грн). С минимальными надбавками получаем с 1 сентября увеличение его зарплаты на 417 грн, с максимальными надбавками – на 508 грн.
Купить на одну минималку
Покупательная способность минимальной зарплаты сейчас намного выше, чем 20 лет назад (см. инфографику).
Так, в 2000 году МЗ составляла всего 118 грн и на нее можно было купить в разы меньше товаров, от которых украинцы вряд ли смогут отказаться. Например, хлеба и мяса – втрое меньше (в сопоставимых ценах), а молока и бензина – в 7 раз меньше, хотя эти товары стоят сейчас намного дороже, чем 20 лет назад. Пять лет назад МЗ была всего 25% от средней зарплаты, с 1 января – 43%, после повышения с 1 сентября она оценочно составит 44%, так как средние зарплаты тоже растут.
Эксперты: на экономику повышение не повлияет
Эксперты говорят, что повышение минзарплат назрело давно, но поднять их решили только сейчас, перед выборами.
"На самом деле, это небольшое повышение и на экономику оно никак не повлияет – ни в хорошую, ни в плохую сторону, – говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Повышение минзарплаты связано с грядущими местными выборами 25 октября и его сейчас максимально распиарят. Основная масса людей этого повышения даже не заметит, а многие работающие в частном секторе, его и не получат. Просто официально им заплатят больше, а "в конверте" – меньше".
Член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин говорит, что это небольшой рост минимальной зарплаты и инфляцию он не ускорит.
"Но теперь минзарплата более соответствует прожминимуму, это абсолютно логично, человек не может получать меньше, чем фактический прожминимум, – говорит Олег Пендзин. – Что касается роста налогового давления на бизнес, то крупные компании и так не платят своим сотрудникам минимальную официальную зарплату, поэтому для них ничего не изменится. А для тех, кто платит зарплату в конвертах – просто произойдет перераспределение. Увеличение МЗ на 277 грн добавит к налоговой нагрузке (ЕСВ) всего 60 грн, это не такие большие деньги".
А вот обещанное властями дальнейшее повышение МЗ с 1 января до 6000 грн и с 1 июля до 6500 грн у Олега Пендзина уже вызывает вопросы. Прежде всего в части компенсаторов. Они уже должны быть прописаны в проекте госбюджета на 2021 год, который должен быть подан в Раду к 15 сентября. Речь идет о 40-45 млрд грн, которые нужно найти для бюджетной сферы, это не очень большие деньги, уверен Олег Пендзин.
В Европейской бизнес ассоциации считают, что бизнесу, особенно небольшому, придется сложно. По их мнению, ухудшатся условия деятельности для добросовестных плательщиков.
"Они будут нести дополнительные расходы на уплату ЕСВ, при этом сталкиваясь с усиленной недобросовестной конкуренцией со стороны теневого сектора, которая вырастет. Фактически именно на добросовестный бизнес будет переведено бремя увеличенных фискальных аппетитов. Увеличение фискального давления в разгар экономического кризиса приведет к снижению налоговых поступлений от той части бизнеса, которая усилит тенизацию своей деятельности", – говорится в заявлении Ассоциации.