- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 3
Иначе пенсий не будет. К какой пенсионной реформе готовят украинцев?
Через 15 лет государство не сможет платить пенсии. Об этом сообщил премьер-министр Денис Шмыгаль. "Это обычная математика и экономическая демография", – заявил он. Население стареет, пенсионеров чем дальше, тем будет больше, чем работающих украинцев. Единственный выход, который он наметил — введение обязательной накопительной системы. Если не пойти этим путем, то, предупредил Шмыгаль, придется повышать налоги вдвое.
Сейчас один работник содержит одного пенсионера. Недавние расчеты Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку показывали, что через 30 лет население сократится на 20% и одного пенсионера будет содержать уже 0,9 работника. При этом упадет важнейший показатель — коэффициент замещения. Это соотношение средней пенсии к средней зарплате. По рекомендациям Международной организации труда, он не должен быть ниже 40%. То есть пенсия должна соответствовать минимум 40% от средней зарплаты. В Украине коэффициент замещения уже 30%, а через 30 лет может составить 20%. Источник – НАШ.
Есть три уровня пенсионной системы. Основной для Украины — солидарный, когда работающие содержат пенсионеров. Есть негосударственный накопительный, который в Украине ничтожно мал и охватывает 878 тыс. человек. Обязательный накопительный уровень годами только обещают и сейчас за него ратует Денис Шмыгаль.
Год назад в правительстве Алексея Гончарука введение обязательных накопительных пенсий считали несвоевременным. Теперь в Кабмине планируют внедрять его уже в 2021 г. Естественно, сделать это можно лишь через изменение законодательства, то есть при поддержке парламента.
Какие пути выхода из пенсионного тупика сейчас видят в правительстве и Верховной Раде и какие еще возможны?
Увеличить нагрузку на зарплату
Первая модель выхода из сложной ситуации обсуждается давно. Внедрение обязательных накопительных пенсий для молодежи младше 35 лет планировали на 2013 г., через два года после повышения пенсионного возраста для женщин. Но реформу не запустили.
Следующий порыв был после параметрической пенсионной реформы. В 2017 г. выросли требования к страховому стажу, возрастной порог выхода на пенсию сделали гибким — от 60 до 65 лет, в зависимости от стажа. Дальше нардепы прошлого созыва и правительство Владимира Гройсмана обязались внедрить обязательный накопительный уровень, но этого так и не сделали.
В декабре 2019 г. законопроект об обязательных накопительных пенсиях подали уже нардепы от "Слуги народа". Во главе группы инициаторов законопроекта №2683 значится Галина Третьякова, глава комитета ВР по соцполитике. Он внесен в повестку дня нынешней сессии ВР. Суть изменений и состоит как раз в том, чем украинцев пугает премьер-министр — в увеличении нагрузки на зарплату здесь и сейчас для более высоких выплат потом.
Работающие люди часть зарплаты будут аккумулировать на специальных защищенных накопительных счетах. Они же выберут способ инвестирования этих средств. Часть отчислений осуществит работодатель. Государство возьмется обеспечить сохранность денег до пенсии. Получать деньги можно будет единоразово, регулярно в ускоренном режиме или в течение жизни.
По законопроекту, 2% от зарплаты — это размер взносов работодателей, 1% — работников. Работник может увеличить процент отчислений и, соответственно, вырастет процент отчислений и работодателем. Максимальный размер отчислений работодателя — до 5% от зарплаты.
У правительства также были планы на внедрение профессиональных накопительных пенсий — для определенных категорий работников в возрасте до 35 лет. Под это подготовили законопроект, который в Раду пока не подали. Но суть и тут сводится все к тому же квазиналогу.
Для участников профессиональной накопительной системы ЕСВ увеличат на 3%, 7% и 15%, в зависимости от категории. ЕСВ и сейчас уплачивает работодатель, и после изменения законодательства также платить будет он. Взнос с зарплаты участника системы пойдет сначала в Пенсионный фонд, а потом разделится: 22% ЕСВ останется в ПФУ, а размер повышения уйдет в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
Но на пути у второго уровня накопительных пенсий сразу встают проблемы:
незащищенность накоплений от девальвации и инфляции;
ограниченные возможности для инвестирования накоплений, в частности, не работает фондовый рынок;
фактически увеличение налоговой нагрузки, что еще больше может вытолкнуть рынок труда в тень.
У правительства, видимо, еще и очень оптимистичные ожидания на 2021 г., хотя течение мирового экономического кризиса сейчас никто в мире предсказать не берется. И если Кабмин хочет запуска обязательного накопительного уровня в 2021 г., он может ошибиться.
На том, что момент для запуска реформа решает если не все, то очень многое, делают акцент в Главном научно-экспертном управлении ВР в своем выводе к законопроекту о реформе.
