- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 8
Пандемия плодит интернет-бизнесы. На чем делают деньги в сети – интервью с топ-менеджером OLX
За год пандемии жизненный уклад украинцев сильно изменился. Они стали больше покупать в интернете, интересоваться альтернативным транспортом – велосипедами и приобретать больше гаджетов для обустройства быта.
Об этом и других тенденциях UBR.ua рассказал директор департамента клиентского сервиса OLX в Украине и Центральной Азии Игорь Сыроватко.
Как пандемия повлияла на бизнес в Украине, на спрос и предложение?
Из-за пандемии появилось немало предпринимателей, которым из-за закрытия рынков, магазинов и торговых центров пришлось заниматься торговлей в интернете.
Также и среди покупателей, кто раньше не пользовался онлайн-шопингом, это стало обычным делом.
По сути, такой глобальный "бум" произошел всего за два месяца весны 2020 года. В прошлом году из-за нестабильной работы офлайн-магазинов популярные категории на OLX показали следующую динамику количества заказов:
Мужская одежда +123%;
Мужская обувь +94%;
Электроника: комплектующие и аксессуары +74%;
Смартфоны +63%.
В пять самых популярных категорий в 2020 году попали также детские игрушки, которые потеснили аксессуары для мобильных телефонов.
Появились и новые тенденции в спросе, связанные с пандемией. Люди стали больше обращать внимание на альтернативные средства передвижения.
Например, в марте 2020 популярность велосипедов на OLX выросла на 70%, а в феврале-марте этого года – велосипеды искали более 1,9 млн раз. Этот транспорт остается самым популярным среди пользователей.
Кроме того, из-за значительного распространения удаленной работы, украинцы стали все больше интересоваться техникой для дома – в 2020 году заказов таких девайсов стало больше на 93% по сравнению с предыдущим.
Киевляне больше всего пытались минимизировать свои социальные контакты
Ограничение офлайн-торговли также спровоцировало "бум" на услуги доставки, особенно в столице и крупнейших городах Украины. В течение прошлого года количество заказов на нашей платформе с услугой OLX Доставка выросло на 87,7% – до 2,7 млн сделок (против 1,4 млн в 2019 году).
Жители Киева, к примеру, больше всего пытались минимизировать свои социальные контакты – за год было сделано более 120 тыс. заказов с сайта в черте города. Похожие показатели мы зафиксировали на доставки из столицы в Днепр, Одессу и Харьков – 26-33 тыс. заказов. А вот средний чек в самых популярных категориях товаров остался неизменным – 1240 грн.
При этом в пик ограничений марта-апреля 2021 года мы зафиксировали 414 тыс. успешных доставок с "Укрпочтой". В этот период по частоте заказов детские товары занимали первое место, далее была одежда и электроника.
Участились ли случаи мошенничества в связи с ростом популярности онлайн-шопинга? Как OLX с этим борется?
Такие случаи участились с 2019 года во всем мире. Киберпреступники вместо попыток взлома сайтов стали массово создавать их подделки – фишинговые странички для кражи платежных данных доверчивых пользователей.
Искусственный интеллект ежедневно анализирует около 15 тыс. подозрительных аккаунтов
Пик мошеннических действий пришелся на конец 2020 года, когда покупатели массово заказывали товары накануне новогодних праздников и январского локдауна.
Технически, OLX – защищенная платформа с международным опытом противодействия киберугрозам: платежные данные пользователей не хранятся на платформе. А имена, номера телефонов и адреса электронной почты пользователей зашифрованы в соответствии с международными требованиями.
Объявления попадают на платформу после автоматической модерации. А модели искусственного интеллекта ежедневно анализирует около 15 тыс. подозрительных аккаунтов и блокируют те, которые определяют, как подозрительные.
Однако практически во всех случаях жертвы отдают свои платежные данные самостоятельно.
Поэтому четыре месяца назад мы запустили образовательный сайт Онлайн[за]хист, который обучает украинцев навыкам киберграмонтости: не разглашать свои платежные данные, не переходить в сторонние мессенджеры, не открывать ссылки от малознакомых людей и т.д.
Как изменились позиции украинского бизнеса за карантинный год?
Здесь важно уточнить, о каком именно бизнесе идет речь. Нацбанк, к примеру, в начале 2021-го заявил, что бизнес начал год с пессимистических настроений.
В то же время OLX провел опрос более 3 тыс. предпринимателей малого и среднего бизнеса, представленных в онлайне. Из них большая часть (57%) планировали завершить 2021 год с существенной прибылью.
Бизнес расширяет каналы продаж и больше тратит на рекламу
Согласно опросу, каждый восьмой онлайн-предприниматель в Украине увеличил объемы товаров и стал больше тратить на рекламу. А каждый десятый – расширил каналы продаж (например, в дополнение к сайту открыл магазин на онлайн-площадке) или добавил дополнительные услуги, такие как доставку.
