Украинцы останутся без газа и воды, а города – без денег. Как Нафтогазу залатают долговые дыры

Минрегион предложил повесить убытки монополиста на местные бюджеты. Больницы останутся без поддержки

Источник – UBRПока государство лихорадит от бюджетного кризиса, а медики грозят забастовками из-за недофинансирования, пока власти изыскивают всюду займы и кредиты для выживания страны, НАК "Нафтогаз" продолжает искать крайних, кто оплатит его пирамиду несуществующих долгов.

В этот раз повесить недоимки по штрафам и пеням за долги на газовом рынке хотят на местные бюджеты. Такой вариант предлагает законопроект, анонсированный Минрегионом.

Эксперты полагают, что такая инициатива перенаправит поступления от НДФЛ на местах в утробу Нафтогаза и обанкротит местные бюджеты. Это приведет к полному развалу борьбы с пандемией в регионах, ведь именно местные власти, которые обеспечивают работу больниц, приняли первый удар Covid-19.

Но даже разграбление региональных "кубышек" и банкротство ковидных больниц не позволит залатать гигантскую дыру в бюджете Нафтогаза.

Готовятся к худшему

Министерство развития общин и территорий Украины предложило свой вариант разрешения проблемы долгов предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ) перед Нафтогазом за газ, поставленный для выработки тепла для населения.

Сумма задолженности достигла "космических" 35 млрд грн, что эквивалентно общему объему потребленного в 2019 году газа всеми ТКЭ, которые, собственно, потребляют 25% всех поставок Нафтогаза.

Минразвития предлагает реструктуризировать эти долги на период в 5 лет под гарантии местной власти. По словам замминистра Натальи Хоцяновской, такое решение вызвано открытием рынка природного газа, которое само по себе стало вызовом для предприятий ТКЭ.

"Рынок природного газа – это новые вызовы для предприятий теплоснабжения. Имея сегодня ряд нерешенных вопросов, переход на рыночные условия поставок газа может отрицательно сказаться на предприятиях отрасли. Поэтому готовиться к этому нужно уже сегодня", – так оценила законопроект Хоцяновская.

Должники никому не нужны

Тревога министерских чиновников вполне обоснована. До 1 мая предприятия ТКЭ получают голубое топливо от Нафтогаза по твердой ПСО-цене, определенной Кабмином. Но после того, как действие ПСО закончится, газ тепловики будут покупать на рынке. Проблема в том, что газовые трейдеры, которых уже несколько десятков, не готовы становиться поставщиками для коммунальных предприятий-должников.

"Сложившаяся ситуация фактически лишает оборотных средств предприятия, которые задействованы в аналогичной цепочке. А значит, делает невозможным бесплатный отпуск энергоносителей. Все это приводит к росту рисков прекращения поставок газа и других энергоносителей, в частности, теплой и горячей воды", – считает ведущий эксперт Центра Разумкова Максим Белявский.

Назад пути уже нет, реформа газового рынка запустила необратимые процессы. И чтобы не допустить негативного сценария, Минрегион как раз и предлагает долги ТКЭ перед Нафтогазом реструктуризировать под гарантии местных властей.

Фиктивные долги

Нюанс в том, что эти колоссальные долги существуют только на бумаге, а на деле у них нет источника покрытия. Так как сформировались они из-за государственного регулирования цен и установления убыточных для компаний тарифов.

"Эти долги появились в результате регуляторного разрыва. Цена на газ росла мгновенно, но тариф повысить сразу было невозможно, вначале нужно пройти общественные обсуждения обоснованности их повышения, долгий процесс утверждения НКРЭКУ. Такой регуляторный разрыв мог достигать шести месяцев", – объясняет директор Центра анализа и разработки законодательства Ассоциации городов Украины Ярослав Рабошук.

При этом, уточняют эксперты, средства тепловиков вымывались через ныне действующие для ТКЭ распределительные счета, но фактически ими распоряжался Нафтогаз, который оплаты населения коммунальщикам перекидывал на свои счета, где оформлял их не как погашение тела долга, а как оплату штрафов и пеней. Тело же долга за газ продолжало висеть неподъемным бременем на предприятии.

Подобные схемы фиктивного роста долгов – небалансы, манипуляции с номинациями и др. – монополист задействовал на всем газовом рынке, который в целом задолжал Нафтогазу более 110 млрд грн.

"Каковы основные причины: стремительное накопление задолженности за потребленный газ перед НАКом; проблематика небалансов газа; отсутствие надлежащего учета природного газа и других энергоносителей; заниженные тарифы как на отпуск тепла, так и на распределение природного газа", – перечисляет Максим Белявский.

Жалуются на низкие тарифы

Президент межотраслевой ассоциации "Укртеплокоммунэнерго" Арсений Блащук называет ситуацию, которая сейчас сложилась в отрасли, "рэкетом предприятий, которые не могут себя защитить". Ведь накопление долгов предприятий ТКЭ и ТЭЦ за газ произошло по причинам заполитизированного и удаленного от экономических реалий государственного регулирования, начиная с 2016 года.

Каждый месяц эту патовую ситуацию, уверены в ассоциации, ухудшают убыточно низкие тарифы на тепло и горячее водоснабжение, а также нарастание задолженности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги.

"Дорегулировались до того, что задолженность на 1 сентября текущего года достигала 25 млрд грн, и это только по тепловикам без штрафных санкций", – говорит Арсений Блащук.

Всего же долг ТКЭ перед Нафтогазом даже больше, чем посчитал Минрегион, говорят в Центре экономического восстановления, и реально составляет 44 млрд грн. При этом задолженность населения за поставку и распределение природного газа, по данным Госстата, на начало ноября этого года составила 22,4 млрд грн.

