Украину лишили литовского топлива: это может быть первой весточкой энергетической блокады

Украину лишили литовского топлива: это может быть первой весточкой энергетической блокады

На один стабильный источник поставок у нашей страны стало меньше. В конце этого – начале следующего месяца наша страна может остаться и без российского, и без белорусского топлива

Источник – UBR

Беларусь закрывает транзит нефтепродуктов, которые идут из Литвы в Украину. Так белорусы ответили литовцам на их отказ переваливать белорусский калий после введения американских санкций.

Экспорт калия – одна из ключевых статей дохода Беларуси. По сути альтернативы по экспорту миллионов тонн калия нет, отмечают эксперты.

Какую долю рынка потеряем и кто ее восполнит

Для нашей страны литовский импорт нефтепродуктов – это:

  • порядка 50 тыс. тонн/мес. дизтоплива;

  • 20 тыс. тонн/мес. "пятого" бензина А-95

"Не то, чтобы очень много, но и не мало – суммарно порядка 7% в годовом измерении", – рассказывает директор Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.

По его мнению, получить выгоду от перекрытия литовского ресурса сможет как сама Беларусь, для которой наша страна остается единственным ликвидным каналом экспорта их нефтепродуктов, так и другие игроки – и наши производители, и импортеры.

В итоге утерянную долю рынка смогут распределить между собой россияне, белорусы и Кременчугский НПЗ.

По словам Куюна, еще в прошлом году некоторые участники топливного рынка тестировали литовские поставки через Польшу. Но тогда это оказалось невыгодно. Возможно, теперь к такому маршруту все же придется прибегнуть, несмотря на его дороговизну.

Энергетическая блокада

Эксперты не исключают, что в ближайший месяц рынок немного поштормит. Выпадение многолетнего игрока рынка не пройдет бесследно, хотя и будет смягчено низким зимним потреблением, и перелитым рынком.

"Розничные цены не отреагируют, поскольку действует госрегулирование. А объемы есть, запасов на зиму – много. Но потеря объемов – это плохо, потребление растет", – подметил в беседе с UBR.ua Сергей Куюн.

Ситуация может существенно усугубиться к концу месяца. Тогда наша страна может остаться не только без топлива с белорусской стороны, но и с российской. По мнению некоторых экспертов, нынешняя ситуация – это предвестник более масштабных шагов, которыми Украину хотят отрезать от поставки разного рода энергоресурсов.

"В конце февраля не будет нефтепродуктов из Беларуси и России. Я прогнозирую энергетическую блокаду Украины на момент минимального остатка природного газа в хранилищах. Предварительно, в конце февраля – начале марта", – заметил в разговоре с UBR.ua директор компании "Укравтономгаз" Андрей Дорофеев.

При этом, добавляет он, отразится такая блокада на всех видах топлива, в том числе на автогазе. А реальный дефицит ресурса будет в марте, перед посевной.

Надо избавляться от зависимости

В свою очередь Сергей Куюн лишь подтвердил, что наша зависимость от Беларуси и РФ – крайне высока: сейчас будет более 70% по дизельному топливу, учитывая последние события.

Беря во внимание "теплые" взаимоотношения наших стран – нынешняя и возможная будущая ситуация очень рискованная.

"Украине надо работать над снижением такой зависимости, это реально – путем увеличения переработки в Кременчуге, морских поставок и проработка поставок через Польшу", – добавил директор Консалтинговой группы "А-95".

Блокада или война за рынок сбыта

Одновременно с этим соучредитель Фонда энергетических стратегий (ФЭС) Юрий Корольчук считает, что ограничений поставок для украинской стороны пока больше ждать не стоит.

"Они же заблокировали фактически Литве. Нам они дальше поставляют. Поэтому спим спокойно", – добавил эксперт.

О том, что вряд ли стоит опасаться "большой блокады" говорит нам и директор сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин. Он назвал это, скорее, "борьбой за рынок". "Беларусы рынок Украины для себя очистили. На ценах это не отразится – у нас госрегулирование", – подытожил он.

В то же время, если энергетическая блокада все же произойдет, то цена будет расти точно, но не критично, отмечают эксперты. По их словам, тяжело прогнозировать в процентном соотношении рост цен – все зависит от стоимости на нефть и девальвации гривны.

К тому же большинство трейдеров уже подготовились к диверсификации поставок топлива.

"Например, мы сейчас ведем переговоры с несколькими польскими компаниями о резервировании объемов сжиженного газа для наших клиентов в марте на случай энергетической блокады Украины. Госрегулирование цен на топливо на АЗС немного удержит цены, это нормальная европейская практика", – рассказал Андрей Дорофеев.

При этом эксперт добавил, что дефицита нефтепродуктов точно ожидать не следует, в отличие от дефицита природного газа.