- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 3
Общество обличителей коррупции. Как украинцев вознаградят за доносы
В Украине могут появиться общества обличителей коррупции, которые будут зарабатывать на выявлении взяток и откатов. Такие, хоть и шуточные, но с опаской предположения начали делать юристы после того, как Верховная Рада дополнила закон «О предупреждении коррупции» статьей «Вознаграждение обличителю».
Соответствующий законопроект № 1010 парламентарии приняли 17 октября 2019 года. Документ под купол внес президент Украины Владимир Зеленский в качестве выполнения одного из своих предвыборных обещаний.
Основная цель инициативы – закрепление правового статуса информаторов, предотвращение и борьба с коррупцией на пути к становлению полноценного правового государства. Необходимость закона обусловлена тем, что правоохранительные органы просто не справляются с проблемой коррупции.
Легализуют информаторов
Закон вводит новое понятие «информатора» – лица, которое при наличии убеждения, что информация является достоверной, уведомило о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений.
«Информаторы смогут уведомить устно, письменно, через специальные телефонные линии, официальные веб-сайты, средства электронной связи, СМИ, журналистов и т.д., при этом каналы уведомления разделены законом на внутренние, регулярные и внешние. Выбор канала остается за информатором. Уведомление должно содержать фактические данные, подтверждающие правонарушения, которые могут быть проверены», — отметила в беседе с UBR.ua руководитель гражданской практики ЮФ «Горецкий и Партнеры», адвокат Дарина Старовойтова.
Уведомления, которые поступили через регулярные или внутренние каналы подлежат предварительной проверке в срок до 10 рабочих дней. По ее результатам могут быть приняты следующие решения:
азначение внутренней (служебной) проверки, расследование информации в случае подтверждения или дальнейшее уточнение информации;
при подтверждении факта коррупции, материалы передадут органу досудебного расследования;
в случае, если факты не подтвердились, производство закроют.
«Во многих странах давно уже действуют подобные институты, программы по защите свидетелей и т.д. Уликами могут быть показания в суде, документы и любая информация, которая способствовала доказательству преступления и не была известна правоохранительным органам», — отметил в беседе с UBR.ua партнер ЮК «Наказ» Арсений Салалайко.
На кого будут больше жаловаться
После стадии предварительной проверки в трехдневный срок информатору предоставляется детальная письменная информация. Срок проведения служебной проверки или расследования составляет до 30 дней, но может быть продлен с уведомлением информатора до 60 дней.
«Исходя из информации в СМИ, реестра судебных решений, информации о делах, которые рассматриваются в судах, больше всего уведомлений будет о подкупах служебных лиц, незаконном нецелевом использовании государственного имущества, незаконном обогащении, отмывании доходов, препятствии правосудию», — считает Дарина Старовойтова.
Право на вознаграждение имеет обличитель, который сообщил о коррупционном преступлении, размер которого в пять тысяч и более раз превышают размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на момент совершения преступления. Обличители могут претендовать на денежное вознаграждение за информацию о взятке или ущербе, нанесенного государству в размере не меньше 10,035 млн. грн.
Решение о вознаграждении обличителю будет принимать суд, а сумма вознаграждения составляет 10% от предмета коррупции, но не может превышать размер 3 000 минимальных заработных платы (12,519 млн. грн.).
«Для получения вознаграждения нужно дождаться судебного решения, а по делам, где убытки составляют от 10 млн. грн., его придется ждать не один год», — рассказал UBR.ua адвокат, руководитель проектов практики безопасности бизнеса Juscutum Станислав Борис.
Сам же обличитель не будет нести ни юридической, ни гражданско-правовой ответственности за ложные доносы или ущерб, который он нанес. К тому же, говорят юристы, практика показывает, что привлечь к реальной ответственности за совершение такого преступления практически невозможно.
«Вполне логично, что предусмотренная законом возможность поощрять информаторов создает условия для коррупционных рисков и служебных злоупотреблений со стороны информаторов, потому вопрос о лжесвидетельствовании остается актуальным», — говорит Дарина Старовойтова.
Защитят ли обличителей
В целом, юристы довольно скептически восприняли изменения в законодательстве в части введения так называемых обличителей коррупции. Хотя и не отрицают, что даже сейчас правоохранители не редко «поощряют» финансово своих информаторов.
«До внесения указанных изменений правоохранители использовали обличителей во многих уголовных процессах. Их работа щедро оплачивалась. Были случаи, когда вознаграждение со стороны правоохранителей, по неофициальным данным, составляло $10 000 и больше», — добавил Станислав Борис.
Проблему юристы видят в возможности превращения процесса борьбы с коррупцией в бизнес. Со страхом шутят о перспективе создания обществ, например, под названием «Сабля коррупции», которые будут пытаться зарабатывать на этом, не разбираясь в том, кого и за что разоблачать.
Способствовать развитию обличителей будет и то, что они и их семьи находятся под защитой государства.
В частности, им гарантировано право на бесплатную правовую помощь, применение мер обеспечения безопасности, восстановление на работе, с которой они были освобождены в связи с сообщением ими фактов коррупционных правонарушений.
Но при этом юристы отмечают, что четких механизмов защиты, кроме представительства интересов в суде, а также создания источника новой статьи расходов госбюджета на эти мероприятия, законом не предусматривается.