"В этот отопительный период наши предприятия входили сложнее, чем все остальные годы. Нам сложно работать на открытых рынках электроэнергии и природного газа, поскольку себестоимость нашего тарифа выше рыночной цены. Тарифы на тепловую энергию для населения до сих пор остаются на уровне 2019 года, причем рассчитаны они на основе показателей 2012 года", – говорит президент ассоциации "Укртеплоэлектроцентраль" Елена Кондратенко.

В прошлом году, подчеркивает она, компании ассоциации получили более 1 млрд убытков только от работы с рынком электрической энергии. Имея обязательства не прекращать теплоснабжение населения в зимний период в условиях хронического кризиса неплатежей, с одной стороны, и заблокированные счета из-за необходимости уплаты штрафов и пени по уже погашенным долгам перед Нафтогазом – с другой, предприятия ТКЭ оказались этой зимой на грани закрытия.

НАК проталкивает свое решение

В Раде еще летом готовились к списанию долгов на рынке газа подобно той процедуре, которая уже была проведена на рынке электроэнергии – такое решение предлагал законопроект №3800-1 за авторством замглавы комитета по вопросам энергетики и ЖКХ услуг Алексея Кучеренко. Документом предусмотрен аудит долгов и списание тех из них, которые образовались за счет штрафов и пеней.

Однако в отместку ему главой газового подкомитета Андреем Жупанином был предложен законопроект-конкурент №3800, торпедирующий это списание. Позднее выяснилось, что законопроект Жупанина на самом деле был написан в Нафтогазе – об этом свидетельствуют свойства файлов законопроекта, загруженных на сайт Рады. В парламенте вспыхнул скандал.

"На комитет пришел Герус (глава комитета по вопросам энергетики и ЖКХ Андрей Герус – ред.) и сказал: будем делать из этих двух общий законопроект со списанием долгов. Комитет должен был собраться по этому поводу еще в сентябре, но так, по каким-то причинам, и не собрался", – рассказал UBR.ua источник в Раде.

Можно предположить, допускают участники рынка, что проволочки связаны как раз с интригами Нафтогаза, который задался целью любым путем сорвать процесс списания фиктивных долгов. И предложение Минрегиона повесить долги на местные бюджеты, возможно, тоже связано с активностью вездесущего НАКа. Впрочем, сами местные власти отнюдь не в восторге от такой инициативы.

Банкротство городов

В структуре тарифов ТКЭ денег на выплаты штрафов и пеней Нафтогазу не предусмотрено, поэтому гарантии местных властей на деле означают, что долги будут погашены из местных бюджетов.

"Почему местные бюджеты должны оплачивать виртуальные долги, возникшие из-за Нафтогаза, Кабмина и НКРЭКУ? Если все-таки такой закон будет принят, то погашаться такие долги будут за счет наемных рабочих, так как основная статья доходов местных бюджетов – это НДФЛ. Но 35 млрд грн – очень большая сумма, если ее повесят на местные бюджеты, то это приведет к их банкротству. Долги из штрафов и пеней необходимо списать, а Нафтогаз – как паразита на рынке – ликвидировать", – уверен экономический эксперт Юрий Гаврилечко.

При этом поступления в местные бюджеты и так из-за коронакризиса существенно упали. То есть, чтобы покрыть виртуальные долги перед Нафтогазом, местным властям придется опустошить все свои запасы. Правда, изъятых средств вряд ли окажется достаточно для погашения всех долгов.

"Взыскать все эти долги с местных бюджетов будет нереально, ведь 80% из них – это защищенные статьи: зарплаты бюджетников и коммунальных услуг. А если будут взыскивать по суду оставшиеся 20%, то этих денег не хватит на оплату долгов перед Нафтогазом", – уверен Ярослав Рабошук.

Ковидные фонды

Даже оставшиеся 20% местных бюджетов играют ключевое значение в борьбе с пандемией, которая нахлынула второй волной, а Всемирная организация здравоохранения прогнозирует уже и третью волну Covid-19.

"Органы центральной власти – МОЗ, НСЗУ оказались нерасторопны, в регионы деньги шли с запозданием. И первый удар Covid-19 приняли местные бюджеты. Именно они закупали оборудование для больниц, те же ИВЛ, именно они выплачивали надбавки медикам. Если оплата коммунальных услуг больниц является защищенной статьей, то покупка оборудования, ремонты и подготовка больниц – незащищенные", – подчеркивает Ярослав Рабошук.

Кроме того, уточняет эксперт, местные бюджеты иногда брали на себя и те статьи расходов, которые относятся к затратам центрального бюджета, пока деньги из центра шли по инстанциям через области. Теперь же фактически Минрегион своим законопроектом все эти "ковидные фонды" регионов снимает с фронта борьбы с Covid-19 и направляет на затыкание дыр в бюджете Нафтогаза, который демонстрирует в этом году феноменальные убытки.

"Господин Коболев и его идеологическое окружение, и НАК "Нафтогаз", они все будут делать, чтобы на весну правдами или неправдами провести это: есть долги у города за газ со стороны теплокоммунэнерго – в безакцептном порядке из городского бюджета списать и вернуть. Они эту идею уже несколько лет лоббируют. Поэтому, если мэрам объяснить, что собираются из бюджета местного забирать эти деньги в безакцептном порядке, то может они немного опомнятся. Они рискуют остаться без денег", – считает первый замглавы комитета Рады по вопросам энергетики и ЖКХ услуг Алексей Кучеренко.