- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 2
Изменения в ПДД: чего не предусмотрели в новых правилах
На днях Кабмин одобрил изменения в правила дорожного движения, инициированные МВД. Однако депутаты восторга в отношении предложенных норм не выказали — внести в повестку дня Рады проект правительственного закона так и не получилось.
UBR.ua решил разобраться, что могло смутить народных избранников и насколько революционными являются новые ПДД на деле.
Первое, что смущает не только простых украинцев, но и юристов — это обязательная передача водительского удостоверения в руки патрульным, а также право останавливать транспорт для проверки на опьянение.
По сути, инициатива разрешает тормозить любую машину под предлогом обследования «на пьянку». Кроме того, появляются риски, что любителям спорить с полицией документы после передачи прав так и не вернут.
Среди прочего, в стратегические планы Кабмина входит снижение скоростного ограничения в населенных пунктах с 60 до 50 км/ч, утверждение нового порядка выдачи прав, ужесточение наказания за вождение в состоянии алкогольного/наркотического опьянения, а также за езду без водительского удостоверения.
Будут гонять и дальше
Между тем, далеко не все предлагаемые нововведения способны решить проблему смертности и травматизма на дорогах. К примеру, снижение скорости с 60 до 50 км/ч никак не поможет повысить безопасность на дороге, говорят юристы.
Ведь сама по себе скорость в 60 км/ч не является опасной, другое дело что согласно ст. 122 КоАП, админответственность начинается только при превышении установленных ограничений скорости на 20 км/ч (т.е. сейчас с 80 км/ч), и все водители об этом знают.
«Лучше было бы внести соответствующие изменения в данную норму КоАП, нежели снижать установленный лимит скорости. Кроме этого, такой ограничитель я бы рекомендовал применять дифференцировано, так как сами по себе дороги в городах разные по трафику и скоростному режиму, и неправильно применять одинаковые ограничения к скоростному шоссе в черте города и узким улицам в центре», — заметил в беседе с UBR.ua управляющий партнер ЮФ «Мисечко и партнеры» Владимир Мисечко.
Следует отметить, что 14 ноября 2017 года в Раду был подан также законопроект, который предусматривает и уменьшение лимита «безнаказанного» превышения скорости до 10 км/ч, что, в теории, может привести к реальным позитивным изменениям.
Важным фактором остается фиксация превышения скорости на дорогах, ведь только при наличии устройств автоматической фиксации можно говорить о реальном снижении скорости участниками дорожного движения. Еще в 2015 г. были внесены изменения в ЗУ «Об дорожном движении», и предусмотрена фиксация нарушения ПДД в автоматическом режиме, но уже больше двух лет норма остается только на бумаге — «письма счастья» легко оспариваются в суде.
Права купил — ездить не купил
В МВД также предложили установить «испытательный срок» длиной 2 года при первой выдаче удостоверения водителя. В случае совершения не более 2 правонарушений за указанный период, права хотят продлевать автоматически на 30 лет. Эксперты признают, что норма поможет воспитать дисциплинированных водителей, но справедливей было бы установить градации правонарушений по их степени тяжести.
«Ведь есть огромная разница между, скажем, не включением ближнего света фар в светлое время суток и нарушением правил дорожного движения, повлекшим ДТП», — заметил UBR.ua юрист ЮКК «Де-Юре» Артем Шевцов.
А чтобы нивелировать коррупционную составляющую при выдаче прав, не лишним было бы и предусмотреть возможность аннулирования водительского удостоверения в судебном порядке. Например, в качестве наказания за неоднократное грубое нарушение ПДД. Кроме того, необходимо усилить и ответственность чиновников, в том числе должностных лиц, уполномоченных выдавать водительские удостоверения.
«Выдача первого удостоверения сроком на 2 года никак не гарантирует, что эти временные права выданы без коррупционной составляющей», — заметила в разговоре с UBR.ua младший юрист Eterna Law Маргарита Татарова.
Есть вопросы у юристов и к ужесточению наказания за вождение в состоянии алкогольного/наркотического опьянения. Норма, однозначно, позитивная, но эту проблему стоило бы решать комплексно: начиная от повышения цен на алкоголь, поднятия уровня минимального допустимого содержания алкоголя в крови (у нас сейчас 0,2, а, к примеру, в США — 0,8), до пожизненного лишения прав, ведь количество совершенных ДТП по причине алкоголя зашкаливает.
«А вот ужесточение наказания за вождение автомобиля без прав, как по мне, это устарелая норма, ведь мы стараемся жить во время цифровых технологий. Поэтому главное, чтобы было удостоверение личности, а наличие или отсутствие прав на управление транспортным средством может проверить и сотрудник полиции», — заметил Владимир Мисечко.
Свидетели не нужны
Важным нововведением, по мнению юристов, могла бы стать имплементация в наше законодательство механизмов контроля за реальным выполнением наказания, в том числе в виде штрафов. Ведь мало повысить санкции, нужно еще и добиться, чтобы нарушитель был выявлен, выполнил предписание и понес наказание.
Кроме того, для многих оплата штрафов даже на предлагаемом МВД высоком уровне — не сильно то и ударит по карману. Возможно, за некоторые правонарушения стоило бы наказывать более решительно, говорят правозащитники.
«К примеру, можно предложить арестовывать лиц, задержанных за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения на срок до 30 суток, с конфискацией прав на год (эта часть ужесточения санкций предлагается МВД), а в случае повторного нарушения — как минимум продлить оба этих срока», — говорит Маргарита Татарова.
Увеличение срока рассмотрения дел за «пьяное» вождение с 3-х месяцев до одного года, увеличение штрафов за значительное превышение скорости, оставление места ДТП, вождение без прав и усиление уголовной ответственности за ДТП с тяжелыми последствиями или в состоянии алкогольного опьянения действительно могут улучшить печальную статистику смертности на дорогах. Однако некоторые из предложенных норм могут повлечь ограничение прав граждан.
По мнению юристов, к таким изменениям можно отнести:
- обязанность именно передать, а не предъявить, сотруднику Нацполиции водительское удостоверения и другие документы;
- возможность проверки водителя на состояние опьянения без обязательного присутствия двух свидетелей;
- существенное увеличение обязательных к исполнению требований патрульных, как, например, не выходить из авто после остановки без разрешения полицейского.
Тем не менее, говорят юристы, предложенные изменения большей частью усиливают санкции за правонарушения. Имеют положительный потенциал, и, при их надлежащей реализации на практике, должны привести к уменьшению смертности и травматизма на дорогах.
«Еще одной равнозначной составляющей обеспечения безопасности дорожного движения является создание достойной дорожной инфраструктуры, которая помогала бы водителям избегать опасных ситуаций», — подытожил Артем Шевцов.