- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 6
"Налог на Кока-Колу" загонит газировку в тень: что будет с ценами после введения акциза на сахар
Налог на сладкие газированные напитки, который предложили обсудить в парламентском комитете по вопросам здоровья нации, в Украине будет ввести крайне сложно.
Украинские потребители являются одной из самых сахаролюбивых наций в Европе, и незначительное повышение цен не скажется на их предпочтениях. Также подобное решение способно только усилить теневую сторону вопроса и увеличить реализацию напитков в обход крупных сетей, считают эксперты.
По словам директора украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексея Дорошенко, на украинском пищевом рынке всегда много вопросов, но подобные инициативы практически никогда не проходят в Верховной Раде и остаются невостребованными.
"Я не верю, что в Украине примут акциз на сладкие газированные напитки. Пищевые пакеты прошли, потому что это – экология, тренд и понятно для всех. А что такое "сладкие напитки", которые не будут сладкие? Для большинства депутатов – это непонятно", – комментирует он UBR.ua.
Даже с учетом того, говорит он, что во многих странах такой налог уже существует, там к этому подходили постепенно.
Если речь идет о внедрении более здорового питания для детей в школах, то в таком случае увеличение стоимости газированных напитков могло бы идти как один из шагов. Но и в этом случае это может только расширить теневой сектор.
На сегодня Госпродслужба больше сконцентрирована на крупных торговых сетях, а мелкие одиночные магазины практически никто не проверяет, подмечает эксперт. В то же время продажи там достаточно неплохие.
Алексей Дорошенко считает, что рост цены на 5% на потребление никак не повлияет. А более серьезное повышение, например, на 20% – только усилит нелегальные продажи. К тому же, с учетом того, что сейчас некоторые отрасли пищевой промышленности Украины на грани закрытия из-за подорожания энергоносителей, сладкие напитки – именно то направление, которое могло бы удержаться.
Поэтому вопрос должен обсуждаться и с точки зрения его уместности в конкретный момент.
Крупные международные компании, как Coca-Cola, PepsiСо, которые сегодня занимают значительную долю украинского рынка, в случае введения акциза могут увеличить долю поставок своей продукции в диетических версиях. А за стандартный вариант – будут платить налог.
Вполне вероятно, считает Дорошенко, что введение новых норм для сладких напитков может в итоге вылиться в банальную цель увеличения поступлений в бюджет, а не заботу о здоровье детей.
"Эти компании не лоббируют свои интересы. Они проглотят, как есть. Но если законопроект действительно будет всплывать, они пустят на передовую Европейскую бизнес ассоциацию, которая будет говорить, что это не европейские нормы и т.д.", – резюмирует Дорошенко, и подчеркивает, что решающим фактором при покупке останутся потребительские предпочтения украинцев.
С учетом того, что мы считаемся самой сахаролюбивой нацией в Европе, присутствие сахара в рационе, в т.ч. в напитках, для некоторых – это уже традиция, добавил эксперт.