- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 4
Солнце, море, бюллетень. Как летняя явка повлияет на результат выборов
Выборы 21 июля станут первой в независимой Украине полноценной парламентской кампанией, состоявшейся летом.
Сезон уже повлиял на ее ход и, вероятнее всего, отразится на результатах голосования. Эксперты прогнозируют низкую активность в день выборов. Но с этим мнением согласны не все.
Подробности – в статье "Страны".
Лето не для выборов
До этой кампании выборы в Верховную Раду проходили либо в марте, либо в октябре. Однако эта внеочередная кампания по воле президента Владимира Зеленского проходит летом. Это наложило отпечаток на избирательную кампанию, которая близка к завершению.
Партии и отдельные кандидаты в депутаты, баллотирующиеся в мажоритарных округах, активно проводят агитационные мероприятия на открытом воздухе, в том числе большие концерты с участием звезд.
"В эту кампанию мы видим и предвыборные туры, например, Вакарчука (фронтмен группы "Океан Эльзы" и лидер партии "Голос" Святослав Вакарчук. – Прим. ред.) и Винника (Олег Винник выступает в поддержку Аграрной партии. – Прим. ред.), и приезды в отдельно взятые округа той же Тины Кароль или Оли Поляковой. Обычному избирателю это больше понравится, чем разговоры о высоких тарифах, актуальных в холодное время года", – комментирует политолог Вадим Карасев.
Специалисты по выборам гадают, как повлияет лето – традиционный отпускной период – на явку избирателей. Глава правления гражданской сети ОПОРА Ольга Айвазовская считает, что она будет низкой именно из-за сезона.
"К сожалению, летний период негативно влияет на этот аспект", – заявила Айвазовская на брифинге. Генеральный директор Комитета избирателей Украины (КИУ) Алексей Кошель с учетом месяца выборов также прогнозирует снижение явки. Но дело не только в массовых отпусках.
"Летом люди еще активно едут за границу на сезонные заработки, что тоже отразится на посещаемости избирательных участков. Это касается, прежде всего, Западной Украины", – говорит Кошель в комментарии "Стране".
"Фактор сезонных работ, конечно, повлияет, но не сильно, причем, он характерен не только для запада страны. А вот насчет отпусков часть респондентов призналась, что их планы на отдых могут помешать им проголосовать", – парирует глава социологической группы "Рейтинг" Алексей Антипович в беседе со "Страной".
Кто будет в выигрыше
В целом собеседники "Страны" соглашаются с тем, что явка 21 июля будет ниже, чем на недавних президентских выборах. Напомним: по подсчетам Центризбиркома, в первом туре она составила 63,53%, во втором – 62,07% При этом в опросах перед теми выборами около 80% избирателей выразили готовность прийти на избирательные участки.
Как говорят в ОПОРА, сегодня готовы проголосовать около 60% избирателей. "От этой цифры отнимаем 15 или 20 и понимаем, что явка будет между 40% и 50% максимум", – отмечает Айвазовская.
Снижение явки менее 50% прогнозирует и гендиректор КИУ Кошель.
"Будет ниже, чем на президентских выборах. Не исключено, что ниже 50%, поскольку июль – это сезон не только политического, а вообще затишья, разъездов, что, конечно, затрудняет социологические исследования", – комментирует директор социологической службы Центра Разумкова Андрей Быченко "Стране".
В то же время Антипович отмечает "достаточно высокую" избирательную мобилизацию. "Явка действительно снизится по сравнению с президентскими выборами, но будет выше 52% – зафиксированной на внеочередных парламентских в 2014 году. Тогда жители востока страны неохотно шли на участки. Случился Майдан, потом аннексия Крыма плюс не было за кого голосовать... Допускаю, что в этот раз показатель будет на уровне 55-57%, что близко к классической явке в Украине 55%", – полагает Антипович.
Как обычно, пассивна на выборах будет молодежь. А лето сильнее скажется на голосовании в больших городах, откуда больше уезжают в отпуска, чем из сельской глубинки.
"Партии, которые рассчитывают на жителей больших городов, недосчитаются части голосов. Это, прежде всего, касается партий "Голос", "Сила и честь" и частично "Слуги народа", – прогнозирует гендиректор КИУ Кошель.
Против партии президента Зеленского может сыграть ее высокая электоральная поддержка. "Иной избиратель "Слуги народа", видя ее высокий рейтинг, передумает голосовать – мол, и так победит. Партия серьезно потеряет, если таких окажется много", – считает Алексей Кошель.
При этом фактор гастарбайтеров, по его мнению, может сказаться на результате, опять-таки, "Голоса", а также "Европейской солидарности" (ЕС) и "частично" "Батькивщины", которые ищут электоральную поддержку в Западной Украине.
По мнению Антиповича, от текущих электоральных тенденций в процентном соотношении могут выиграть, прежде всего, партии "Батькивщина" и "Оппозиционная платформа – за жизнь", а проиграют "Слуга народа", "Голос" и ЕС.
"Однако все это лишь предположения социологов, хотя и обоснованные. А избиратель проголосует как ему заблагорассудится и способен преподнести сюрприз", – резюмирует глава "Рейтинга".