- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
Доллар дешевле 27 грн. Чего ждать от цен на золото, топливо, авто и недвижимость
За последнее время национальная валюта Украины начала стремительно укрепляться. Если на 1 июня курс гривны составлял 27,46 грн/$, то уже 9 июня банкиры предвидят его приближение к отметке в 27 грн/$. Многие из них убеждены, что через несколько дней, невзирая активную скупку американской валюты НБУ, доллар все же уйдет ниже психологической отметки в 27 грн.
В разговоре с экспертами UBR.ua узнал, каким образом укрепление гривны отобразится на ценах по стране. Речь пойдет о золоте, автомобилях, топливе и недвижимости.
Вкладываться ли в золото
Золото в Украине – это импорт, приобретаемый за доллар и евро, который, в отличие от "американца", дешевеет не столь сильно. Когда гривна укрепляется, дешевеет и металл. Но доллар все равно является в нашей стране базовой валютой, поэтому от курса евро цена драгметалла практически не зависит.
"Пересчет стоимости золота все равно будет проходить через доллар. На мировых рынках мы не ожидаем удешевления золота. Мировая инфляция будет расти несколько лет. А вот на внутреннем рынке произойдет коррекция за счет укрепления доллара", – прогнозирует советник председателя правления "Мегабанка" Андрей Львов.
Осенью этого года гривна, наоборот, будет слабеть. Это станет дополнительным драйвером для роста цены золота в Украине. Сейчас же оно в нашей стране не "просядет" именно из-за высоких цен на внешних рынках. Банкир приводит такой пример: на фоне пандемии спрос на металл в Индии упал на 80%, но оно никоим образом не подешевело.
"Сегодня мы покупали его по 1720 грн за грамм, а продавали за 1740 грн. Золото – это на сегодняшний день тихая гавань, защитный актив. И – прекрасная инвестиция. Люди, покупавшие золото в начале года, увидели рост до 20%. И это серьезные цифры. Это – по сути валютная прибыль. Такую маржинальность найти непросто", – уточнил он.
Если резюмировать, то сегодня-таки стоит инвестировать доллар в золото, ожидая с осени неплохой "навар".
С покупкой авто лучше не тянуть
Гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко рассказал UBR.ua, что стоимость авто, которая привязана к доллару, в Украине действительно упадет, но насколько – предугадать невозможно. Как и нельзя предвидеть, какие компании пойдут на такой шаг.
Параллельно с этим директор "Види-Край Моторз" (официальный дилер Ford) Виталий Дорофеев обращает внимание на несколько факторов, которые повлияют на стоимость машин, добавляя, что крайне сложно предположить, каким будет их соотношение в дальнейшем.
"Сказать, по какому курсу сейчас продаются автомобили в Украине, крайне сложно. Часть импортеров работает с евро. Другие – с долларом. У кого-то машины завезены, а цена уже зафиксирована. У кого-то она фиксируется на момент выкупа. Какой-то одной универсальной схемы нет", – акцентирует эксперт.
По его словам, те трейдеры, которые завезли автомобили ранее, немного проиграли. Все импортеры машин работают по своим схемам. Например, практически все японцы работают с долларом. Европейцы – с евро.
"Тем более, снижение курса на одну гривну – практически неощутимое. К примеру, авто за $30 тыс. дешевеет на 30 тыс. грн, но некоторые бренды могли дать и такую скидку. Вспомним еще и о дефиците автомобилей, которые подымет на них цену. А точнее – нехватка полупроводников из-за пожара на японском заводе", – добавляет он.
Сам дефицит будет наиболее заметен в июле-августе. И касается такая тенденция всего мира. Но как это скажется на украинском рынке, можно только гадать. Поэтому, если желающие приобрести автомобиль и хотят подождать, ожидая еще большего укрепления гривны, то должны подходить к вопросу индивидуально, узнавая, кто и по какому принципу торгует.
НБУ над рынком топлива не властен
Цена топлива всегда зависит от курса. Во-первых, компании закупают нефтепродукты в валюте. Во-вторых, они платят все налоги, акцизы, которые также привязаны к валюте (к евро за тонну). Поэтому укрепление гривны в любом случае должно спровоцировать удешевление топлива. Но при условии, что цены на внешнем рынке на него останутся на том же уровне или также упадут.
Более того, как обращает внимание в разговоре с UBR.ua гендиректор сети SunOil Леонид Косянчук, топливо в Украине убавило бы в цене из-за укрепления гривны, если бы котировки на европейском рынке стояли на месте. Но мир выходит из кризиса, промышленность восстанавливается. А с нею – и спрос на нефтепродукты выравнивается.
"Есть два фактора: курс Нацбанка и внешний рынок. Цены на внешнем рынке серьезно растут. А "игры" Нацбанка наших нефтяников не касаются. Одна грн на долларе – это около 70 коп. на литре. Когда европейский рынок стоит, действия НБУ будут для нас ощутимыми, но не в этой ситуации. Тем более, прогнозировать шаги регулятора непросто", – подчеркнул он.
О подобном говорит и сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. И добавляет, что государство на сокращении поступлений от акцизов много не потеряет.
"Укрепление национальной валюты не настолько сильное, чтобы акцизы попадали. Я не верю, что этот тренд длительный. Поэтому не думаю, что бюджет сильно потеряет. Цены на топливо растут. Растет и акциз, но он рос бы еще больше, если бы гривна не укреплялась", – отметил Марунич.
Недвижимости "по барабану"
В разговоре с UBR.ua аналитик SV Development Сергей Костецкий утверждает, что действительных предпосылок для укрепления экономики нет, хоть гривна и дорожает. Соответственно на стоимость недвижимости динамика курса не повлияет. Если даже речь о закупке строительных материалов, более важным остается соотношение евро к доллару.
"Если курс упадет до 23 грн/$, как было в прошлом году, а жилье не подешевело, то не произойдет этого и сегодня. Цены на квартиры не изменились, а в гривне они как дорожали, так и будут делать это дальше. Та же третичная недвижимость: аренда гостиниц, мотелей. То же касается и вторичного жилья", – прогнозирует он.
Относительно же новостроек эксперт отмечает, что тут также существенных изменений ждать не стоит. Хотя, казалось бы, укрепление гривны сыграло бы на руку отечественным строительным компаниям, закупающим материалы за границей. По словам аналитика SV Development, "черный рынок" никуда не делся. И укрепление гривны выгод компаниям не принесло.
"Мы, например, строим дом. Отделочные материалы мы везем из Китая. Юань сейчас по отношению к доллару дешевеет. Но когда мы загоняем валюту в наши банки, для нас ничего не меняется. Гривна подешевела, а банкам все равно. Они переводят деньги по удобному им курсу. "Черный курс" особо не изменился", – резюмирует Костецкий.