Там указывают, что в Латвии и Литве в течение нескольких лет снижали процент отчислений из зарплаты на обязательные накопительные пенсии, а в Эстонии свели к нулю. В Чехии второй уровень запустили в 2013 г., а в 2016 году от него отказались. В 2014 г. проблемы с доходностью начали испытывать страховые фонды в Польше. Им урезали возможности для инвестирования и доходы ушли в минус. Правительство практикует возвращение к солидарной системе по молчаливому согласию граждан в течение трех месяцев.
"К сожалению, накопительная система этих стран не оправдала надежд на строительство такого уровня пенсионного обеспечения граждан, который наработан в Западной Европе, в частности, из-за низкого уровня зарплат и соответствующих ему взносов, слабого развития финансовых институтов и небольшого выбора фондов для инвестирования с достаточной доходность на пенсионные накопления", – констатировали в ГНЭУ.
Повысить пенсионный возраст
Параметрической пенсионной реформы с завуалированным повышением возраста выхода на пенсию до 63 лет может быть недостаточно.
"Сейчас в 60 лет ты вынужден непременно уходить на пенсию, если нет особого распоряжения. А если есть особое распоряжение, то в 65 лет. Это максимум, до какого возраста ты можешь работать. В то же время 65-67 лет – это обычный пенсионный возраст в мире, поэтому отправлять людей на пенсию не является необходимым", – заявила Галина Третьякова.
Путь, который она видит — снятие ограничений на пенсионный возраст. Как объяснила депутат, можно уйти на пенсию в 60 с маленькой выплатой или в 70, но получать больше
Сейчас количество пенсионеров — 11,2 млн человек. Из них пенсию по возрасту получают 8,4 млн. Население Украины в возрасте от 70 лет, по данным Госстата, сейчас составляет 4,76 млн человек. То есть чисто теоретически, сейчас выгнать на работу можно 3,64 млн человек.
Сейчас средний размер пенсии составляет 4 676 грн. Если отберем ее у пенсионеров до 70 лет, которых выгоним на работу, то сэкономим 17 млрд грн в месяц. И если разбросаем по оставшимся пенсионерам старше 70 лет, то они получат плюс 3,5 тыс. грн.
Но это очень оптимистичный расклад. На самом деле повышение пенсий таким не будет. Во-первых, мы взяли среднюю пенсию по системе, а сейчас 62% пенсионеров получают выплаты до 5,1 тыс. грн в месяц. Во-вторых, людей в возрасте до 70 лет еще нужно где-то трудоустроить. И если удастся, то зарплаты пожилых украинцев будут отнюдь не космическими, а ЕСВ именно от них и пойдет в Пенсионный фонд. В-третьих, депутат говорит о снятии ограничений, а не об обязаловке. При ожидаемой продолжительности жизни на уровне 71,78 лет, немало людей скорее согласятся даже на нищенские пенсии, чтобы не тянуть лямку до конца жизни.
Альтернатива, которую не рассматривают
Эксперты обращали внимание на то, что Украина уже упустила несколько возможностей для запуска пенсионной реформы. То есть те подходящие моменты, о которых говорят в ГНЭУ ВР.
Это был период относительной экономической стабильности и роста ВВП как раз в 2012-2013 гг., когда на запуск второго уровня так и не решились. Второе окно было хоть и в период экономической турбулентности, но на фоне реформирования ЕСВ. В 2016 году его снизили с 38% до 22%. Тогда часть от сокращения, те же 2-5% от зарплат, и можно было увести на второй уровень — в общеобязательные накопительные пенсии.
Следующим окном возможностей может быть запуск рынка земли в июле 2021 г. При условии, что негосударственным пенсионным фондам, которые так или иначе станут участниками второго уровня, дадут эксклюзивные возможности для инвестирования средств украинских работников в этот актив. Пока что основные каналы инвестирования для НПФ — государственные долговые обязательства (43%), банковские депозиты (41,5%).
Общественный деятель Сергей Доротич в эфире телеканала "Наш" упоминал о высоких финансовых результатах негосударственного пенсионного фонда бывших сотрудников НБУ, который как раз и работал с земельными участками.
"Проблемы есть с тем, что возможность капиталовложений пенсионного фонда ограничена действующим законодательством, той системой диверсификации, которую необходимо серьезно менять, – констатировал Доротич. – Потому что у нас ликвидных активов почти нет".
Украинской земле пророчат подорожание после открытия рынка, значит она будет той инвестицией, которая позволит снизить инфляционные и девальвационные риски. Но планы не скрещивание двух реформ — земельной и пенсионной — ни в ВР, ни в правительстве пока что не озвучивали.