Сферы с быстрым оборотом средств – в частности, розничная торговля – остаются основным драйвером в восстановлении экономической активности.
Онлайн-предпринимателям удалось быстро адаптироваться к новым реалиям, поэтому в 2021 году мы также ожидаем значительный рост интернет-торговли в Украине.
Что думают предприниматели об ограничениях?
Согласно нашему опросу, проведенному в январе, только 13% предпринимателей считали большинство ограничений уместными. При этом самой распространенной претензией была "избирательность" контроля.
Спустя год после первого локдауна каждый пятый предприниматель стал гибко реагировать на изменения и не строить жестких планов. А каждый восьмой – стал закупать товар в больших объемах, чтобы обеспечить постоянную работу бизнеса.
Чем отличается ведение бизнеса в онлайне от офлайнового в Украине?
Первое и главное отличие: сейчас онлайн-бизнес намного более стабильный и предсказуемый, чем "традиционный".
В 2020 году появилось немало предпринимателей, которым фактически пришлось заниматься интернет-торговлей. Офлайн-точки то закрывались, то работали с существенными ограничениями. И это не только украинская тенденция, а общемировая.
Оптимально тратить на продвижение 3-5 тыс. грн в месяц
Онлайн-шопинг достиг своей максимальной доли в мировом ритейле – 16,4%. По сути, такой взрывной рост произошел в течение двух месяцев весны 2020 года во всем мире.
Второе существенное отличие – низкий порог входа. Например, продвигать свой товар на нашей платформе можно начать с бюджетом в 300 грн, а оптимально – 3-5 тыс. грн в месяц. Это гораздо дешевле аренды и содержания практически любого физического магазина.
При этом каждый третий украинский покупатель тратит более тысячи гривен во время онлайн-шопинга. Благодаря этим факторам, только на OLX в 2020 году количество бизнес-клиентов выросло на 10% и превысило 32 тыс. магазинов.
Чем отличается ведение онлайн-бизнеса в Украине от зарубежного?
В Европе покупательская способность в несколько раз выше, чем в Украине. Одновременно намного жестче конкуренция с международными корпорациями с неограниченными финансовыми и техническими возможностями.
Украина – одна из наиболее комфортных стран для ведения онлайн-бизнеса
В странах Азии и Европы более сложное законодательство, что приводит к обязательной проверке предпринимателя по множеству документов. Чтобы начать торговать онлайн на европейских площадках, необходимо пройти гораздо более длительный процесс валидации.
На мой взгляд, Украина – одна из наиболее комфортных стран для ведения онлайн-бизнеса.
Например, 78% взрослого населения пользуется интернетом, тогда как в среднем по миру – 59%. Активных покупателей – почти 11 млн, и каждый четвертый совершает более двадцати покупок в год. Это огромная аудитория для любого бизнеса.
Также достаточно развита культура онлайн-платежей и сервисы доставки.
К примеру, при запуске услуги OLX Доставка у нас не было проблем, с которыми сталкивались зарубежные коллеги: отсутствие надежных и технологичных локальных служб доставки, необходимость подключать несколько сервисов, большие инвестиции для работы с проверенными мировыми партнерами.
В настоящее время около 90% сделок с ОLX Доставка проходят за пределами крупных городов, а среднее расстояние между покупателем и продавцом составляет более 300 км.
В Польше, к примеру, практически все онлайн-покупки отправляются по предоплате, и у клиентов нет возможности посмотреть/примерить товар перед оплатой. А в Казахстане электронику и бытовую технику покупатели берут в основном в кредит, как только такая потребность возникает.
Банки предоставляют удобные программы потребительского кредитования.
Какие Ваши прогнозы на 2021 год?
После замедления до -3,3%, согласно прогнозам Международного валютного фонда, мировая экономика в 2021 году покажет рост в 6%. В основном благодаря вакцинации и государственной поддержке предприятий развитых стран.
Привычка украинцев покупать в онлайне электронику, одежду, обувь, медикаменты, продукты будет только укрепляться
В Украине падение ВВП было тяжелее – до -4%. Сокращение инвестиций и основного капитала, по данным Нацбанка, наблюдалось практически во всех видах деятельности. Исключением стали почтовые и курьерские службы, которые показали существенный рост капитальных инвестиций вслед за развитием онлайн-торговли.
Карантинные ограничения в том или ином виде продолжатся, поэтому новая привычка украинцев покупать в онлайне электронику, одежду, обувь, заказывать медикаменты, продукты и еду будет только укрепляться.
Именно эти сферы, которые развились во время жестких ограничений, на мой взгляд, в 2021 году могут показать рост до 10%. В то время как общий прогноз для национальной экономики – около +4%.